Сразу предупредим: рейтинг у постановки 16+, а длительность — больше трех часов. Но автору пьесы и режиссеру Михаилу Крупину удалось соблюсти баланс между исторической точностью и зрелищностью, так что хронометраж вполне оправдан — описанные события в реале происходили в течение нескольких лет. И, кстати, тот факт, что нам сразу после премьеры захотелось тщательнее изучить подробности тех времен (и мы их изучили!), много говорит о качестве постановки и работе владимирских актеров. Хотя, конечно, пьеса — художественное произведение, и там нашлось место симпатичному творческому вымыслу. Но и он (о любви ведь!) украсил историю и образ одного из самых легендарных русских князей.
У Александра в нашей труппе — два сменяющих друг друга исполнителя. Оба высокие брюнеты, оба обаятельны и оба хороши: Александр Аладышев и Андрей Гурамишвили. Попросите меня выбрать, кто из них лучше — и я не смогу. Но особенно занятно было смотреть на работу актеров, которым достались роли монголов. Народный артист России Николай Горохов, например, предстал перед нами в образе Батыя. А Юрий Круценко перевоплотился в верховного хана орды, Гуюка, чья матушка Туракинэ (народная артистка России Галина Иванова) «серокардиналила» при сыне и азартно травила всех, кто был ей не по нраву. Анечка Лузгина стала ордынской знахаркой — и «носителем» главной романтической линии всей истории. Мила запредельно. А еще я не узнала ее в этом образе, даже заглянув в программку. А еще очарователен Георгий Девятисильный — в спектакле он сын Батыя, Сартак, которого тот на свою голову послал сопровождать князя в его вояже. «На свою голову» - потому что Сартак проникся к князю дружбой и даже принял потом под его влиянием христианство, что было в те времена практически немыслимо. Особенно для монгольского аристократа.
В центре показанной на сцене истории — визит уже прославленного Александра Невского в главный город монгольской империи, Каракорум, после которого он, как известно, странно заболел... При этом, на просмотре вы не сразу определитесь, какой линии в общении с монголами действительно придерживается великий князь. То ли дурит кого-то одного из них (а ханы уже начали плести интриги), то ли — всех, а то ли смиряется с неизбежностью власти завоевателей... Но это как раз не странно — монголы тоже не могли определиться, что на уме у Александра. А хороший правитель и не должен быть открытой книгой, умея лавировать меж разных огней, не обжигаясь, потому что от этого зависит жизнь миллионов: на пути в орду князь видел огромные территории некогда цветущих земель, разоренные монголами, и не мог не понимать, что, если не хватит сил и ресурсов, новая война станет для его народа концом всего. То есть - вряд ли он думал о себе, когда договаривался с захватчиками, буквально вышагивая по лезвию бритвы. При этом нам, в зрительном зале, отчетливо чувствовалось, насколько тяжело ему (что у Саши, что у Андрея) это дается.
Особое спасибо композитору Сергею Жукову за музыкальное сопровождение — все вышло колоритно до дрожи.