8 марта 2021 в 13:05

Репортаж: во Владимирской области состоялся турнир по традиционной экипажной езде

Фото: Наталья Ларина
«….Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал?». Все мы учили в школе этот отрывок из гоголевских «Мертвых душ». Все знаем, что лошади — прекрасны, а тройка – символ России. Она воспета на картинах русских классиков, в традиционной декоративной живописи, в песнях и художественной литературе. Но почему именно тройка? За ответом едем на XV турнир по традиционной экипажной езде «Владимирский тракт-2021».

Место встречи – «Богдарня»

Турнир проходил 26-27 февраля в аграрно-туристическом комплексе «Богдарня» в Петушинском районе. На входе гостей встречали хозяева – супруги Джон Кописки и Нина Кузьмичева. Вместе с ними – веселый гармонист. Хлеб-соль, чарка компота, задорная музыка — сразу создают праздничное настроение.

А на территории уже другие песни. Из усилителя несется «Комсомольцы – беспокойные сердца», на сельском клубе - портрет Сталина. Как все это совмещается с традицией, с молебном, которым открывался турнир? Ну в нашей истории оно как-то совместилось же… Много семей с детьми. Даже с малышами в колясках. Как, например, семья из Радужного. Говорят, ехали специально. Лошадей любят. У москвичей Плетенко неподалеку дача. Поэтому в «Богдарне» не в первый раз, на сырмарки постоянно заглядывают.

- Нравится расслабленная атмосфера, - поделился впечатлениями глава семейства Сергей Плетенко. – С детьми приезжаем, на лошадок посмотреть. Жаль, что рекламы мало. Хотелось, чтобы больше людей о турнире узнали. Ну и для подростков и молодежи не помешало бы организовать какие-нибудь командные игры. Им нужно не просто ходить и смотреть, а вовлечение в действо. С развлечениями, рассчитанными на компанию, на группу. Их же - за шкирку надо, они инертные.

Делу - время

Приехали и ВИП-персоны: первый вице-губернатор Александр Ремига, сенатор Ольга Хохлова, член Общественной Палаты РФ, председатель Правления «Владимирского фонда перспективных проектов» Екатерина Курбангалеева… Наряду с празднично-спортивной программой предусмотрена деловая повестка: круглый стол на тему «Брендинг и маршрутизация туристских территорий».

- Брендирование мы рассматриваем не только как инструмент позиционирования туристической отрасли региона, а как механизм продвижение всех отраслей, области в целом. Именно туризм является в этом плане авангардом. У региона огромный туристический потенциал, - сказал Александр Ремига.

Александр Ремига и Джон Кописки. Фото Натальи Лариной

Его мысль в своей презентации нового бренда «Покровский край» развила Нина Кузьмичева, рассуждая о том, что, чем известнее туристический бренд, тем больше он привлекает туристов, а, значит, больше денег для социально-экономического развития территории. А чем лучше социальная инфраструктура, тем привлекательнее регион для жизни. Уменьшится отток населения в Москву и, наоборот, люди поедут жить и работать к нам.

Программа круглого стола была насыщенной, затрагивала все — от обустройства туристических маршрутов и механизмов привлечения финансирования на сохранение памятников истории до создания новых туробъектов и продвижения брендов Владимирской области.

- Я не сомневаюсь, что у нашего бренда будет такой же успех, как и у «феррари», разместившего на логотипе лошадь, - предсказал вице-губернатор, пообещавший решать в приоритетном порядке проблемы, возникающие на пути продвижения бренда.

За призы на турнире «Владимирский тракт» в этом году боролись 7 троек из Москвы, Подмосковья и из конюшни «Богдарни». Немного? Ну так в чемпионате России и вовсе участвуют 2-3 тройки. Это беда. Символ России, наше национальное достояние, нужно спасать.

- Тройка – чисто русское явление. Настолько, что на другие языки даже не переводится. Я уверена, что смогу убедить комиссию по культуре в необходимости поддержки русской тройки, - заверила Курбангалеева.

