13 декабря 2020 в 09:41

В пандемию владимирский бизнес мечтает о хорошем спросе

Фото: Владимир Чучадеев
Во Владимирской области зарегистрировано 1,7 тысячи малых (без микро!) предприятий. Причем, наибольшее их количество сосредоточено в обрабатывающих производствах и оптовой и розничной торговле с ремонтом автотранспортных средств и мотоциклов (28% и 23% соответственно). Такие данные приводит Владимирстат, подводя итоги большей части 2020 года.

Торгуем больше

В среднем в штате одного малого предприятия нашего региона числятся 34 человека. Хотя есть отрасли, где этот показатель выше: например, в сельском хозяйстве — 42, в обрабатывающих производствах – 40 человек на компанию... А вот в упомянутых торговле и ремонте транспорта плюс гостиницах и заведениях общепита «на контракте» работают в среднем лишь по 26 человек на «фирму».

Теперь самое интересное — деньги. Общий оборот владимирских малых предприятий (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) за январь-сентябрь «коронавирусного» года потянул на 117,8 млрд рублей (выходит 66,2 млн на одно МП), из них 47,5 млрд — на счету компаний оптовой и розничной торговли и ремонта транспорта, а 32 млрд — обрабатывающих производств.

То есть вывод такой: пока, увы, продается в регионе куда больше продукции, чем производится местным промышленным малым бизнесом. Это не очень хорошо, потому что деньги за товар, произведенный не у нас, уходят в итоге в регионы их производства.

Самые весомые обороты в расчете на одно предприятие у все той же торговли (больше 112 млн), а самые низкие — у фирм, предоставляющих услуги, - всего до 15,5 млн рублей. При этом наиболее существенная доля в общем объеме стоимости отгруженных товаров, выполненных работ и услуг приходится на малые предприятия именно промышленных видов деятельности – 46,4% (32 млрд) и строительства – 12,9% (8,9 млрд).

Кстати, у обрабатывающих производств в малом бизнесе Владимирской области есть свои герои. В общем объеме отгруженных товаров самая весомая доля – 16,2% – приходится на предприятия пищепрома, 12,3% – на производителей резиновых и пластмассовых изделий, 11,5% – на компании, специализирующиеся на готовых металлических изделиях, кроме машин и оборудования, 9,6% – на обработку древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, а также производство изделий из соломки и материалов для плетения.

Что касается зарплат, то средний заработок владимирского работника малого бизнеса в этом году составляет (по крайней мере, официально) 28 тысяч 146 рублей, что, увы, ниже среднего уровня по области (последние данные - 33,2 тысячи) на целых 15%.

Кто растет, пока большинство падает

Тем временем аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей провел очередной большой мониторинг состояния бизнеса в год пандемии, опросив бизнесменов более чем 5,7 тысяч компаний в стране, включая, в том числе, ЦФО и Владимирскую область в частности.

В мониторинг попали все - начиная с предприятий торговли, всех видов услуг и общепита и заканчивая пассажироперевозками, сельским хозяйством и турбизнесом во всем его разнообразии. И вот какая картина вырисовывается.

Почти 84% респондентов признались в снижении выручки за десять месяцев. А пятая часть заявила, что выручка упала в пять раз или бизнес вообще «спекся». Про рост выручки сказали лишь 13,3% респондентов (часть пищевки, фармкомпании — то есть все те, на чью продукцию спрос сохраняется при любой ситуации, потому что, например, кушать и лечиться люди будут всегда). Более того, треть опрошенных уверена, что беды коронавирусного года не закончатся в новогоднюю ночь, дав прогноз на массовый уход компаний с рынка с января 2021-го...

76,9% предпринимателей свои шансы на выживание в бизнесе оценивают максимум как пятидесятипроцентные (и тут уж как воспринимать — то ли «стакан наполовину пуст», а то ли - «наполовину полон»), а часть из них уверена, что в принципе не переживет второй локдаун, если власти его все-таки введут. Впрочем, около 6% оптимистов выразили уверенность в полном отсутствии «реальной угрозы банкротств».

Больше половины опрошенных бизнес-омбудсменом говорят, что в их регионах действуют ограничения, влияющие на поток клиентов. А 16,4% заявили, что нормативных ограничений нет, но по факту — есть.

