Критики (по крайней мере, большинство) «Землю...» превозносят до небес, в то время как обычные зрители, посмотревшие это творение улыбчивой режиссерши китайского происхождения, сильно расходятся во мнениях. Одни пишут в комментариях «так себе» и «уныло», другие аплодируют (главным образом, таланту актрисы), а третьи выдают философское «посмотришь и понимаешь - надо радоваться, что у тебя есть крыша над головой».
На наш взгляд, правы и те, и другие, и третьи: уныло, безусловно! - актриса прекрасна - наличие дома всегда стоит ценить. Но! При просмотре постоянно возникает невольный вопрос — а чем эти персонажи «без руля и без ветрил» в принципе заслуживают экранизации? Почему создатели решили, что такой образ жизни интересен тем, кто не бродит по городам и весям, минимально утруждаясь лишь ради удовлетворения базовых потребностей млекопитающего, - а каждый день борется за комфортную жизнь для себя и своих близких, кто берет на себя ответственность, кто, наконец, просто по жизни надежен?
Объясню. Я не говорю, что жизнь продавщицы из супермаркета, учителя средней школы или токаря на заводе, растящих детей, умеющих дружить и всю жизнь не покидавших родной город, правильнее привычек «кочевников нашего времени». В конце концов, никто не знает, что правильно, а что - нет. Однако когда снимают байопики о героях, гениях, талантах, тружениках, о тех, кто если не оставляет яркий след в истории, то хоть что-то полезное делает, прикладывая усилия, это обычно интересно даже на этапе идеи. А что может быть интересного в эпопее о женщине (и ее единомышленниках), которым достаточно только есть, пить, спать, болтать о вместительных полочках в фургоне и созерцать окрестности? Да, им не повезло — они родились на задворках провинциальных городишек с потогонными градообразующими предприятиями, они полжизни пропахали и устали, но какого черта сдались? В чем тут доблесть? Будь у них рента, эти люди даже на временную работу не пошли бы. Трутни. Доблесть в том, чтобы не сдаваться.
Но актриса в «Земле...» бесподобная. Возможно, для кого-то мое мнение прозвучит крамолой, но Фрэнсис Макдорманд — круче даже Мэрил Стрип. И вот не будь ее в главной роли, Чжао, скорее всего, не увидела бы «Оскара» как своих ушей.
Первое ошеломительное впечатление Макдорманд произвела на меня еще второплановой ролью в «Северной стране», а «Тремя билбордами на границе Эббинга, Миссури» лишь закрепила свое место в моем кинозрительском сердце — причем, думаю, уже навсегда. Она не боится быть некрасивой, у нее невероятные, умные глаза человека, понимающего каждую из своих героинь, - причем, как выяснилось, если надо, она (до мурашек убедительно) изображает даже туповатую эгоистичную упертость бесцельного бытия.
В «Земле кочевников» она играет Ферн, вдову работяги, которая в свои «60 плюс» - после закрытия завода - осталась без денег и начала колесить по Америке в старом фургоне. Цель? А без цели. Приехала в точку А, устроилась на временный подряд на неквалифицированную сезонную работу, уволилась — отправилась в точку Б. Потом — в В, Г, Д — и далее по списку.
Скажете: бедолага, обстоятельства против нее, на старости лет остаться без дома, семьи и дохода — врагу не пожелаешь? А вот и нет. Тетенька отпинала все шансы обрести семью и кров, которые у нее - даже в ее положении - «нарисовались». Она даже попытаться не пожелала. Знаете, почему? А ей неинтересно и ничего неохота... Даже объясняться с теми, кто сказал ей «добро пожаловать в семью». Но это мой личный вывод — Ферн свой выбор в кино никак не объясняет. Просто делает. Хотя, учитывая, контекст, она скорее НЕ делает. Ничего.
И таких, как она, в современной реальности — очевидно, легион. Они кочуют — якобы в поисках работы, но на самом деле просто «переваливаются» изо дня в день, не стремясь ни к чему фундаментальному. Ну, как я говорила — едят, пьют, спят, созерцают... Не зря у них есть свои гуру, на сборищах в степях задвигающие речи о правильности именно такого существования, засильи доллара и равнодушии мира. Причем, после этого сами кочевники разбиваются на группки и нудно «моросят» друг другу в мозг истории о том, как они потеряли все — работу, дом, семью, вместо того, чтобы попробовать обрести их снова. Оно и понятно — болтать и бессмысленно ностальгировать в жанре «а были когда-то и мы рысаками» гораздо сложнее, чем каждый день вкалывать и разбираться с проблемами.
А еще в этом кино Чжао очень вязко погружает нас в убогий быт любителей удирать от ответственности — начиная от поломок в их захламленных фургонах, темы отправления естественных надобностей в вечной дороге и дешевой еды. Депрессивно, аж жуть! Хотя на Фрэнсис даже в этой ипостаси (повторюсь) смотреть любопытно. Но если говорить о качестве всего фильма, то Макдорманд для «Земли кочевников» - все равно что бриллиант на картонной короне: она украсила даже эту дешевку, но для бриллианта такой «финт» был совершенно необязательным. Пересматривать такое кино — даже с обожаемой актрисой «круче Мэрил Стрип» - я точно никогда не стану.