Обсуждалась проблема доступности рабочих мест для жителей области и создание условий для достойного труда. В период пандемии сложная ситуация сложилась как в промышленности и транспорте, так и в бюджетной сфере.
К примеру, на известном ковровском швейном предприятии «Сударь» сокращается численность работников.
- Люди уходят в «серые» швейные цеха, - рассказала председатель первичной профсоюзной организации АО «Сударь» Ирина Гусарова. – Мы тесно работаем с Ковровским транспортным колледжем, который готовит швей. Однако работать к нам приходит очень мало выпускников, буквально один-два в год.
Предприятие обеспечено заказами, но не хватает кадров, чтоб их исполнять. Хотя для сотрудников созданы хорошие условия и выплачивается «белая» зарплата. Руководство обращалось за помощью в администрацию области. В сентябре состоялась встреча с врио первого заместителя губернатора области Александром Ремигой. Был намечен план действий, однако на швейную фабрику так никто ни разу и не приехал.
Профсоюз промышленности региона предлагает, во-первых, вводить строгие меры за зарплаты в конвертах, во-вторых, упростить процедуру оформления документов для иностранцев, приехавших работать и, в-третьих, внести изменения в областной отраслевой заказ, обозначив профессию швеи как одну из самых востребованных.
- Все эти проблемы мы знаем, - заявил заместитель директора областного департамента по труду и занятости Павел Романов. – К сожалению, закрылись швейные фабрики и во Владимире: «Победа» и на ул. Гагарина. Вместо них появились малые предприятия, где часто даже занятость не оформляется. Люди работают длительный период, а не значатся в сотрудниках. Сколько раз выходили разбираться по жалобам работавших людей. Следов нет! А из числа мигрантов едет все больше непрофессиональных кадров, к тому же плохо говорящих на русском языке.
Представитель департамента также напомнил, что в области создана комиссия по легализации трудовых отношений. Но деятельность этой комиссии пока не узаконена. Надзорные же органы не могут выйти на внеплановую проверку малых предприятий без сигнала общественности.
- Сегодняшние условия толкают людей соглашаться на «серые зарплаты», - убежден председатель профсоюза работников торговли «Торговое единство» Константин Кузьминов. – Любые фискальные меры проблемы не решат. Если брать сетевые торговые сети, то там отношения на рынке труда носят колониальный характер. На связь с профсоюзами они не выходят. Латентность огромная. Отсюда текучка кадров, бесправие работников.
Председатель профсоюза автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Владимир Рыбкин предложил заключать с частным бизнесом трехсторонние соглашения, которые были бы гарантом социальной ответственности перед работниками.
Руководитель профсоюза промышленности Владимир Афанасьев напомнил о необходимости развивать социальное партнерство. И в этом должна помогать администрация области и местные органы власти. Только с их помощью можно навести порядок. Это общее мнение всех профлидеров.
Главная проблема у транспортников и дорожников связана с тем, что по 44 ФЗ на торги выходят и побеждают предприятия из других регионов, а наши местные остаются без работы и постепенно разваливаются – вместе с профсоюзными первичками. Это озвучил председатель отраслевого профсоюза Василий Путинцев.
- Кроме того, нашим организациям, после того, как частные фирмы не справляются с работами, приходится в короткие сроки все исправлять, - отметил он. - Недавний пример – строительство моста перед Судогдой.
Свои проблемы высказали и представители бюджетных сфер – образования, здравоохранения и культуры.
Ставка учителя – 18 часов в неделю. Это рассчитанная норма, при которой педагог может качественно отработать. По Указу Президента, средняя зарплата учителей должна быть не меньше, чем средняя в экономике. И Указ в регионе выполняется, но только потому, что педагоги «пашут» на полторы-две ставки. Оклад же за ставку для учителя высшей категории составляет 16177 рублей, первой – 12647 рублей, для учителя без категории – от 7,5 до 9 тысяч рублей. Молодые педагоги, даже первые два года (с повышенным коэффициентом) за ставку получают от 11 до 13,5 тысячи рублей.
- Дифференциация в уровне зарплат в разных регионах страны сурово сказывается на ситуации с педагогическими кадрами, - отмечает председатель профсоюза образования Николай Синицын. – Пример: в начале этого учебного года из школ Александрова уволились 70 учителей. Возмущает педагогов и то, что квалифицированный труд учителя сравняли по оплате с младшим и средним медперсоналом. Удержать и привлечь молодежь нечем. Если бы город Владимир предусмотрел компенсацию за сьемное жилье для учителей из сельской местности, то возможно, удалось бы кого-то закрепить – предлагает Синицын.
- Планируется пилотный проект по новой оплате труда, - напоминает лидер профсоюза образования. - Но наша область на следующий году в него не попала. Совершенствование оплаты труда будет. Но когда? Неизвестно!
В сфере культуры резко сократилось число работников. Продолжается оптимизация. Закон о местном самоуправлении передал учреждения культуры на уровень сельских поселений, которые почти не имеют финансирования. В результате идет сокращение ставок. Да еще вводят аутсорсинг. Так что в клубах полы мыть приходится худруку или директору, а многим сотрудникам предложено перейти на 0,5 или 0,25 ставки. В итоге, в одном из районов один баянист на все сельские дома культуры!
- По-прежнему не решен вопрос о досрочной пенсии для работников детских школ искусств, - утверждает председатель профосоюза культуры Любовь Нефеденко. – Они, как и учителя в образовании, чтобы выжить, трудятся не на одну ставку. Наблюдала, как некоторые учителя музыки уже падают на работе из-за возраста и здоровья, но продолжают трудиться. До сих пор нет доплат народным и заслуженным работникам культуры, вышедшим на пенсию. Льготы для сельских библиотекарей и клубных работников сведены к минимуму.
- Мы впервые за долгое время объединились и озвучили проблемы, которые есть в области. У нас есть предложения и в адрес федеральных, и в адрес местных властей, - подытожила Галина Конькова. - Есть с чем обратиться и в Федерацию независимых профсоюзов России.