А сенатор Ольга Хохлова пообещала поддержку от Совета Федерации. Вторили ей общероссийские общественные объединения – Росплемконзавод, ассоциация автотуристов и каравайнеров, общенациональный союз индустрии гостеприимства…

- Тройка, конечно, достояние общенациональное, но бренд – исключительно наш, владимирский, потому что раньше никем не был зарегистрирован. Все, что нужно сделать на региональном уровне, мы сделаем. На следующей неделе еще встретимся и сформулируем, какие вопросы нужно поставить на федеральном уровне, - подытожил Ремига.

Запряжка с секретом и лихие ямщики

«Выдумали» тройку русские ямщики, догадавшиеся запрячь в одну линию трех лошадей в конце XVII века. А к середине следующего века она уже стала символом страны, ее «крылатым сердцем», удивляя и соотечественников, и иностранцев. Удивляя, прежде всего, скоростью.

Тройка развивает скорость до 60 км в час. Ни один конный экипаж в мире такой скорости не мог достичь. Это же автомобильная скорость во времена, когда автомобилей еще не было! Да и позже первые автомобили такой прыти не демонстрировали! Секрет – в разноаллюрном беге тройки, запряженной в одну линию. Коренник – центральная лошадь в упряжке - бежит быстрой рысью, а пристяжные, красиво изогнув шеи, мчатся галопом, подтягивая коренника. Лошади при разноаллюрной езде медленнее устают и дольше держат высокую скорость.

Известна история, когда Екатерина II, желая поразить скоростью езды русских почтовых троек императора Иосифа, потребовала найти ямщика, который смог бы доставить гостя из Вены в Москву за 36 часов. К ней привели самого лихого.

- Берешься доставить императора за такой срок? – спросила Екатерина Великая.

- Берусь, матушка. Только вот за то, будет ли в нем душа жива, не отвечаю, - сказал ямщик.

- Это, между прочим, наш земляк был! Из Покрова! – с гордостью отметила хозяйка «Богдарни» Нина Кузьмичева. Так что нынешних наездников можно смело считать наследниками того самого ямщика.

Кстати, колокольчики на тройках появились неспроста. С такой немыслимой для XVIII века скоростью тройки представляли опасность для всех остальных идущих и едущих по дороге. А звон колокольчика предупреждал издалека о приближении тройки, подсказывая, что скоростному транспорту нужно уступить дорогу. На почтовых станциях, заслышав этот звук, уже готовили сменный экипаж. Поначалу строго-настрого вешать под дугу колокольчик запрещалось всем, кроме почтарей. Но народ, полюбивший красивую езду во всей полноте этого великолепия, запреты обходил, украшая и свои тройки бубенцами. Их звук был не таким «пробивным», но зато звон был мелодичнее.

Задачи перед тройками тоже разные ставились. На самых скоростных доставляли правительственных курьеров. Для грузовых перевозок ценились лошади сильные и выносливые. Ну и праздники без троек не обходились. И тут уже важна была красота лошадей и их управляемость. Тройки были разные – в этом тоже особенность русского национального конного экипажа.

Соревнования «Владимирский тракт» как раз и показывает все многообразие троек.

Тройки Дедушки Мороза

Второй день соревнований открывал… Дед Мороз. Настоящий, из Великого Устюга. Он, в отличие от Санта Клауса, ездит только на тройке. Никаких оленей.

Дед Мороз сказал, что приехал посмотреть, где его лошадки живут. Так и запишем, дедморозова тройка живет в «Богдарне»! А теперь там будет жить и его сказочный полпред – Конек Горбунок. Будем дружить с Великим Устюгом домами и туристическими брендами. А в следующем году на турнире, возможно, внедрят и приз Деда Мороза. У него попросили, чтобы победила в турнире именно владимирская тройка. Так Дед ответил «будете в меня верить, будут и ваши желания сбываться».

- Русская тройка – это традиция народа. Традиции нужно хранить. Это важно для наших детей. Вперед! За Петушинский район. За Владимирскую область. Ура! - дал отмашку Джон Кописки.

Накануне экипажи соревновались в фигурной езде в манеже. Затем им предстояло продемонстрировать искусство управления на основном поле. 14 препятствий имитировали условия езды в городе. Нужно было объехать их все, не задев. Забавно, что наездников тут называют «троечниками». Всех. Даже отличников.

Троечники, вперед!

