18 июля 2021 в 13:58

Владимиро-Суздальский музей-заповедник будет сотрудничать с частными гидами

Фото: Наталья Ларина
Владимиро-Суздальский музей-заповедник взял курс на сотрудничество с частными экскурсоводами. Условия - на официальном сайте ВСМЗ, вместе с расценками за проведение экскурсий на территории.

Конфронтация – совершенно не продуктивная политика. Мы настроены на конструктивное сотрудничество со всеми, кто работает в этой сфере, - сообщил генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Сергей Рыбаков. - Частные экскурсоводы не те люди, с которыми надо конфликтовать. Они заняли пустующую нишу, потому что гостей в наших городах много, и они не всегда могут получить экскурсионное обслуживание. Просто не хватает экскурсоводов. Даже с учетом частных гидов. Рынок довольно большой. Так что частные гиды нуждаются в музее, а музеи – в сотрудничестве с компетентными людьми.

«Пиратские» экскурсии. Взаимоотношения главного музея региона с частнопрактикующими экскурсоводами не всегда складывались безоблачно. В самом начале появления частных экскурсий как явления музейщики чуть ли не рейды проводили, «отлавливая» конкурентов. Был ли от этого толк?

Запретить «левые экскурсии» по городу никто был не вправе. Могли только попугать привлечением за незаконное предпринимательство. Даже на музейных объектах совершенно не очевидной в то время была правовая обоснованность таких запретов, если у всех на руках были купленные входные билеты. Но совсем безрезультатной такую практику тоже назвать было нельзя. Большая часть турпотока шла через турагентства, которые не желали, чтобы впечатление их клиентов от тура оказалось испорченным скандалами. А, помимо экспозиций музея, других объектов показа во Владимире и Суздале практически не было. Ценителей простой «обзорки» по улицам среди автобусных групп лично я не встречала.

Был и другой результат – у частных гидов формировалось не самое благожелательное отношение к ВСМЗ. Но их тогда были единицы. И, видимо, считалось, что их мнением вполне можно пренебречь. С точки зрения музейной экономики в том моменте все было довольно рационально, но стратегически этот вектор оказался неверным. Уже тогда стоило искать взаимовыгодные компромиссы.

Хочешь заработать — инвестируй. Однако для тех, кто поддается на манипулятивное «к национальному достоянию все должны иметь равный доступ на равных правах, а музей печется только о собственных доходах, нарушая права граждан!», поясню: сохранение этого национального достояния требует вложения больших денег. Бюджет финансирует далеко не все музейные расходы даже на содержание и реставрацию памятников. Так что музею приходится вкладываться из собственных доходов. Поэтому нужны огромные средства. Не говоря уже о зарплатах. Даже по бюджетным ставкам бюджетная доля в зарплате сотрудников – это только половина зарплаты. Остальное – из доходных поступлений. Некоторые ставки и вовсе оплачиваются полностью из музейных доходов. При этом зарплаты сотрудников, мягко говоря, не заоблачные. Если бы «музейных» доплат не было, то вряд ли бы удавалось удерживать в штате высококвалифицированных специалистов – хранителей, реставраторов, научных сотрудников. То есть людей, без которых ни о каком сохранении национального достояния говорить не приходится. Статей доходов у музея не так уж много, а постоянных и основных всего две – входные билеты и — как раз - экскурсионное обслуживание.

Так что с объективной точки зрения «битва за доходы музея» - это как раз борьба за сохранение культурно-исторического наследия. Ну, а к равным правам, вообще-то, обычно добавляются и равные обязанности: хочешь получить коммерческую выгоду с музейных объектов – вкладывай в их сохранение.

Ставка на индивидуальной? Сейчас ВСМЗ, выстраивая новые взаимоотношения с частными экскурсоводами, действует из тех же побуждений. Просто поменялась ситуация. Автобусные туры с большими группами утратили монополию.

- Индивидуалов намного больше, чем «автобусных» экскурсий: 70% на 30%. Таков расклад только по музейным экспозициям. Но это очень не точная картина. Значительное количество индивидуальных туристов просто не заходят в экспозиции. Соотношение минимум 1 к 10, - полагает Рыбаков. - То есть потенциальных посетителей, которых мы хотели бы видеть у нас, очень много.

Тенденция к росту индивидуального туризма наметилась не вчера. Пандемия с ее ограничениями этот процесс активизировала. Многие индивидуальные путешественники экскурсии не заказывает. Просто покупают входные билеты. Могут воспользоваться аудиогидом, если есть такая услуга. А могут и вовсе не пойти в музей. Благо сегодня в любом туристическом городе интересных локаций и развлечений становится все больше. В то же время растет число тех, кто еще до поездки ищет по соцсетям и форумам интересные экскурсии и квесты. И тут преимущество у частных экскурсоводов. Хотя справедливости ради надо сказать, что и на этом пути ВСМЗ был первопроходцем - со «Старорусской школой» и Детским музейным центром. А вот по познавательно-развлекательным программам для взрослых или для всей семьи – здесь пока ведут частники. Во многом часто от гида-частника зависит, дойдут ли люди до музея или понесут свои деньги на другие объекты.

