Мы все это приняли, невзирая на первоначальные опасения утраты (или уменьшения объемов) личного пространства, когда, по сути, так или иначе фиксируется каждый наш шаг (будь то покупка батона в супермаркете, флэш-моб на улице или флирт в соцсети) и всегда сохраняются риски «большого хака». Причина нашего приятия технологий «несмотря на» лежит на поверхности: «цифра» — это априори очень удобно.
Государство «пионерит»?
Как ни удивительно, такие технологии в нашей стране — и в отдельных регионах, в частности — внедряются гораздо медленнее, чем могли бы, при всем своем коммерческом потенциале.
Хотя серьезные компании и организации понемногу вкладывают ресурсы в этот самый потенциал, но, как правило, пока поверхностно. Вводят уже упомянутую систему электронных пропусков, чтобы ни одно опоздание сотрудников на работу не осталось не замеченным, но, например, не раскошеливаются на систему платформы управления данными, предназначенной для хранения, обработки и управления корпоративными данными. В итоге перекуры людей фиксируют, но при этом оставляют риски потери данных, хотя их значимость не сопоставима.
Так что пока большую часть своих надежд разработчики цифровых сервисов связывают с государством. Не только потому, что у того есть деньги на долгоиграющие инвестиции. Большую часть систем можно (и, наверное, нужно) использовать на развитие жизненно важной и социальной инфраструктуры больших и малых городов и регионов. Потенциально это тоже снижение затрат. Если проблему выявить раньше, ущерб будет меньше. Как и расходы на его ликвидацию. Цель таких проектов, как говорит Василий Ходячев, начальник одного из управлений компании CoreClass, LLC, «дочки» Ростелекома, - ради безопасности создать единое информационное пространство. По сути — цифрового двойника каждого города и региона в стране. С видеонаблюдением криминогенной обстановки в публичных местах и (по пожароопасной ситуации) в лесных массивах, мониторингом аварийности зданий и инженерных сетей, состояния общественного транспорта и дорожной ситуации. Все - ради быстрой точечной реакции на любые ЧП и сбои.
Польза в деталях. Актуально, согласитесь. Особенно для ЖКХ. Только представьте себе вариант, когда при аварии на теплопроводе, например, система с датчиками точно показывает, где конкретно прорыв, - и коммунальщикам не приходится раскапывать два квартала в его поисках!
А если вора зафиксировала камера с распознаванием лиц — вообще красота: преступление безнаказанным не останется, а его последователи сто раз подумают, стоит ли нарушать закон, если точно «поймают». Кстати, например, в Нижнем Новгороде за год эксплуатации умной системы наблюдения зафиксировано четырехкратное увеличение раскрываемости преступлений, в результате чего город в прошлом году признан самым безопасным в России.
Вот оно - и комфорт жителей, и экономия ресурсов. Причем, так - во всем. Например, в одном из регионов видеомониторинг лесных пожаров (со спринтерским на них реагированием) принес 22-миллионную экономию снижения ущерба и бюджета на ликвидацию возгораний за год. Потому что лесные пожары «под контролем большого брата» в итоге выжигают в 5 раз меньшую площадь, не успевая распространиться!
А чего стоит мониторинг транспорта в режиме реального времени? В какой-то мере такую опцию можно счесть даже битвой за снижение тарифов, потому что с ее помощью компании могут пресекать нецелевое использование машин, факты сливов топлива и тому подобное, что по итогу закладывается в их расходы. Директор одного из МУПов, купивших такую систему мониторинга транспорта, уже заявил о сокращении фактов нецелевого использования корпоративных авто и снижении затрат на топливо на 35%...
Также специалисты уверяют, что с умными, постоянно актуализирующими данные системами оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС происходит в 5 раз быстрее (до 5 минут вместо 30), а заполнение отчетов занимает в 10 раз меньше времени (2-3 минуты вместо 20-ти). Все настроено. Ну, или должно быть именно так настроено.
Как уже сказано, свои «плюшки» есть и в части безопасности: например, количество ДТП снижается на 5%, а случаи превышения скоростного режима — на 25%. Число преступлений в местах установки камер интеллектуального видеонаблюдения уменьшается на 13%, в общественных местах — на 25%.