Конкретно к Владимирской области это не относится, у нас по ограничениям все официально: они вводятся изменениями в нормативно-правовые акты. И коснулись уже заведений общепита, торговли и торгово-развлекательных центров.

Например, кафе, барам и ресторанам нельзя работать с 23.00 до 06.00. Также до 29 декабря фуд-кортам в ТЦ разрешили работать только при строгом соблюдении социальной дистанции и обеспечении посадки из расчёта не менее 4 квадратных метров на посетителя. А заполнять в будни эти самые фуд-корты можно максимум на 50% от возможного, в выходные — вообще 30%. Нельзя пускать детей младше 16 лет в торговые комплексы без родителей. Нельзя проводить дискотеки и караоке в местах общепита.

Есть ограничения на работу кинотеатров и концертных залов (по заполняемости). Продолжает действовать запрет на работу детских развлекательных центров, детских игровых комнат, в том числе расположенных на территории торговых, торгово-развлекательных комплексов.

Один к четырем

Главной проблемой две трети всех предпринимателей называют не восстановившийся даже за спокойные в плане эпидситуации месяцы спрос. Что, в общем, самый важный фактор во все времена — если товар не продается, бизнес не спасет ничто.

28% признали, что у них уже нет ресурсов оплатить налог на имущество и аренду. Почти столько же сказали о сложностях с выплатой зарплат сотрудникам. А пятая часть пожаловалась на неплатежи контрагентов за уже отгруженные им товары (но у тех, очевидно, тоже проблемы с продажами). 19,3% критично задолжали, по их словам, за коммуналку, 18,4% - банкам и лизинговым компаниям, а 9,5% вообще столкнулись с угрозой отключения их от ресурсов...

Интересно, что соотношение компаний, у кого спрос на продукцию не изменился или вырос в пандемичный год, с теми, у кого он упал или «совсем исчез», составляет примерно один к четырем. То есть на каждого бенифициара пандемии приходится четверо «потерпевших».

Справедливости ради заметим, что государство и региональные власти пытались помогать - и продолжают поддерживать бизнес. Больше 23% опрошенных сказали, что уже воспользовались предложенными отсрочками по всем видам налогов. Пятая часть сумела откредитоваться под суперльготные 2% «на возобновление деятельности» и продлить сроки уплаты страховых взносов. Больше 12% взяли беспроцентные кредиты на зарплаты.

Но, увы, все это помогает, но не сильно совпадает с тем, чего сами предприниматели хотят от властей. А хотят они снижения налоговой нагрузки (52,3% - правда, идея не новая, этого бизнес просит уже многие годы), «не закрывать бизнесы на карантин» (46,5%), стимулирования спроса (22,2%), новых льготных кредитов (18,1%), реструктуризации или аннулирования возврата уже выданных кредитов (таких желающих среди опрошенных 15,9%), продления льготных ставок по аренде (почти 14%) и продолжения каникул по налогу на имущество (11,9%).

Еще нюанс — почти 40% тех, кто воспользовался государственными мерами поддержки пострадавшего бизнеса переживают, что им предстоит гасить свои обязательства «в ближайшее время», хотя ситуация лучше не становится и доходов у них не прибавилось. Наоборот — половина мечтает о новых реструктуризациях. Но! - почти столько же предпринимателей сказали, что могут выполнить все свои обязательства!

Около 24% заявили, что смогут сохранить персонал, только если государство окажет им дополнительную помощь. 11,4% признали, что даже в этом случае не смогут не уволить часть людей... Кстати, фонд оплаты труда в этом году — если опрос по итогу корректен — вырос только у 5,9% компаний.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
29 минут назад Житель Собинки осужден за многомиллионную аферу со средствами «Пушкинской карты»
Прокуратура Владимирской области и региональный Следком сообщают о вынесении приговора гражданину, который воспользовался возможностями федеральной программы, но выгоду получил от ее реализации только он сам.
46 минут назад Интерес владимирцев к сервисам по поиску работы вырос на четверть
Владимирцы в 2024 году стали активнее пользоваться онлайн-сервисами для поиска работы. Мобильный интернет-трафик на таких ресурсах вырос на 25% по сравнению с прошлым годом, а количество пользователей увеличилось на 12%.…