Избирательные кампании этого года проходили в экстремальных условиях угрозы возвращения эпидемии и - в необычном формате. Голосование на референдуме по поправкам к Конституции растянулось на неделю, сентябрьские выборы продолжались три дня – с пятницы по воскресенье. Как проходил Единый день голосования во Владимире - наблюдали корреспонденты «ВВ».
Не всякая реклама – двигатель прогресса
В пятницу у меня «заглючил» телефон. Пару раз врывался непонятный самоактивирующийся звонок, приглашавший сходить проголосовать. Это, скажу честно, совсем не настраивает на позитивное отношение к выборам. На фоне рекламного и мошеннического телефонного спама на звонки с неизвестных номеров уже не принято отвечать. Но, когда в самый неподходящий момент телефон вдруг без вашего на то согласия начинает что-то вещать, это вообще ни в какие ворота...
А в воскресенье от дел и отдыха людей отрывали агитаторы, названивая в домофоны и интересуясь, сходили ли жильцы на избирательный участок. Кому понравится в законный выходной мчаться, например, к домофону, на бегу оттирая руки от теста, чтобы пообщаться с незнакомой тетей?
Не спорю, повышать гражданскую сознательность избирателей, ну и, следовательно, явку на выборы нужно, но неужели нельзя было найти менее назойливые и нарушающие частное пространство способы? К тому же не особо такие способы активизировать голосование работают - судя по тому, что явка по городу чуть превысила 18%. Тут явно при избыточной назойоливости беда с креативом. Но — к процессу выборов.
Настрой в целом на участках отличался от привычной приподнятой атмосферы выборов прошлых лет, которую не сбивали, а наоборот — даже интриговали различные эксцессы. Сейчас все проходит скучнее, но почему-то, по нашим наблюдениям, раздражительнее.
Наперекор эпидемии
Вот у ДК молодежи дежурят ребята, проводящие экзитпул. Раньше они охотно шли на контакт. Сейчас стараются спрятаться от корреспондентов. Парень, созвонившись с организаторами соцопроса, все же пообщался с нами, а девушка продолжала прятаться. Парня зовут Олег, он студент ВлГУ.
- Народ был, с утра много прошло. Некоторые отвечают, но больше тех, кто не отвечает, это их право, - поведал он.
В фойе дежурит сотрудник управления Росгвардии Евгений. Говорит, что все три дня тут спокойно, эксцессов нет, и добавляет - лучше бы до конца голосования все так же и продолжалось.
Пройти в зал для голосования можно только через медицинский пост. Сотрудница ДК Анна всем измеряет температуру. Такие же посты есть на всех участках. Но в ДКМ еще и маски раздают не только членам УИК, но и желающим избирателям, чего не было, например, на избирательном участке в ДДюТ. Тут же установлен рециркулятор воздуха, а средства для дезинфекции рук есть повсюду.
- С повышенной температурой за три для никого не было, - сообщает Анна.
Кстати, потом это же нам скажут на всех остальных участках, где мы побывали. То ли сама процедура голосования оздоравливает, то ли избиратель пошел сознательный - с температурой по домам сидит.
К слову, об атмосфере: какая-то тетенька чуть не забила сумками нашего фотографа, фотографирующего вход на участок. Ей показалось, что мы специально фотографируем именно ее, и очень разозлилась. Попытались объяснить - «нет, не Вас!», но безуспешно — дама ругалась на весь участок.
УИКи усиленного режима
В зале голосования «усиленность» комиссий нам подтвердили наблюдатели от разных партий, у которых к работе избирательной комиссии не было никаких претензий. Во время голосования дежурить на участке людям приходилось по 12 часов, а в Единый день голосования – до поздней ночи: пока голоса подсчитать, пока протоколы составить и сдать…
В основном в избиркомы идут те, у кого нет маленьких детей. Но бывают исключения - у зампредседателя конкретной УИК Натальи Андреяненко детей двое: «Дочке уже 18 лет, а сыну – полтора годика. Дочь взрослая, с ней или с мужем младшего оставляю. В комиссии работаю уже больше 10 лет, муж привык».
Первые два дня голосования комиссия работала не в полном составе, это разрешено. А до того разносили повестки, штамповали бюллетени.
