Так что единственным широко доступным «отпускным заграничьем» во второй по счету пандемичный год для наших сограждан стала Турция, облегчившая правила въезда для вакцинированных туристов. Мы, например, туры туда купили лишь дней за шесть до выезда.
Сразу поясним: о поездке не жалеем — Турция замечательная страна, отдых удался, но все же мы, как дебютанты этого направления, предпочли бы заранее знать о нюансах, которые турагенты и гиды не презентуют. О них вам мы и расскажем.
Нюанс первый: деньги. Турция в плане валютного приятия — совершенно уникальная страна. В оплату товаров и услуг там принимают не только собственные лиры, но и доллары, и евро, и рубли. Так что заморачиваться обменом валюты нет резона. Но вот платить где-либо рублевой международной картой я вам настоятельно не рекомендую — курс неприятный. Дешевле купить валюту здесь и в Турции расплачиваться уже ею. Важный момент — при оплате долларами или евро совсем не факт, что сдачу вам дадут «той же монетой», чаще — лирами. Впрочем большинство туристов эти «сдачные» лиры раздает в качестве чаевых. И тут мы плавно подошли ко второму нюансу.
Нюанс номер два: чаевые — «турецкая традиция». Об этом нам первым делом сказала встречающая туристов в аэропорту девушка-гид. Не солгала, так что желательно еще на въезде иметь при себе мелкие купюры в один-два доллара на такой случай, иначе — в отсутствие чаевых - вам, конечно, ничего не скажут, но почувствуете вы себя жадюгой, обокравшей честного труженика. Хотя, как мне кажется, тут важен баланс. Например, если водитель трансфера припарковался так, что вам с чемоданом еще метров сто надо «пилить» до входа в отель, вряд ли он заслуживает чаевых, невзирая на «традиции».
Уже в отеле — а на турецких курортах они чуть ли не все пятизвездочные, оформленные в стиле «дорого-богато» (арки, мрамор, позолота, масштаб пространств), что сильно отличается от строгих, берущих другим лоском «пяти звезд», скажем, в Италии, - вас прямо в фойе обязательно встретит служащий отеля (обычно их два-три человека «на дежурстве»). Он подбежит и, невзирая на все ваши возражения, заберет и докатит ваш чемодан до стойки ресепшн, а потом и в номер отвезет. Услуга подразумевает чаевые. Их не потребуют и, если не дадите, уйдут с вежливой улыбкой, но, тем не менее, вы сами почувствуете, что, скажем так, нарушаете «традицию».
Нюанс номер три — особенности персонала. За все дни пребывания я столкнулась только с двумя случаями «неправильного», с моей точки зрения, поведения сотрудников. Обычно служащие турецких отелей ведут себя с гостями идеально вежливо и приветливо, всячески стараясь угодить. Ни один мускул на их лицах не дрогнет, даже если туристы устраивают безобразия на шведском столе (да-да, традиция набирать чересчур много еды и потом бросать понадкусанное никуда не ушла), сигают бомбочками (килограмм на сто) в общий бассейн, орошая все окрестности, и не следят за детьми, орущими на всю территорию отеля. За такими тихо все убирают и слова не говорят.
Если турист хочет что-то выяснить, а служащий не знает его языка, то все равно не отойдет, не отвернется и не отвлечется ни на что другое, а будет терпеливо слушать вас, пока не подойдет кто-то, кто поймет задачу или вопрос.
Тяжело туристам-скромникам, потому что какие-то заявленные в рекламе опции — халаты в номер, например, надо попросить. Хамам и спа «при отеле» тоже — предоставят, если скажете, что хотите, но сами не предложат.
Однако общая приветливость турецких отелей простирается даже дальше, чем можно себе представить. Например, наш трансфер привез нас на место в восемь утра. Время заселения в отелях - 14.00. Так что мы приготовились к ожиданию Часа Х, но нам тут же надели отельные браслетики, гарантирующие знаменитый all inclusivе и отправили (еще не заселившихся) на завтрак, а по возвращении вручили ключи. То есть обычно потерянный день заезда мы не потеряли от слова «совсем». Правда, есть забавная деталь — сейчас там приходится обязательно заполнять анкету, где говорится, по сути, что всю ответственность за риски подхватить коронавирус турист берет на себя. Но объективно: абсолютно весь персонал всегда (!) в масках, а в ресторане - еще и в перчатках. На каждом столике — антисептики в промышленных масштабах. Санитарные меры в Турции реально блюдут.
Теперь о «неправильном поведении». Лучше заранее изучить ассортимент «прибассейных баров», потому что, если не знаешь, что попросить, можешь столкнуться с двумя вариантами поведения бармена, особенно если бармены не говорят даже по английски (хотя говорящих даже по-русски турков в Анталии уже очень много). При нашем отеле таких баров было два — и в обоих бармены не говорили ни по-русски, ни по-английски. Поэтому когда подходили туристы, не знавшие названий коктейлей и объясняющие, что им нужно «сок» или «что-то на ваш вкус», один просто хлопал глазами и говорил «I do not understand» (неправильное поведение, потому что туристы сердились и отходили от него ни с чем). Зато второй отдувался за двоих — во всех случаях непонимания он с улыбкой выдавал порцию «бейлиса» (правильное поведение, потому что даже желающих сока это искренне веселило).