Первой на старт вышла классическая почтовая тройка из «Богдарни», которой управлял 13-кратный чемпион России Андрей Корчагин. Вятские лошадки с виду очень изящные. Но, как и мезенки, другие потомки северных лесных лошадей, супервыносливые. Именно эти породы ходили в самых первых почтовых тройках.

Но на этот раз что-то пошло не так. Тройка слишком резво пошла, посносила препятствия, а на выходе одна из пристяжных оторвалась от упряжки. Шансов на победу с таким количеством штрафных очков не осталось... Другие тройки - это и крестьянские экипажи, и спортивные, и праздничные. Была и самая титулованная - орловских рысаков легендарного Первого Московского конного завода. Но самой красивой зрители дружно посчитали тройку золотистых соловых белорусских упряжных лошадей Каретной мастерской Дятловых. И прошли они чисто. А наиболее эффектной, наверное, была выдержанная в этнографическом стиле упряжка конно-спортивного клуба «Баллада», которой управляла Анастасия Сорокина.

Победа по итогам двух дней все же досталась хозяевам соревнований. Чисто прошла все испытания тройка вороных орловцев из «Богдарни» под управлением Василия Минчева. Он и победил. А потом всем желающим предложили покататься на тройках. Александр Ремига потом поделился впечатлениями так: «Супер!».

Наездника Александра Дятлова из Звенигорода мы попытали, откуда у него такая любовь к белорусской упряжной породе.

- Эти лошадки для спорта не очень подходят. Зато отлично работают на праздничных гуляниях, свадьбах, киносъемках. У них стабильная психика. Они спокойны. Как под седлом, так и в упряжке работают идеально. Ну и красивые, - улыбнулся Александр.

А у Андрея Корчагина, который еще не так давно управлял последней тройкой владимирских тяжеловозов, мы интересовались, увидим ли подобные тройки снова.

- Те лошади уже по возрасту сошли. Заездить новую тройку тяжеловозов – не проблема. Просто нужен опыт работы с тяжелоупряжными породами, чувствующими свою силу. Я уверен, что эту породу мы еще увидим на соревнованиях, - обнадежил Корчагин. - Владимирцы сейчас набирают популярность. Лошади мощные, резвые, нарядные. То, что нужно для шоу.

Вот как раз опыт съезживания тяжеловозов в тройку и уходит. Но в «Богдарне», где такой опыт есть, готовы сотрудничать и с Владимирской госконюшней, и с другими заводчиками владимирских тяжеловозов.

- Надо интегрировать бренды, так лучше для всех, - подтверждает Нина Кузьмичева. – Мы все заинтересованы в том, чтобы троек было больше, чтобы сохранялось их разнообразие.

А чтобы подхлестнуть интерес лошадников и зрителей к искусству тройки, нужно менять формат чемпионата России.

- Тройки в России исчезают, - переживает президент общества любителей экипажной езды Марина Великанова. - Наша цель - спасти русскую тройку. Это не просто спортивный проект, это наша история и культура, наши традиции, не побоюсь этого слова – идеология. Это то, что воспитывает подрастающее поколение. И нужно расширять круг участников соревнований троек. Бега – это Формула 1 рысистого спорта, там требуется высочайший профессионализм, там жесткие условия допуска. Эта дисциплина должна остаться на ипподроме. Но и нашим соревнованиям необходимо придать статус чемпионата России! Правила турнира разработаны по международным стандартам, принятым для традиционной экипажной езды, но так, что уравнивают шансы на победу профессионалов и любителей. Формат позволяет привлекать самые разные запряжки. Здесь смогут принимать участие лошади любых пород. Так мы не только поддержим русскую тройку как наш национальный символ, но и все конное дело.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 18:46 Из Гусь-Хрустального в зону СВО доставлен очередной груз помощи нашим бойцам
Администрация города Гусь-Хрустальный отчиталась о доставке в зону Специальной военной операции очередного конвоя с помощью нашим бойцам. Груз сформирован силами местных предприятий, предпринимателей и неравнодушных граж…
сегодня в 17:46 В Гороховце супруга погибшего в канализации рабочего отсудила у предприятия 600 тыс рублей
Объединенная пресс-служба судов Владимирской области сообщает о выигранном местной гражданкой суде. Женщина - вдова рабочего МУП «Гороховецкий водоканал», погибшего при несчастном случае на производстве 2 августа 2023 го…