- Я спрашивала своих, кто может выйти и в какие сроки. Весь объем обязанностей распределили по согласию. Кто мог прийти, тот и приходил. Но со всем справлялись. А вот в Единый день голосования уже всем составом работаем, - объяснила председатель УИК № 454 Ирина Рыжова. - По моим наблюдениям, в первые для два явка была средней, а с утра в воскресенье народ шел плоховато. Наверное, все на дачах - выкапывают картошку, придут вечером. По моим ощущениям мы все же выйдем на обычную явку.
Комиссии предстояло еще день простоять и ночь продержаться. Только когда все протоколы примет ТИК, председатель позвонит членам комиссии и отпустит по домам. Но это может случиться и поздней ночью...
Уже покидая этот участок видим забавную сценку: две бабушки приехали из Коврова на распродажу каких-то курток – увидели рекламу. И очень расстроились, что в ДКМ идут выборы, а курток нет. Мы тем временем отправились на участок №431.
На входе наблюдатель от коммунистов Алексей Яцук. Говорит, все идет замечательно. Но народа мало. Молодежи почти нет.
- Погода хорошая, были бы дожди – было бы раза в два больше избирателей на участке, - рассуждает Яцук. - Это я уже по опыту сужу. Еще ждем к закрытию волну - люди с дач приедут.
Вот появляется молодая мама, очень спешит. Ребенка, не успевающего за ней, тянет за руку. Быстро выполнив свой гражданский долг, она так же быстро убегает.
О пользе видеотрансляций
В зале для голосования в целом пусто и грустно. Редкие одиночки забредают выполнить свой долг гражданина. Кстати, на референдуме по поправкам в Конституцию на этом участке голосовала команда ФК «Торпедо». Сейчас футболисты голосуют каждый на своем участке.
Ситуация оживляется конфликтом председателя УИК с наблюдателем от эсеров, пожелавшей проверить паспортные данные кого-то из голосовавших и сфотографировать журнал.
- А если у меня сомнения, что избиратель проживает по этому округу и находится в списках? Я прошу членов комиссии удостовериться в его личности. А мне отказывают! Может прийти кто угодно! С любым паспортом! Вписаться вместо тех людей, кто никогда не голосует. У них же есть списки таких людей! – возмущается наблюдательница.
- Клевета это! – парирует председатель Дмитрий Сапожков.
- А мне не дают проверить! – возбужденно продолжает женщина. - У нас есть информация, что одни и те же люди курсируют по всем участкам и каруселят.
- Да невозможны карусели с нынешней явкой и видеотрансляцией, - убеждает ее председатель УИК.
- А кто эти трансляции смотрит и сверяет? Вы сами! Мне ни разу не предоставили доступ к видео!
Но что мешает подключиться к порталу с видеотрансляциями со всех участков? Смотри, сверяй и подавай в суд, если видишь признаки карусели.
Под постоянным видеонаблюдением и сейф, где хранятся в опечатанных сейфпакетах бюллетени с выносной урны и с предшествующих дней голосования.
- У меня есть также информация, что 15 наблюдателей были незаконно задержаны. И целые сутки их держали в полиции! - женщина настроена по-боевому.
А у меня есть другая информация по вашим наблюдателям! Сейчас я вам покажу!
Сапожков находит в смартфоне видео с признаниями задержанных в том, что они срывали агитационные материалы оппонентов.
- Так их заставили все это сказать! – настаивает коллега задержанных. Ее все же уговорили связаться со своим штабом и уточнить про доступ к трансляциям. После этого все успокоились.
Скучно и немного депрессивно
После этого снова наступила грустная тишина, лишь редкие избиратели забредали на участок. Вот женщина, которая всю жизнь голосовала здесь, но после перекройки округов ее участок оказался в другом месте. Наконец в зал голосования влетает стайка молодых людей. Но рано я обрадовалась, приняв их за избирателей. Это вернулась команда, ходившая по адресам тех, кто высказал желание проголосовать на дому: два наблюдателя и член УИК. В этой УИК самый молодой состав во всем городе.
- Посетили 15 квартир, два часа ходили пешком по адресам, - признался наблюдатель Вадим Воронов.
