Организатором встречи стала администрация Владимирской области в лице Департамента экономического развития, Владимирское областное отделение Союза машиностроителей, Корпорация развития Владимирской области. Модератором – руководитель Межведомственной рабочей группы (МРГ) по научно-промышленному кластеру двойного назначения коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, генеральный директор Института государственно-частного планирования Елена Антипина.
В своем приветственном слове директор Департамента экономического развития Владимирской области Александр Ярошевский сказал, что наша «цель – проработать различные механизмы для достижения тех показателей, которые перед нами ставит президент РФ по диверсификации продукции предприятий ОПК».
Елена Антипина подтвердила, что цель работы МРГ – выполнить поручения президента (в частности достичь на предприятиях ОПК выпуска продукции гражданского и двойного назначения от общего объема производства до 30-50 процентов к 2025-2030 годам), обеспечить «системный характер мероприятий по диверсификации предприятий ОПК и связать эти мероприятия с целями импортозамещения и национальными проектами».
Руководитель МРГ пояснила, что новый инструмент для решения этих задач – кластеры двойного назначения, к созданию которых привлечены министерства обороны, промышленности и торговли, образования и другие федеральные структуры, госкорпорации и НИИ. Это особая форма кооперации, в которую входят предприятия ОПК, малого и среднего инновационного бизнеса, региональные НИИ, вузы, региональные власти. Снижение оборонного заказа является дополнительным стимулом для регионов в деле создания новых форм экономического развития, «региональной реиндустриализации», выпуска высокотехнологичной продукции в том числе, входящей в «санкционные списки».
Механизм запуска кластеров двойного назначения формируется на базе «лучших практик» предприятий ОПК – они стали пилотными проектами. По словам Антипиной, «Владимирская область выразила желание поучаствовать в этом процессе».
«Механизм взаимодействия предприятий ОПК, малого и среднего бизнеса был опробован в Томской области, – рассказала руководитель рабочей группы. – Ядро кластера двойного назначения – предприятие ОПК. Его главной задачей, разумеется, остается выполнение госзаказа, что хотя и ограничивает его маневры на рынке, но в консорциуме с новыми компаниями сделает производственную систему гибкой, в которой все участники могут дополнять друг друга».
«Предприятия ОПК до сих пор работают в формате предзаказа, в формате планового режима. Мы предлагаем создать гибридный режим, в котором можно сочетать плановый предзаказ и выпуск продукции по нацпроектам и импортозамещению», – уточнила Антипина суть работы кластеров двойного назначения. В их работе сохранится закрытая часть (собственно оборонзаказ), но при этом появится «приоткрытый контур», в который будут выведены ресурсы предприятия при снижении оборонзаказа, и «открытый контур», в который войдут другие компании, выпускающие высокотехнологичную продукцию двойного и гражданского назначения, конкурентоспособную на мировом рынке».
«При формировании Томского научно-промышленного кластера двойного назначения «Комплексные автоматизированные системы» мы работали с предприятиями ОПК, вузами, НИИ, Правительством Томской области, помогая им сформировать необходимые кластерные проекты, нацеленные на импортозамещение и обеспечение реализации национальных проектов, а также сам организационно-правовой контур, рассчитанный как на выполнение задач диверсификации, так и, при необходимости, быстрой мобилизации региональной экономики. Лидером производственной кооперации в Томске стал бывший манометровый завод, ОАО «Манотомь», – рассказала Антипина об одном из пилотных регионов. – Предприятие разрабатывает и изготавливает средства измерения давления, температуры и сопутствующее оборудование как для военных нужд, так и для топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и других гражданских отраслей. Оно готово было поделиться своими наработанными рыночными компетенциями с другими заводами ОПК и сформировать вокруг себя своеобразный центр компетенций по диверсификации, с нашей помощью, став таким драйвером реализации проекта в Томской области».
Минпромторг подсчитал, что для выполнения всех намеченных нацпроектов необходимо выпустить продукции на 6,4 трлн рублей. Из них в России можно произвести ее только на 3,4 трлн рублей. На это в бюджете деньги есть, сказала Антипина: «Это как раз тот потенциал, который направлен на импортозамещение. По нацпроектам предприятия ОПК могут поставить продукции на 740-750 млрд рублей». Чтобы снижение оборонзаказа не ударило по предприятиям, эти объемы нужно увеличить в два раза. Один из вариантов решения задачи по импортозамещению – участие предприятий ОПК в консорциумных закупках. Как заверила Елена Антипина, на последнем заседании рабочей группы в августе выяснилось, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не против такого варианта решения вопроса о загрузке мощностей предприятий ОПК.