Второй пример неправильного поведения продемонстрировал «приотельный фотограф». Он арендует в отеле комнатку (прямо на пути в ресторан, так что обойти ее невозможно), где обрабатывает и продает фото постояльцам. А сами фотографии делает бродя по отелю и возле бассейна. Разумная идея бизнеса — купаясь в бассейнах, фотографировать друг друга не особо удобно, а так «человек на берегу» с профессиональной камерой все делает. Так что спрос должен быть хорошим. В первые два дня он сделал несколько моих снимков, а я пообещала зайти в его лавочку, чтобы посмотреть результат и купить, что понравится. Но самое смешное: когда собралась зайти за покупкой - лишь за сутки до отъезда (раньше было не до того), столкнулась с ним у лифта. И, как выяснилось, он так обиделся, что не удосужился сказать дежурное «добрый день». Надо ли говорить, что после этого ничего покупать у него я не пошла?
Что пытаюсь вам объяснить — вы обязательно столкнетесь с какими-то откровенно навязанными услугами, так что будьте готовы либо оплатить их, либо категорично от них отказаться.
Нюанс номер четыре — трудный шопинг. Если вы бывали на европейских распродажах, не ждите столь же удачных покупок в Турции (я сейчас говорю только о курортных местах, а не о городах вроде Стамбула или Анкары). Во-первых, нам не удалось на своем курорте найти ничего аутентичного — каких-то лавочек с кустарными украшениями, изделиями из дерева или кожи в восточном стиле. Ремесленники там если и есть, то где-то хорошо прячутся. А «турецкий базар» (мы на него поехали специально - в Белек) оказался огромной улицей палаток с подделками всех мастей: от одежды с циклопическими надписями всемирно известных брендов до таких же самопальных сумок и обуви. Я попросила отельного гида подсказать мне адрес «настоящего магазина» конкретного европейского бренда (был заказ от подруги на сумочку). Гид пообещал прислать машину. Прислал. Но сервис оказался с подвохом — машина привезла меня в магазин, буквально набитый ...все теми же подделками. Мне же еще и неудобно было — покупать там я ничего не собиралась, а продавцы этого явно ждали: машину-то, как выяснилось, оплатил магазин. Так что если вы не готовы везти из Турции фальшивые бренды, не соглашайтесь на такие шоп-туры никогда!
Есть небольшой просвет для упорных шопоголиков. Я, например, все же нашла (сама и с трудом!) пару магазинов, где продают текстиль именно турецких производителей (модели, качество — огонь!). Так что кто ищет, тот найдет. Но как же жаль, что турки — при их трудолюбии и явной коммерческой жилке — делают упор на таких курортах на продаже подделок, а не на представлении того интересного, что создают в их стране... Кстати, подделки у них называют «репликами». Но суть та же. И ведь берут наши люди! Хотя какой в этом смысл, не представляю: такая поддельная ерунда есть в любой стране мира.
Нюанс номер пять — парк развлечений «The Land of Legends». Самый, наверное, разрекламированный парк Антальи, с американскими горками и аквапарком. Он хорош, но цена — 55 долларов «с носа» - лично мне кажется запредельной. При этом купить билет только в аквапарк, например, у вас не получится. Опт — и точка. Подразумевается, что вы получите все услуги «Легенды». Как бы не так! Во-первых, территория большая, от аттракциона к аттракциону (в том числе «внутри аквапарка»), как говорится, «три дня полем, два дня лесом». Точно не успеете за время работы парка обойти все. Особенно если учесть, что в сезон там дикие очереди. Стоять придется в среднем по полчаса к каждому развлечению. Если говорить именно об аквапарке, то это долго, учитывая секундно-минутный спуск, а потом — снова очередь. Во-вторых, там и камера хранения дорогая — около 9 «баксов». Такой цены я не встречала ни в одном аквапарке, но, справедливости ради, есть плюс — система цифровая, с видеонаблюдением, камеры закрываются-открываются не ключиком, а «большим братом» по коду на браслете парка, так что риск кражи сведен к минимуму: без вас вашу камеру служащие просто не станут открывать.
Дополнение к теме: очереди к каждым трем-четырем горкам в аквапарке «Легенды» сливаются в одну, а там - служащие, которые пускают к лестнице по только им ведомой системе. В итоге получается, что какая-то (а то и не одна) горка простаивает, потому что большинство людей идут на другую (другие), а желающие попасть на малоспросовые горки тоже стоят по полчаса, хотя могли бы слетать с них каждые пять минут. Выход «из очередей» есть: купить «фаст трекер», то есть проход вне очереди, но стоит он, как мне сказали, еще 30 долларов. Сами думайте, устраивает ли вас это. Нам не понравилось: горки хорошие, но какая в них радость, если за три часа вы скатитесь всего пять раз?