Пока его коллега Юлия Рогожина сдает бюллетени и члены комиссии вместе с наблюдателями составляют акт, на участке появляется кандидат от ЛДПР Сурен Микоян – заехал посмотреть за ходом голосования. Вроде всем доволен. До этого на участок заглядывал и другой кандидат – Альберт Русанен.
Выходим мы с этого участка вместе с 80-летней Надеждой Алексеевной. По лестнице бабушка спускается с огромным трудом, опираясь на палочку.
- Мы все равно ничего не решаем, но все, кто более-менее сознательный, на выборы ходят, потому что надо, - озадачивает нас дзеновской философией пенсионерка.
Пока добираемся до очередного участка, пытаемся для себя выяснить, что не так с атмосферой выборов в этом году. И приходим к выводу, что пандемия все же подкосила социальное самочувствие людей: планы нарушены, доходы упали, нет выездных буфетов с вкусняшками и концертов. Казалось бы: кому нужны буфеты теперь, когда времена дефицита давно канули в Лету? А без них не та атмосфера!
Место позитива
В Арт-дворце, где расположены два участка, идут масштабные ремонты. Так что залы для голосований прямо в холлах.
- А мы не в обиде. Соседство взаимовыгодное, кто-то идет голосовать, заодно и на выставку заглянет. А кто-то ради выставки из дома выбрался, и по пути на участок свой заглянул, - на позитиве встречает нас председатель УИК №457 Елена Шигина.
Хотя местным участкам пришлось несладко. В ходе ремонта были демонтированы старые окна, а чтобы члены комиссии не замерзли, оконные проемы затянули баннерами.
- Да все у нас хорошо! Нам и пледы выдали, и куртки, и калориферы привезли, - смеется Шигина. – И вообще, у нас праздник. Два года не было выборов. Мы друг по другу соскучились.
То ли председатели здешних УИКов такие веселые оттого, что народ голосует активнее, чем на других участках, то ли народ бодрее, потому что атмосфера здесь легкая... Но связь какая-то точно есть!
- Бабушки приходят утром. Многие - с семьями, - поделился наблюдениями председатель УИК № 456 Евгений Алексеенко. - Вчера вечером было много молодежи, на велосипедах приезжали. Огорчались, что нет стойки, где можно велосипед привязать. Сегодня много семей.
Попытки провокаций были: в первый день голосования молодой человек, взяв бюллетень, очень долго бродил с ним по участку, ожидая реакции членов УИК. Но те добродушно наблюдали за парнем. Так ничего и не произошло, а проявлять инициативу в присутствии довольно серьезного пула правоохранителей, юноша не решился. Проголосовал и молча ушел.
Алексеенко благодарит каждого проголосовавшего и желает хорошего дня. Хотя именно сегодня он, наверное, хотел бы быть дома – у дочки Насти день рождения, а папа весь день и ночь на работе.
- Дочка, конечно, сначала огорчилась, но потом даже порадовалась, когда я пообещал отметить еще раз ее день рождения и посвятить понедельник исполнению ее желаний.
Активность на своем участке председатель УИК объясняет тем, что избиратели знают своих кандидатов и идут голосовать осознанно. Вот как эта семья, которая пришла на участок с детьми, Андрей и Надежда.
- Во-первых, голосовать нужно хотя бы для того, чтобы ваш голос никуда не делся. Был случай, правда, очень давно, когда меня на выборы пригласили сразу на два участка, - вспоминала Надежда. - Ходила разбираться. Ну, а во-вторых, от нашего выбора многое зависит. А выборы в органы местного самоуправления для нас даже важнее федеральных, потому что мы выбираем человека, которого знаем. И он будет тут работать. Детей берем с собой: прогуляться, потом на выставку динозавров сходим.
Провожая нас, Евгений Алексеенко прогнозирует, когда же явка на выборы будет стабильно высокой:
- Когда вот эти дети подрастут, которым с детства родители рассказывают и показывают, как голосовать, и объясняют, для чего это нужно. Это и будет поколение сознательных избирателей.
Читайте также: Во Владимире "Единая Россия" получила все мандаты в горсовете