Заместитель директора Фонда развития промышленности Анна Бринева, сказала, что уже в конце 2017 года была сформирована программа конверсии для предприятий ОПК, но «несмотря на льготные условия, первые два-три года эта программа очень тяжело раскачивалась». Не все были готовы воспользоваться возможностями государственной поддержки. Но сейчас процесс пошел более активно: 36 проектов получили финансирование на сумму 15 млрд рублей. Из них 24 проекта – по выпуску средств индивидуальной защиты (СИЗ) в связи с пандемией.
Анна Бринева отметила, что для предприятий, входящих в холдинги и госкорпорации, процесс согласования долгий. Но заем можно получить за 2-3 месяца, если есть обоснование, на какие цели деньги пойдут «прямо сейчас». «Мы понимаем, что диверсификация у многих предприятий ОПК на сегодняшний день не на первом месте», уточнила она. Кроме того, Фондом не финансируются научно-исследовательские работы, в отличие от развития производства, цифровизации, внедрения передовых технологий. Одна из самых востребованных программ Фонда связана с импортозамещением, хотя, если по конверсии Фонд готов софинансировать до 80 процентов стоимости проекта, то по импортозамещению – только 50 процентов.
О работе по выпуску конверсионной продукции рассказал директор по дорожно-строительной технике АО «Ковровский электромеханический завод» (КЭМЗ), входящий в холдинг «Высокоточные комплексы» Игорь Тупицын: «Мы приступили к работе гражданской продукции в 2011 году – к выпуску дорожно-строительной техники». Это мини-погрузчики с бортовым поворотом. С 2011 года доля гражданской продукции на КЭМЗ составляла от 9 до 11 процентов. А в 2019 году уже 21 процент. «Основные узлы гидравлических компонентов погрузчика – это как раз специализация нашего предприятия, – отметил Тупицын. – Проект поначалу шел тяжело. Но мы рассчитываем со следующего года запустить серийное производство». КЭМЗ начал выпускать и трактор второго тяглового класса (совместно с чешской компанией), который на КЭМЗе предполагают поставлять и на экспорт. Пока произведено и отгружено всего около 300 таких тракторов. Фермерские хозяйства довольны качеством и надежностью этих машин: «Они поставляются даже на Сахалин». Кроме того, на КЭМЗе стали производить станки, поставляемые на предприятия всей России.
Александр Ярошевский, подытоживая итоги круглого стола, отметил, что важнейшее значение диверсификации производства на предприятиях ОПК придает губернатор Владимирской области Владимир Сипягин, и областная администрация окажет им в этом всевозможную поддержку. Ярошевский сказал, что необходимо направить обращения в министерства и ведомства для формирования ими единого госзаказа предприятиям ОПК для ясного понимания ими перспектив дальнейшего развития. Кроме того, указал директор департамента, «если перед нами ставят задачу диверсификации продукции предприятий ОПК, то следующая задача – подготовка профессиональных кадров, которых на предприятиях на хватает». Обращения с просьбой увеличить число бюджетных мест в вузах будут направлены и в Минпросвещения, и в Минобрнауки.
Отвечая на вопросы «Владимирских ведомостей» генеральный директор Института государственно-частного планирования Елена Антипина, сказала, что конверсия (не как термин, вошедший в употребление еще во времена СССР, а как ее реальное воплощение в те же времена) «реализовывалась в закрытом контуре плановой экономики, и тогда не говорилось, что она должна быть обязательно высокотехнологичной: это были просто потребительские товары».
«Ижевские мясорубки делались из того же сплава, что шел и на изделия оборонки, – образно сказала руководитель Межведомственной рабочей группы: «Это приводило к избыточным потребительским характеристикам, но в СССР они компенсировались государством и не приводили к повышению цены. Сейчас – новые правила, построенные на принципах государственно-частного партнерства. Предприятия ОПК должны выпускать высокотехнологичную и конкурентоспособную на мировом рынке продукцию». На них, по ее словам, накоплен огромный опыт: человеческий и технологический потенциал. «У нас уже есть предприятия, которые могут производить дорожную технику на уровне лучших немецких образцов», – заверила она.
«Зарубежные предприятия захватывали наш рынок всеми возможными способами. Пока мы не обратили внимание, что нам нужно заняться своим технологическим суверенитетом, они безраздельно царствовали на нашем рынке, – отметила Антипина. – Снижение гособоронзаказа – это объективная вещь. Мы накопили достаточный потенциал, чтобы замещать и санкционную продукцию. Если мы будем делать кластеры двойного значения, то задача, которую поставил президент: сделать диверсификацию источником импортозамещения и обеспечения реализации национальных проектов – будет решена».