11 апреля 2021 в 14:51

Во Владимирской области создают Клуб благотворителей

НКО предложили бизнес-сообществу Владимирской области подключиться к проектам общественников, устроив тематический круглый стол. Не исключено, что это - начало формирования местного клуба благотворителей.

Когда сами не «с усами»?

Одной из проблем «сочувствующие» называют отношение к бизнесменам-меценатам со стороны власти. Преференций за благотворительность не дают. А налоговый вычет получить якобы нереально. Зато реально навлечь на себя «особо пристальное внимание налоговой службы»... Хотя, как рассуждают эксперты, «если бизнес берет на себя финансирование решения государственных - по факту - задач, то вправе ожидать от властей понимания и поддержки».

Но главный вопрос от бизнеса благотворительным организациям звучит так: а зачем им в принципе давать деньги фондам? Благотворительностью они в состоянии заниматься (и занимаются!) без посредников. Это тема не только целесообразности сотрудничества, но и доверия.

Спонсорство – бизнес-процесс, в котором понятен эффект от вложений. Зачем мне обращаться к кому-то, если я могу сделать все сам? - рассуждает ковровский предприниматель Иван Панин. Многие коллеги с ним согласны.

Директор областного Дома НКО Елизавета Кустова говорит о результатах проведенного исследования предпринимательской благотворительности. В прошлом году, несмотря на все сложности с пандемией и падением выручки, бизнес не только не свернул свои программы. Наоборот — активно включился в волонтерскую деятельность. Причину Кустова видит в осознании «степени социальной значимости возникших на фоне короновируса и вызванных им ограничений проблем». А вот в «обычное» время большинство предпринимателей предпочитает поддерживать конкретных людей (больных детей) напрямую или помогать бюджетным организациям – детсадам, школам, детдомам. Но ведь только ими можно не ограничиваться!

«Они просто не могут ее готовить!»

Виталий Гуринович и Галина Мизелева привели в пример один из реализованных проектов по обеспечению стариков горячим питанием. Его инициировала НКО, общественники обеспечили основное финансирование за счет гранта, общую организацию. А общепит внес свой вклад, предоставив услугу по минимальным расценкам. Органы соцзащиты отобрали благополучателей, среди которых и распространяли талоны на горячее питание. Сейчас такой проект тоже был бы востребован.

- Это государственная задача - чтобы не было бедных, - отреагировал Панин.

- Это задача общества, - возразил Гуринович. - Если все переваливать на государство, мы опять превратимся в Советский Союз, который не справился с огромным объемом социальных обязательств.

Государство распределяет ресурсы на основании количественных критериев, охватывая, в первую очередь, проблемы, касающиеся больших групп населения. Так происходит и в сфере государственных программ, и при распределении грантов на общественные инициативы. Так, например, не нашел пока поддержки государства проект владимирских общественников по организации помощи людям, страдающим старческой деменцией, и их родственникам. С этой бедой семьи остаются один на один. И пока только общественные организации готовы им помогать. Тем же плохо питающимся старикам государство может помочь только деньгами или продуктовыми наборами. И то - если они попадают в малоимущие. Но порой проблема в том, что у них просто нет сил приготовить себе нормальную еду.

- Мы под конец реализации этого проекта изменили его формат, еду стали доставлять на дом. К тому же старики получали возможность общения, – обратила внимание на еще одну сторону проблемы член областной Общественной Палаты, сопредседатель регионального штаба ОНФ Галина Мизелева.

А ведь именно такая поддержка сложнее всего поддается формализации в госпрограммах и отчетах по их выполнению. Так что у государства еще не скоро найдутся ресурсы на подобные проекты.

- НКО находят узкие места в решении социальных проблем, которые пока никто не решает, - поясняет Мизелева. - И притягивают к ним внимание государства. Потом общественные инициативы часто превращаются в госпрограммы - на очередном этапе корректировки социальной политики страны. Но это не быстрый процесс. А помощь людям нужна здесь и сейчас.

