В госархиве Владимирской области немало документов, помогающих по крупицам восстановить историю семьи Розановых. Часть этих документов уже стали достоянием общественности благодаря труду сотрудников архива и проект «Хвала Клио». В рамках этого проекта на чтениях в Областной научной библиотеке можно было не только ознакомиться с архивными материалами в презентации завсектором информационно-выставочной работы госархива Алексея Арескина, но и своими глазами увидеть записи о крещении Ольги Розановой в метрической книге меленковского Покровского собора.
Как сказал исследователь художественной жизни губернии Михаил Бирюков, во Владимирской области много выдающихся мастеров, но Ольга Розанова – единственная, кто входил в когорту художников, определивших направление мирового искусства ХХ века.
Ее картина «Зеленая полоса» считается шедевром беспредметной живописи ХХ века, сравнимым с «Черным квадратом» Малевича.
Несмотря на всемирную славу художницы и популярность русского авангарда во Владимирской области внимание к ее персоне возникло всего несколько лет назад благодаря активисткам Полине Вахотиной и Анне Бражкиной, создавшим в 2016 году культурно-просветительскую общественную организацию «Центр Ольги Розановой». Центр занимается популяризацией творческого наследия художницы, добился внесения в список вновь выявленных объектов историко-культурного наследия дома на улице Музейной во Владимире, в котором проживала Розанова, и даже сумел выкупить небольшую часть в этом здании.
Дом рядом с Казанской церковью принадлежал деду художницы. По мнению искусствоведов натурой для «Пейзаж с извозчиком» стали окрестности этого дома. Здесь, у своей тетушки, Ольга Розанова и ее сестры жили во время обучения во Владимирской женской гимназии. Неподалеку (Большая Московская, 43а) располагалась типография, где Розанова печатала первые свои работы.
Владимиром «розановская география» в нашей области не ограничивается. Будущая художница родилась и провела детство в Меленках. Бывала она и в Вязниках, где поселилась ее сестра, и во Мстере, где под ее кураторством создавались свободные художественно-промышленные мастерские, ставшие местом появления мстерской лаковой миниатюры. Розанова создала и возглавила подотдел художественной промышленности в Наркомпросе.
- Брендом русского авангарда можно привлекать и студентов, и творческую общественность на пленэры, экскурсии, семинары. Даже наши скромные усилия по исследованию связей Розановой и Владимира сразу же были замечены: нас поддержал известный исследователь русского авангарда Андрей Сарабьянов, возглавивший попечительский совет Розановского центра, нас приглашают на серьезные дискуссионные площадки, например, в Третьяковскую галерею и русский музей. Удалось во Владимире провести несколько мероприятий на очень представительном уровне. В июле во Владимир к нам на практику приезжают студенты московской международной киношколы. Их заинтересовало все, что связано с Розановой, и феномен улицы Музейной (Борисоглебской) - исторического городского пространства, потенциал которого мало пока не осмыслен и никак не музеефицирован. Имя Розановой – это золотой билет не только для культурного позиционирования региона, но и для развития туризма, - уверена Полина Вахотина.