Пока видео хранится не так долго: около месяца. Зато умная система, уверяют ее лоббисты, способна выдавать точные прогнозы на развитие ЧС или природных катаклизмов, варианты решения проблем, объемы необходимых на это сил и средств. Может ли ошибиться? Эксперт говорит «только если введены неверные исходные данные».
Цена вопроса — большой-большой секрет. Сразу скажем — сколько это стоит хотя бы в минимальном «пакете», нам выяснить не удалось. Миллионы, сотни миллионов, миллиарды? По словам Ходячева, точную стоимость в каждом случае нужно высчитывать индивидуально: все зависит от состава проекта, от количества интегрированных систем, муниципальных образований, служб и организаций, которые необходимо подключить. Кроме того - «в каждом регионе свои риски». Где-то паводки, а где-то землятресения...
С одной стороны, все логично. С другой — а как тогда «до» заказа городу просчитать, сколько он должен будет заплатить за все эти системы и их обслуживание? Бюджеты-то не резиновые и во многом целевые. Но потенциальное удобство идеи «умных городов» уже никто не оспаривает. Ходячев говорит, система настраивается так, что руководитель может видеть в режиме реального времени исполнение своих поручений и раздавать новые указания. Идеально с точки зрения контроля за эффективностью работы чиновников.
Возможно, именно из-за неясности в ценовом вопросе пока упомянутую платформу используют всего 10 регионов: Архангельская, Вологодская, Тюменская, Нижегородская, Мурманская, Иркутская, Свердловская области области, Алтай, Югра, Коми.
А тот же город Владимир согласился, по нашим данным, пока лишь на бесплатный элемент - 40 видеосистем наблюдения с выводом «картинки» в дежурные части правоохранительных структур. Хотя предложения о расширении проекта «Безопасный город», по словам директора филиала компании Павла Шатохина, подготавливаются регулярно... Кстати, посмотреть трансляцию с этих камер может любой желающий — на сайте владимирской мэрии. При этом руководитель пресс-службы городской администрации Александр Карпилович на вопрос, почему город не расширяет систему «Безопасный город» - на объекты ЖКХ, дороги и прочее, сказал нам, что мэрия «всегда открыта для профессионального обсуждения и решения в интересах горожан, так что готова выслушать сформированные предложения».
Реальна ли угроза «большого хака», если собрать «все» в одну систему? Эксперты признают, что от хака никто не застрахован, но, дескать, все стараются его не допустить.
Мы спросили Ходячева, почему предприятия, организации пока очень осторожны во внедрении таких систем в широком смысле? Специалист считает, дело не только в деньгах. Просто к любому новшеству нужно привыкнуть, а пока не все знают, что такое уже есть и этим можно пользоваться. «Но мы работаем и с компаниями». Возможно, кому-то для решения нужен «волшебный пинок». Например, одно из владимирских ТСЖ сумело уговорить жильцов сложиться на камеры наблюдения спустя пять лет после первого обсуждения этой темы с ними. Люди сдались лишь после того, как на придомовой парковке произошло убийство, а свидетелей оказалось «около нуля»... Лучше поздно, чем никогда, но в идеале такого «стимула действовать» лучше не дожидаться.
Тем временем...
Россия вошла в топ-3 стран мира, которые лидируют по числу установленных камер видеонаблюдения. По подсчетам TelecomDaily, у нас установлено почти 13,5 млн камер. На каждую тысячу россиян приходится почти 100 камер наблюдения. В абсолютных цифрах больше камер только в Китае (200 млн) и США (50 млн). Следом за Россией в топе идут Германия (5,2 млн), Япония (5 млн) и Великобритания (5 млн). Большая часть камер в России (58,7%) установлена коммерческими организациями с целью обеспечения безопасности, предотвращения краж и преступлений. Еще 32,8% установили за бюджетные деньги — в школах, детсадах, больницах, на дорогах. На долю граждан приходится 8,5% от общего числа камер в стране.