Идя на предпремьерный показ, я искренне опасалась, что увижу сусальный фильм-памятник с водруженной «на божничку» героиней, но умница-режиссер Оксана Карас с командой сценаристов выдали очень талантливое, обаятельное, живое кино о женщине, которая была — нет, не святой, но все равно — светлой и прекрасной, невзирая на использование крепких слов, когда контекст ситуации для них подходил, способность к не всегда доброй иронии и даже умение виртуозно хлестать коньяк из горла. Потому что обладала неимоверным чутьем на то, что хорошо и плохо, - и любила людей.
Нет, она не пыталась спасти мир — была умна и наверняка знала, что не получится. Но не считала это поводом не делать правильные вещи, которые — при всей своей кажущейся неважности — действительно освящали чужие жизни. Устроить грамоту от префекта за противостояние с мировым злом несчастному работяге, подарить платье наглухо спятившей «балерине»-пенсионерке, притащить бомжа на диван в собственной гостиной, а бомжиху — обнять, поцеловав в сальную голову, раздобыть козленка в центре Москвы и рискнуть свободой ради того, чтобы скрасить последние часы умирающего ребенка — скажете, какой в этом смысл? Да никакого. Кроме того, что это и есть — теплота, это по-человечески.
Я не случайно сказала про «живое» кино. Сюжет картины построен в формате «один день из жизни...» - с явным намеком, что у Глинки все дни были такими — наполненными беготней и хлопотами о людях, которым, кроме нее и ее команды по фонду, надеяться было абсолютно не на кого. И собирательный образ майора, который был прислан разобраться с неугомонной докторшей, но посмотрел на ее убежденные «скачки с препятствиями» - и застопил всю правоохранительную машину, выглядит на удивление правдоподобно. Даже не потому что Бурковский, оказывается, хороший актер. Просто иное было бы за гранью добра и зла, на стадии, где еще немного — и начинается уже даже не равнодушие, не жестокость, а самый настоящий фашизм.
И — да, Карас очень четко продемонстрировала, что мы — в большинстве своем - меняемся в зависимости от того, кто находится с нами рядом. Если святые — мы тоже подтянемся. Если грешники — расслабимся, по их нормам. И лишь единицы выступают стержнями этого социума, которые тянут за собой тех, кто не готов быть такой опорой. Когда нам везет, мы встречаем таких, как Глинка.
Чулпан Хаматова так сыграла Доктора Лизу, что большую часть фильма я вообще забывала, что это актриса. Догилева, Коренева, Трибунцев — их вы тоже не сразу узнаете. Рекомендация «ВВ»: это кино смотреть всем.