Оно расположено в паре километров от города. И, действительно, впечатляет. Переработка до 68% отходов (что даже выше требований нацпроекта «Экология»). При этом за пределами ангаров - ни посторонних запахов, ни грязи. Акты экологических экспертиз подтверждают: воздействие на окружающую среду минимальное, выбросы вредных веществ ниже допустимых. Кстати, фуршет для владимирской делегации хозяева предприятия устроили прямо на территории комплекса - рядом с производственными участками, и никого это не смутило.
- Впечатления только позитивные, - резюмировал после экскурсии по предприятию вице-губернатор Роман Годунин. - Давно необходима глубокая обработка ТКО. Кстати, примерно в 2014 году московский инвестор хотел зайти во Владимир с подобным проектом. Представляете, сколько за семь лет у нас в области мусора навалилось? А ведь могли бы уже сократить его объемы вдвое. Жаль, что упустили время.
Безопасные технологии
Что же увидел вице-губернатор на производстве? Сначала мусор поступает на сортировку, где автоматически разбирается на фракции. В сортировочном комплексе - разрыватель пакетов, магнитные сепараторы для черных металлов, прокалыватель ПЭТ, оптический и баллистический сепараторы. С этой линии на прессовку и вторичную переработку уходит до 16% от общего объема поступивших отходов. Мелкодисперсные фракции автоматически отсеиваются и направляются на гидросепарацию, а фракции свыше 60 мм после отбора вторичных материальных ресурсов попадают на участок бесконтактного расщепления полимеров.
По транспортеру оставшиеся отходы загружаются в герметичный реактор, где запускается процесс низкотемпературного пиролиза. Установка может перерабатывать даже отходы, относящиеся к 3 и 4 классу опасности, включая медицинские отходы и нефтешлам. В процессе пиролиза объем загруженных отходов сокращается на 84%, на выходе образуется зольно-углеродистый остаток, пиролизная жидкость и синтез-газ. По заключению экспертизы зольно-углеродистый остаток безвреден для экологии и относится к 5 классу опасности, его можно использовать в производстве строительных материалов, резины или для отсыпки дорог. Синтез-газ направляется на генерацию тепловой или электрической энергии. Подобные технологии широко используются в Японии, например.
- Чем отличается пиролиз от сжигания? Пиролиз – это процесс, протекающий без доступа кислорода, - объяснил заместитель гендиректора одного из региональных операторов Владислав Харитошин. - Поэтому нет окисления, не образуются вредные вещества, в том числе диоксины. Во время процесса пиролиза происходит деструкция полимеров, разрыв связей между молекулами, и образуются новые вещества – зольно-углеродистый остаток и синтезгаз. Синтезгаз используется для выработки тепловой и электроэнергии.
В планах предприятия с увеличением объемов обрабатываемых ТКО перейти на автономное энергоснабжение как раз за счет этого синтезгаза. Пока он просто сжигается в специальной печи. Нагрузка на экологию при этом, даже если бы не было дополнительной очистки выбросов, была бы сравнима с работой автомобиля на дизельном топливе.
- При захоронении необработанных ТКО на полигоне вред для экологии в разы больше, - рассказал Харитошин. - Кроме загрязнения почвы и выделения «попутного» газа при разложении мусора, существует угроза горения свалок с выделением диоксинов. Пиролиз не только резко уменьшает объем отходов, направляемых на полигон (до 32% по массе, а по объему получится меньше), но еще и обезвреживает их. Без обработки на захоронение идут отходы 4 класса опасности, а после пиролиза – 5 класса.
В пиролизный реактор попадают и мелкие фракции пластика, отсортированные на участке гидросепарации. Вода, используемая в производстве, – это очищенные по технологии обратного осмоса фильтрат с полигона ТКО и стоки с территории мусоробрабатывающего предприятия. После очистки вода соответствует требованиям, предъявляемым к воде для рыболовных хозяйств.
Выгоды проекта
Что даст региону запуск современного мусорообрабатывающего предприятия? Во-первых, оздоровление экологической ситуации за счет резкого сокращения вывозимых на полигоны отходов и их предварительной переработки. Во-вторых, экономика получит дополнительную сырьевую базу за счет вторичного использования ресурсов. В-третьих, сокращаются логистические затраты, что, надеемся, позволит минимизировать тариф.
- Такой объект однозначно должен быть во Владимирской области, - убеждена директор областного департамента природопользования и защиты окружающей среды Татьяна Клименко. - Эта установка поможет нам справиться с той бедой, которая у нас сейчас происходит на полигонах, ставших страшными язвами на нашей земле. Нужно уменьшать их количество. А такое производство значительно минимизирует вред окружающей среде и у природы больше шансов для самоочистки.
Согласна с Клименко член Общественной Палаты Владимирской области, руководитель регионального отделения Всероссийского общества охраны природы Галина Есякова: «Радует, что мы пытаемся решить вопрос с уходом от захоронения отходов в сторону вторичной переработки. По актам экологических экспертиз вредных выбросов здесь практически нет. Но эту информацию, конечно, нужно перепроверить. Если все соответствует декларируемой информации, то нам такие технологии нужны. И, разумеется, все это не сравнимо с ситуациями, когда мы везем на свалки весь мусор, а потом эти свалки горят. Также необходимо сдвинуть ситуацию с раздельным сбором мусора - как можно скорее переходить на раздельный сбор ТКО.
Контроль будет!
У всех, кто воочию увидел современный мусорообрабатывающий завод, сомнений в безопасности технологий и необходимости их внедрения во Владимирской области не осталось. Но уточнить некоторые моменты все равно хотелось. Не всегда реклама соответствует тому, что в итоге получает потребитель. Вот и у нас в этом году в Камешковском и Петушинском районах будут введены в строй только мусоросортировочные линии. Логично – с сортировки все начинается. Простая сортировка при обработке раздельнособранных отходов уменьшает объемы отходов, направляемых на полигоны, до 50%, а при преобладании смешанного сбора – до 12-15%. Но кардинально изменить ситуацию с утилизацией ТКО может только внедрение полного цикла. Где гарантия, что дело доведут до конца? Законодательно регоператор не обязан заниматься обработкой или переработкой мусора.
- Это экономически выгодная история, учитывая замкнутый энергетический цикл и вторичную переработку ресурса. Это сокращает издержки регоператора. И раз регоператоры сами заинтересованы инвестировать в эти проекты, мы идем им навстречу, - говорит Годунин. - Но если они потеряют интерес к серьезным инвестициям и остановятся только на этапе сортировки, у нас достаточно инвесторов, желающих войти в этот бизнес. Площадки найдем. Схема обращения с ТКО в регионе и направление потоков – это полномочия властей региона. Мы можем потоки направить в любое место, где будет глубокая обработка ТКО. Даже если бы потенциальных инвесторов не было, то ничто не мешает региональной власти вложиться бюджетными средствами в такой проект и заниматься мусорообработкой самостоятельно. Это не запрещено. По планам к 2024 году во всех трех зонах должны быть созданы экотехнопарки.
А депутат ЗС Александр Цыганский поведал, что страховка от того, что предприниматели в погоне за выгодой начнут экономить на экологической безопасности, тоже предусмотрена: недавно депутаты одобрили проект федерального закона, предусматривающего отзыв лицензии и объявление новых торгов при повторном нарушении регоператором в течении года административного законодательства. «Нужно строить и контролировать. А рычаги воздействия при должном контроле со стороны надзорных органов у власти есть», - считает Цыганский.