18 апреля 2021 в 14:15

Уроженец Вязников стал напарником космонавта Леонова и трижды Героем СССР

Космонавты Кубасов и Леонов
В 60-летней истории пилотируемых космических полетов Валерий Кубасов стал одним из самых именитых героев. А для Вязников и Владимирской области — вообще уникальным. Пока это единственный наш земляк, побывавший в космосе. Но мало кто знает, что еще до своих стартов на околоземную орбиту Кубасов участвовал в проектировании полета на Марс.

Инженер на орбите

Кубасов стал 18-м по счету советским космонавтом. Причем, он был не летчиком, хотя с детства мечтал о небе, а инженером. Всегда мечтал строить самолеты. И стал одним из первых ученых, кто отправился на орбиту продолжать свои разработки и проводить сложные эксперименты.

Он родился 7 января 1935 года в Вязниках. Под влиянием отца — механика, рано увлекся техникой. С серебряной медалью окончил Вязниковскую школу №2 (одно из старейших учебных заведений региона) и поступил в Московский авиаинститут на самолетостроительный факультет. Затем уже в статусе выпускника МАИ он был принят в «космическое» ОКБ-1, в 9-й отдел. По чудесному стечению обстоятельств этим отделом руководил ближайший сподвижник Королева, уроженец Владимира, выпускник Владимирской гимназии, создатель первой жидкостной ракеты Михаил Клавдиевич Тихонравов. И когда Гагарин полетел на околоземную орбиту, молодой Кубасов под руководством мудрого земляка Тихонравова уже занимался проектированием пилотируемого полета на Марс (!).

«Я стал заниматься выбором орбит, траекторией межпланетных автоматических станций, пришлось совместно с сотрудниками Института прикладной математики АН СССР работать над созданием теории коррекций», - вспоминал потом о профиле своей научной работы Валерий Кубасов.

Уже когда он сам готовился к космическим стартам. Защитил по этой сложной теме диссертацию кандидата технических наук, а позже, вместе с соавтором Александром Дашковым, написал книгу «Межпланетные полеты».

В итоге Кубасов в середине 60-х годов стал одним из первых 12-ти инженеров, прошедших все этапы отбора в спецгруппу космонавтов-бортинженеров. Когда его спросили о мотивах к полету в космос, он ответил: «Хочу испытывать технику, в создании которой сам участвовал».

Во время подготовки Кубасов осваивал новый тогда корабль «Союз» вместе с Гагариным. Вязниковец вспоминал, что было много сбоев в работе новой техники, которые просто выводили из себя: «У меня порой появлялось раздражение, и оно, видимо, выплескивалось наружу. Реакция Гагарина была неизменной — он отводил меня в сторону и говорил: «Спокойно, не сердись, держи себя в руках!». Во многом благодаря его влиянию я научился более спокойно вести себя в любой, даже самой напряженной, ситуации».

Первый космический сварщик

«Алексей Елисеев, Владислав Волков и я — представители первого поколения космических бортинженеров», - писал позже сам Кубасов. Все трое в 1969 году отправились в первый групповой полет трех космических кораблей - «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8».

Валерий Кубасов и Георгий Шонин готовятся к сварке в космосе

В том полёте - с 11 по 16 октября 1969 года - в качестве бортинженера корабля «Союз-6» вместе с Георгием Шониным Кубасов стал первым в мире, кто провел в космосе сварку. Сам потом поражался тому, что в космосе ему пригодилось знание теории и практики сварочных работ, полученных еще во время учебы в МАИ. Орбитальный отсек корабля, где установили «Вулкан», был специально разгерметизирован, а космонавты управляли сварочным экспериментом из спускаемого отсека. Наверное, когда дело дойдет дело до сварки межпланетных кораблей на орбите, мы еще раз вспомним, что первым космическим сварщиком был наш человек, Валерий Кубасов.

Чудесное спасение

В карьере Кубасова-космонавта были несколько сорвавшихся или отмененных полетов. Но один «срыв» особенный. Во время подготовки к полету на первую орбитальную станцию «Салют-1» вместе с Алексеем Леоновым и Петром Колодиным у Кубасова обнаружили затемнение в легких. Всех троих отстранили от полета, а вместо них полетели Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев. Этот экипаж-дублер погиб при возвращении на Землю.

А потом выяснилось, что у Кубасова была лишь легкая аллергия — реакция на цветущее растение в той местности, где космонавты тренировались. И он продолжил летать в космос. Сложился один из самых харизматичных экипажей в истории космонавтики — Леонов и Кубасов.

«Союз» - «Аполлон»

Второй космический полёт 15-21 июля 1975 года навсегда внес Валерия Кубасова в число пионеров нашего сотрудничества с американцами в космосе. В качестве бортинженера корабля «Союз-19» вместе с Алексеем Леоновым он отправился в космос по программе первого международного полёта «Союз» - «Аполлон». Это бренд на века! В космосе «Союз» состыковался в космосе с «Аполлоном», в экипаже которого были астронавты Томас Стаффорд, Вэнс Бранд и Дональд Слейтон.

Кубасов в нижнем ряду крайний слева среди участников проекта Союз - Аполлон

Русские и американцы впервые тогда пожали друг другу руки в космосе. 42 часа два корабля провели вместе. А космонавты на всю жизнь подружились с астронавтами. Кстати, в 1973 году все пятеро приезжали во Владимир, посмотреть родной край Кубасова.

С венгром в космосе

В 1980 году многоопытного уже, 45-летнего Кубасова отправили в третий полет. И снова - международный. На этот раз по программе «Интеркосмос», с космонавтами социалистических стран. Кубасову досталось лететь на станцию «Салют-6» на космическом корабле «Союз-36» с венгерским военным летчиком Берталаном Фаркашем.

На станции их ожидали Леонид Попов и Валерий Рюмин. Берци (как его называл по-дружески Кубасов) Фаркаш и стал первым венгерским космонавтом. А Кубасов к своим уже двум Золотым Звездам Дважды Героя Советского Союза добавил Золотую Звезду Героя Венгерской Народной Республики и третий орден Ленина.

Факты!

• Леонов и Кубасов ввели среди космонавтов традицию на удачу смотреть перед полетами «Белое солнце пустыни». Кубасов даже в «Литературной газете» защищал этот всеми любимый отечественный «вестерн» от критиков.
  • Четырехлетний сын Кубасова Дима обиделся на отца за то, что тот не порадовал его подарками из космоса после встречи с американцами. Обычно он привозил ребенку из поездок в США жвачку и игрушки.
  • На вопрос венгерского журналиста, решился ли бы он полететь на Марс, Кубасов в 1980 году ответил утвердительно. Но предположил, что такой полет будет возможен не ранее чем через 15 лет, так что по возрасту его вряд ли возьмут на марсианский корабль.
  • Кубасов часто приезжал на малую Родину. Особенно любил бывать на Фатьяновском празднике песни в Вязниках. Ушел из жизни он 19 февраля 2014 года.
3 минуты назад Банк «Открытие»: количество премиальных китайских моделей увеличилось за год в 4 раза
Доля премиум-сегмента выросла в марте до 13%.
14 минут назад Житель города Владимира попался полиции на закладке наркотиков в Суздале
В Суздале на скамье подсудимых оказался житель областного центра за попытку сбыта наркотических средств группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере.