С мотопарапланом владимирец не расстается уже 10 лет. Как только наступают теплые деньки с комфортной погодой, а именно штилевым ветром, – пилот на поле. В один из таких дней к нему присоединилась журналист «ВВ».
Первые шаги к покорению неба Седову помог сделать коллега по работе, вместе они занимались промышленным альпинизмом. После трех десятков прыжков с парашютом экстремалу захотелось самому «порулить» процессом. Выбрал парапланерный спорт, или, как его называют летчики, «тряпочную авиацию». Дебютный полет состоялся на аэродроме в Камешковском районе. В курс дела ввел дядя. Возможность смотреть на наш регион с редкого ракурса бесповоротно влюбила в себя парашютиста, и страсть к полетам не удалось притупить даже аварии: «В апреле попал в аварию на мотоцикле. Сломал бедро. Восстанавливаться порекомендовали как минимум полгода. Выписали меня из больницы 26 апреля, а 14 мая уже полетел. Пришел на костылях. Отдал их друзьям, которые подготовили параплан, и полетел».
Во Владимирской области единомышленники Александра объединились в клуб под названием «Пилот-33». Количество участников уже исчисляется сотнями. Азарт захватил ребят настолько, что они колесят по стране, участвуя в различных соревнованиях. Практически каждые выходные (при благоприятной погоде – и в будние дни) авиаторы собираются в Загородном, где желающие могут с высоты птичьего полета оценить виды областного центра. Когда-то француз Альберто Сантос-Дюмон пролетал на воздушном шаре над бульварами Парижа, приземляясь у своих любимых кафе на завтрак. В теории и на параплане можно долететь до пункта назначения, если он оснащен мотором и обладает необходимой грузоподъемностью. Временные рамки полета на параплане разные – от 15 минут до одного часа, все зависит от объема бензобака агрегата. Самый длительный перелет у Седова произошел в прошлом году – в Боголюбове.
Осенью и зимой наш авиатор не летает, а экстрим компенсирует ездой на кросовом мотоцикле. Одна из главных неприятностей в непогоду – повреждение крыла.
«Открываю сезон только когда поле подсохнет. Хотя в Сибири люди, имея хорошую экипировку, летают во время крепких морозов. Зимой скорость набрать проще, если катиться на лыжах. Однако это на любителя. В осадки винт быстрее изнашивается, а крыло пачкается. Парашют стирать нельзя, ткань пропитана специальным составом, за счет этого он не продувается. Менять крыло часто не получится, цена вопроса около 200 тысяч рублей. В среднем у крыла до полного изнеможения — 300 часов налета (3-5 лет). За сезон больше 100 часов не налетаешь. Конструкцию храню в гараже. Она алюминиевая, коррозии не опасаюсь», – рассказывает пилот.
Считается, что первые парапланы были изобретены для астронавтов НАСА. Тестировались новые формы парашютов в 60-х годах ХХ века на горнолыжных курортах. В космическом агентстве отвергли идею, зато в скором времени парить под облаками с помощью управляемого парашюта смогли любые энтузиасты. И не зря! Освоить пилотирование на параплане могут практически все, считает наш собеседник: «Вниз и вперед параплан движется под действием силы тяжести. Она поддерживает определенную скорость относительно воздуха. Варьируют угол атаки крыла клевантами. Чтобы стартовать в холмистой местности, пилоты разбегаются под гору, наполняют крыло воздухом и отрываются от земли. В равнинной местности их запускают с лебёдки. На мотопараплане еще проще - заводишь двигатель и взлетаешь прямо с земли. Он превращается в ультралегкий самолет». Разрешенная высота подъема на мотопараплане - до 1000 метров. Для сравнения: большинство прыжков с парашютом совершают с 600-800 метров. В таком полете хорошо чувствуется скорость.
Кстати, управляя парапланом, вы становитесь настоящим пилотом. Подтверждает статус специальное пилотское удостоверение. У Седова это уже второе (пятигодичного срока действия), первое выдавалось на два года. В документе указаны категории и класс пилотируемого аппарата.
«Умею летать во всех классах. Есть так называемые рюкзаки - суперлегкие. Когда надеваешь ранец с мотором - и побежал, как сайгак по полю. Это более травмоопасный вид, поскольку приземляешься на ноги. Плюс установка весит 30-40 кг. Повыше класс - одноместные тележки, затем идут двухместные (тандемные). Есть еще тяжелее — аэрошуты, дельтапланы, мотодельта, парадельта», – описывает спортсмен.
Парапланерный спорт настолько легок к осваиванию, что пилотами становятся даже пенсионеры. В клубе с Александром летает 60-летняя авиатор, а самому взрослому – было 84 года! Сейчас две девушки обучаются полетам на «свободке».
Спрашиваем у совершившей посадку перед нами Татьяны, что ее подтолкнуло к полету. Оказывается, она готовится к прыжку с парашютом: на параплане можно ощутить не меньше драйва. «Поднимаемся на высоту 1000-1500 метров и заглушаем ненадолго двигатель - тот же парашют. Потом спустился на высоту метров 300, завел мотор и полетел дальше», - Седов показывает на кружащийся в танце параплан, который выполняет аналог прыжка с парашютом.
Неожиданно мне предлагают испробовать полет на себе. Александр говорит, что взлет и посадка - самые страшные моменты для первопроходцев. Для меня же, наверное, самым экстремальным было достать смартфон на высоте для съемки видео. Но виды, открывшиеся с «борта», просто поражали. Второй момент генерирования адреналина - когда мы низко пролетели над землей с большой скоростью, а потом снова взлетели. Идеальное завершение журналистской встречи!