12 мая в 12:54
  1. Культура

«ВВ» оценили главный «наградной» фильм года. Отзыв на драму «Земля кочевников»

На последнем «Оскаре» эта картина собрала три из пяти главных наград американской киноакадемии, взяв статуэтки за «Лучший фильм», «Лучшую режиссуру» и «Лучшую актрису». Но стоит ли того фильм Хлои Джао?

Критики (по крайней мере, большинство) «Землю...» превозносят до небес, в то время как обычные зрители, посмотревшие это творение улыбчивой режиссерши китайского происхождения, сильно расходятся во мнениях. Одни пишут в комментариях «так себе» и «уныло», другие аплодируют (главным образом, таланту актрисы), а третьи выдают философское «посмотришь и понимаешь - надо радоваться, что у тебя есть крыша над головой». 

На наш взгляд, правы и те, и другие, и третьи: уныло, безусловно! - актриса прекрасна - наличие дома всегда стоит ценить. Но! При просмотре постоянно возникает невольный вопрос — а чем эти персонажи «без руля и без ветрил» в принципе заслуживают экранизации? Почему создатели решили, что такой образ жизни интересен тем, кто не бродит по городам и весям, минимально утруждаясь лишь ради удовлетворения базовых потребностей млекопитающего, - а каждый день борется за комфортную жизнь для себя и своих близких, кто берет на себя ответственность, кто, наконец, просто по жизни надежен? 

Объясню. Я не говорю, что жизнь продавщицы из супермаркета, учителя средней школы или токаря на заводе, растящих детей, умеющих дружить и всю жизнь не покидавших родной город, правильнее привычек «кочевников нашего времени». В конце концов, никто не знает, что правильно, а что - нет. Однако когда снимают байопики о героях, гениях, талантах, тружениках, о тех, кто если не оставляет яркий след в истории, то хоть что-то полезное делает, прикладывая усилия, это обычно интересно даже на этапе идеи. А что может быть интересного в эпопее о женщине (и ее единомышленниках), которым достаточно только есть, пить, спать, болтать о вместительных полочках в фургоне и созерцать окрестности? Да, им не повезло — они родились на задворках провинциальных городишек с потогонными градообразующими предприятиями, они полжизни пропахали и устали, но какого черта сдались? В чем тут доблесть? Будь у них рента, эти люди даже на временную работу не пошли бы. Трутни. Доблесть в том, чтобы не сдаваться.

Но актриса в «Земле...» бесподобная. Возможно, для кого-то мое мнение прозвучит крамолой, но Фрэнсис Макдорманд — круче даже Мэрил Стрип. И вот не будь ее в главной роли, Чжао, скорее всего, не увидела бы «Оскара» как своих ушей. 

Первое ошеломительное впечатление Макдорманд произвела на меня еще второплановой ролью в «Северной стране», а «Тремя билбордами на границе Эббинга, Миссури» лишь закрепила свое место в моем кинозрительском сердце — причем, думаю, уже навсегда. Она не боится быть некрасивой, у нее невероятные, умные глаза человека, понимающего каждую из своих героинь, - причем, как выяснилось, если надо, она (до мурашек убедительно) изображает даже туповатую эгоистичную упертость бесцельного бытия.

В «Земле кочевников» она играет Ферн, вдову работяги, которая в свои «60 плюс» - после закрытия завода - осталась без денег и начала колесить по Америке в старом фургоне. Цель? А без цели. Приехала в точку А, устроилась на временный подряд на неквалифицированную сезонную работу, уволилась — отправилась в точку Б. Потом — в В, Г, Д — и далее по списку. 

Скажете: бедолага, обстоятельства против нее, на старости лет остаться без дома, семьи и дохода — врагу не пожелаешь? А вот и нет. Тетенька отпинала все шансы обрести семью и кров, которые у нее - даже в ее положении - «нарисовались». Она даже попытаться не пожелала. Знаете, почему? А ей неинтересно и ничего неохота... Даже объясняться с теми, кто сказал ей «добро пожаловать в семью». Но это мой личный вывод — Ферн свой выбор в кино никак не объясняет. Просто делает. Хотя, учитывая, контекст, она скорее НЕ делает. Ничего. 

И таких, как она, в современной реальности — очевидно, легион. Они кочуют — якобы в поисках работы, но на самом деле просто «переваливаются» изо дня в день, не стремясь ни к чему фундаментальному. Ну, как я говорила — едят, пьют, спят, созерцают... Не зря у них есть свои гуру, на сборищах в степях задвигающие речи о правильности именно такого существования, засильи доллара и равнодушии мира. Причем, после этого сами кочевники разбиваются на группки и нудно «моросят» друг другу в мозг истории о том, как они потеряли все — работу, дом, семью, вместо того, чтобы попробовать обрести их снова. Оно и понятно — болтать и бессмысленно ностальгировать в жанре «а были когда-то и мы рысаками» гораздо сложнее, чем каждый день вкалывать и разбираться с проблемами.

А еще в этом кино Чжао очень вязко погружает нас в убогий быт любителей удирать от ответственности — начиная от поломок в их захламленных фургонах, темы отправления естественных надобностей в вечной дороге и дешевой еды. Депрессивно, аж жуть! Хотя на Фрэнсис даже в этой ипостаси (повторюсь) смотреть любопытно. Но если говорить о качестве всего фильма, то Макдорманд для «Земли кочевников» - все равно что бриллиант на картонной короне: она украсила даже эту дешевку, но для бриллианта такой «финт» был совершенно необязательным. Пересматривать такое кино — даже с обожаемой актрисой «круче Мэрил Стрип» - я точно никогда не стану.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
Музыкальная экспедиция сделала остановку в селе Весь Суздальского района 9 июня в 12:32
Фестиваль-путешественник, открывшийся в Патриаршем саду Владимира, во второй день экспедиции отправился в старинное село Весь, которое находится в 8 км от города-музея Суздаля. На берегу реки Ирмес, рядом с необычным пам…
В Патриарших садах Владимира открылся VIII фестиваль «Музыкальная экспедиция» 8 июня в 13:45
Как и в прошлом году, начать концертное турне решили в Патриарших садах - так сильно эта площадка полюбилась зрителям. Из 2020 к нам пришёл и джаз в качестве «открывашки». Раньше под его звуки «Экспедицию» провожали до с…
В Суздале появилась уникальная духовная программа "Поющие фрески" 1 июня в 12:19
В апреле этого года в Суздале появилась уникальная духовная программа - «Поющие фрески». В ней церковные песнопения объединили с игрой света и тени на фресках и иконах монастыря. Результат получился невероятно красивым и…