Однако государство выстраивает приоритет и распределяет ресурсы, исходя из распространенности проблемы и охвата нуждающегося населения. А благотворительность бизнесменов опирается на эмпатию. В образовавшемся «зазоре» оказываются нужды людей, которых не увидели ни там, ни там.

- Государство в ближайшее время не сможет решить все проблемы. А бизнесмены преимущественно помогают детям и детдомам, а в ПНИ и онкоцентры приходят намного реже. Есть масса организаций, масса ситуаций, где требуется оперативная реакция и помощь. Мы видим эти проблемы и заходим с другой стороны, - говорит руководитель регионального Общества защиты прав потребителей Ольга Успенская.

Впрочем, любые ресурсы распределять нужно эффективно. Усилий волонтеров и пожертвований от предпринимателей это тоже касается.

Круто, когда ты сам себе благотворитель. Но нужно понимать, куда ты деньги отнесешь и насколько реально они помогут. Мы сталкивались с тем, что в детдома под Новый Год приезжает миллион человек. В 98-й раз показывают концерты, от которых дети уже устали. А 31 декабря — никого, хотя дети сидят у окошка и ждут праздника. У вас есть стремление помогать, а у нас есть инструменты и понимание, кому и как помогать, - обратилась к предпринимателям руководитель проекта «Друг за друга» Светлана Захарова.

Осторожно — грантоеды!

Предприниматели тем временем создают и оплачивают свои социальные проекты. Но это не всякому бизнесу по силам, а потребность помогать ближнему есть у многих. И, с точки зрения организации благотворительности, намного эффективнее, когда разработкой проектов, аккумулированием ресурсов и отбором заявок занимаются НКО с привлеченными волонтерами. Только вот НКО разные бывают...

- Не секрет, что среди общественников сформировался пласт грантоедов, которые ничего реально полезного не делают, - озвучил общие для бизнесменов сомнения депутат Горсовета, предприниматель Иван Осипов. - Получают гранты, пишут отчет. Бизнесменам сложно понять, есть ли от конкретного НКО реальная польза обществу, или это такие вот грантоеды. Поэтому деньги жертвуют организациям, у кого репутация заработана или кого знакомые рекомендовали. Ну - или людям напрямую.

Сам Осипов создал с друзьями благотворительный фонд, активно сотрудничает с другими НКО. С теми, кому доверяет. Но как общественникам убедить предпринимателей, что их пожертвования пойдут на благое дело?

- Нужно быть убедительными, аргументируя, почему этот проект важен для нашего города. И, если мы приглашаем коммерческую компанию в социальный проект, должны думать и о том, а что проект даст этой компании, - считает Галина Мизелева.

А Светлана Захарова уверена: презентуя благотворительные проекты, апеллировать нужно не только к рациональному, но и к чувствам. Самая хорошая презентация не заменит личной встречи.

Вопрос же отсева неэффективных проектов решается созданием ресурсного фонда местного сообщества с экспертным советом, в который войдут общественные активисты и предприниматели. Фонд — по идее его сторонников - будет аккумулировать средства и организационные ресурсы, принимать заявки и проводить экспертизу проектов. Общим решением совета фонда будут отбирать лучшие проекты.

Причем поддержка может быть любой, не только финансовой. Под проекты бывают нужны площадки, транспорт, оборудование.

Но пул благотворителей еще предстоит сформировать. Желающие помогать тем, кому в жизни повезло меньше, есть, а вот единого сообщества — пока нет. Так что в ближайших планах - встречи общественников и бизнесменов с презентацией проектов, нуждающихся в поддержке.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 20:05 Полиция разбирается в обстоятельствах гибели пациента скорой помощи в Бараках
В пресс-службе УМВД России по Владимирской области "ВВ" рассказали подробности инцидента, который произошел ночью 20 ноября. Медики скорой помощи везли на госпитализацию пациента 1987 года рождения, однако в больницу он…
вчера в 19:19 Муромлянин сгенерировал фейковый электронный перевод при покупке телефона
31-летний ранее судимый местный житель стал фигурантом уголовного дела после того, как решил завладеть телефоном 41-летнего земляка. Тот продавал его, разместив объявление в социальных сетях. Подробности этой истории соо…