Пока таких «продуманных» туристов, выбирающих заранее экскурсовода, не так уж много, чтобы ориентироваться на эту категорию. Да и личные бренды экскурсоводов раскручены куда слабее, чем бренды музеев. Но у роста индивидуального туризма есть другой аспект: где взять экскурсоводов, чтобы закрыть все заявки на семейные или одиночные экскурсии? Да еще учитывая, что спрос на экскурсии растет летом и во время каникул... Поэтому в штате музея экскурсоводов немного. Иначе они стали бы непосильным балластом в «мертвый сезон».

В свое время ВСМЗ решил эту проблему созданием института внештатных экскурсоводов. Она и сейчас актуальна. Но внештатников в горячий сезон не хватает.

- Мы прорабатываем разные варианты. Либо частный экскурсовод приводит своих клиентов в музей и оплачивает право на проведение экскурсий, либо музей предоставляет клиентов частному экскурсоводу, если мы не можем найти экскурсовода на группу. Такие ситуации летом встречаются, к сожалению, нередко, - констатировал гендиректор ВСМЗ.

Обязательное условие для допуска частников к экскурсиям на музейных объектах – аккредитация, подтверждающая уровень их компетенции. Аккредитацию музей проводит бесплатно. Теперь - по мере поступления заявок, а не раз в год. Со следующего года экскурсоводов ждет еще и обязательное лицензирование. Коснется оно не только частников. Таково требование федерального законодательства. Там уже придется оплатить госпошлину. И это будет самый минимальный расход для частных гидов, желающих водить свои группы на музейные объекты.

О деньгах. Стоимость годового «абонемента» на все экспозиции ВСМЗ для частного экскурсовода обойдется в 24 тысячи рублей. На маршрут Владимир-Боголюбово-Муромцево – в 12 тысяч, на маршрут Суздаль-Кидекша-Муромцево – 14, 4 тысячи целковых. Услуги частного гида варьируются в регионе от 1,5 до 5 тысяч. За экскурсию, не с человека.

За полный абонемент при минимальной стоимости экскурсии частник должен отдать музею 16 экскурсий, за один из маршрутов – от 8 до 10 экскурсий отработать «благотворительно».

Насколько это предложение будет интересно частнику? А его клиентам? Ведь входные билеты в экспозиции они оплачивают дополнительно. При этом стоимость стоимость стандартной музейной экскурсии (обзорная по Суздалю или Владимиру плюс три экспозиции) по информации на сайте музея – 800-900 рублей с человека при условии, что в группе не меньше двух человек. Не очень понятно, насколько такая экскурсия на двоих экономически выгодна музею. Внештатному экскурсоводу, например, музей платит до 220 рублей за академический час. Получается, что оплата с одного человека практически вся идет в доход внештатнику. А деньги второго – это меньше, чем стоимость входных билетов на двоих, если бы они покупали билеты непосредственно на кассах музея. Ну хоть внештатнику приработок!

Музей, конечно, отбивает стоимость посещения экспозиций, но, получается, реальный доход с экскурсионной деятельности начинается, если в группе больше двух человек. У частника экономика несколько иная. Хотя ничто не мешает ему брать оплату «подушно» и повышать расценки, если клиенты хотят посетить музей. Но тут сложнее конкурировать с музейной экскурсионной услугой. Впрочем, создавать преимущества для частников – явно не задача музея.

Понятно, что стоимость частной экскурсии с посещением экспозиций минимальной уже не будет. Но даже если частник возьмет за экскурсию 5 тысяч, то годовой абонемент «на всё» обойдется ему в 5 экскурсий.

Музей предусмотрел вариант на случай, если у частника необходимость завода группы на музейный объект возникла разово. В этом случае он может прямо на кассе выкупить право на экскурсионное сопровождение. Например, за экскурсию по Успенскому собору, церкви Бориса и Глеба в Кидекше или по территории суздальского кремля с гида возьмут 750 рублей. То есть половину стоимости «бюджетной» частной экскурсии за один музейный объект.

Будет ли работать такая схема? Время покажет. В музее уверяют, что интерес у частников есть. 15 частных гидов уже сотрудничают с музеем. Впрочем, лучше действительно озвучить прозрачные условия, на которых стороны могут договариваться. А дальше искать варианты.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 20:05 Полиция разбирается в обстоятельствах гибели пациента скорой помощи в Бараках
В пресс-службе УМВД России по Владимирской области "ВВ" рассказали подробности инцидента, который произошел ночью 20 ноября. Медики скорой помощи везли на госпитализацию пациента 1987 года рождения, однако в больницу он…
вчера в 19:19 Муромлянин сгенерировал фейковый электронный перевод при покупке телефона
31-летний ранее судимый местный житель стал фигурантом уголовного дела после того, как решил завладеть телефоном 41-летнего земляка. Тот продавал его, разместив объявление в социальных сетях. Подробности этой истории соо…