16 октября в 10:05
  1. Общество

Владимирцам показали, как жили донские казаки почти сто лет назад

Фото: сайт Владимирского академического театра драмы https://dramavladimir.ru/
Нет ничего более непредсказуемого и откровенного, чем реальная жизнь. Ни надуманные сказки, ни фантазийные рассказы не врежутся в память глубже трагической истории простого селянина. В прошлый субботний вечер в Областном дворце культуры и искусства во Владимире состоялась премьера спектакля «По ту сторону Дона».

Режиссер и автор сценической постановки - Владимир Кузнецов. На его счету множество известных работ: «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Собачье сердце» М. Булгакова, «Фома» - по мотивам повести Ф. Достоевского и другие. «По ту сторону Дона» – написан по мотивам романа М. Шолохова «Поднятая целина». Основные события спектакля разворачиваются в 1930-е годы на хуторе Гремячий Лог. Тяжкий период жестокого раскулачивания, отъема у крестьян хлеба, создания колхозов и уничтожения класса «кулаков», подрыва доверия к советской власти. Судьбы героев пронизаны кровью и потом, трагизмом и страстями. По словам режиссера, он попытался взглянуть на поступки шолоховских персонажей «сегодняшними глазами». Считаю, задуманное воплотить в жизнь удалось. Судьбы простых людей – наилучший способ для режиссера завоевать сердце зрителя. Персонажи получились живые. Глядя на них можно узнать кого-то из своих знакомых или даже себя.

Самого Шолохова многие знают как автора романа «Тихий Дон», за который писатель получил Нобелевскую премию. «Поднятая целина», особенно для поколения зумеров, не настолько известна. Однако, произведение не менее значимое. Михаил Шолохов родом из казачьей семьи, писал о жизни своих земляков. В основе его сюжетов - правдивые наблюдения того непростого времени. Между прочим, эта книга тесно связана с «Тихим Доном» и является продолжением событий описанного там периода от 1912 до 1922 года. В постановке Владимира Кузнецова некоторые персонажи перекликались с героями раннего романа Шолохова.

Все актеры отлично смогли передать не только дух той эпохи, но и нравы донских казаков. Я бы сказала, среди персонажей нет явных антагонистов и протагонистов. Каждый пытается всеми силами сохранить нажитое, не всегда совершая честные поступки (как и в настоящей жизни).

Один из главных героев - бывший матрос и путиловец, председатель Гремяческого колхоза Семен Давыдов (Денис Чистяков) изображен жестким и вполне стереотипным героем. Он какой-то нерешительный, но в то же время радикально настроенный против «контры». В отличие от киноверсии 1960 года в спектакле мало уделили внимания его любовной линии с Лукерьей Нагульновой (Ариадна Брунер) - супругой второго центрального персонажа Макара (Вячеслав Леонтьев). Лушка будто списана с женщины нынешнего времени. Она волевая, немного ветреная, жизнелюбивая. Влюблена в Тимофея Рваного (Эмиль Филиппов) и даже идет на преступление - скрывает возлюбленного, сбежавшего из ссылки, в своем доме.  В то же время, на протяжении спектакля героиня флиртует с разными жителями Лога. Отмечу, что тембр голоса актрисы очень вписывается в колорит донского казачества. В противовес: прототип Макара вряд ли встретится в современном обществе - фанатик, часто перегибает палку, прямолинейный. Он знает, что жена изменяет ему, но терпит это.

Неоднозначным получился образ бывшего кулака Якова Лукича Островнова (Анатолий Шалухин), который намеревается вернуть былые времена и все еще верит в крах советской власти. Как раз с ним связана самая впечатляющая сцена спектакля - смерть матери (народная артистка РФ Галина Иванова). Для меня эмоционально она перекрыла даже финальную, где погибают главные герои - Давыдов и Нагульнов. Здесь стоит отметить отличную работу актеров с реквизитом. На сцене появились табуретки, которыми Яков в сопровождении монолога запирал на голодную смерть свою родительницу. А когда его дочка Варя (Анастасия Сылка), немая от рождения, пронзительно кричит, невольно пускаешь слезу.

На втором месте по эмоциональному спектру я бы поставила историю Марины Поярковой (Анна Зайцева) - вдовы вахмистра, фельдфебеля царской армии. Ее любовная драма оставляет грустное послевкусие не меньше, чем история одной из главных героинь - Лушки. По началу Пояркова кажется взбалмошной и даже двуличной. Это подчеркивает комичная сцена соблазнения овдовевшего Размётнова (Иван Антонов), который в итоге женится на Поярковой. Последняя все же принимает колхозный устой. Но ненадолго, ведь позднее решается изъять зерно в колхозе с остальными «мятежниками». Когда Марина узнает, что новоиспеченный супруг убил ее первого мужа, то попыталась учинить над ним расправу - заколоть вилами. Последний выживает. А женщине устраивают самосуд Нагульнов с Давыдовым.

Невозможно не отметить превосходную игру заслуженного артиста Эстонии Владимира Лаптева. Актер воплотил на сцене образ сельского брехуна, деда-балагура Щукаря, шутки которого смогли разбавить трагичные моменты.

Еще больше увлекает музыкальное сопровождение спектакля. Особенно композиции в исполнении самих актеров. Интересно, что хормейстер Андрей Федоськин даже внес в инсценировку украинскую колядку «Ой, радуйся земле, Сын Божий народився». Скорее всего, это было сделано, чтобы подчеркнуть особую культуру донских казаков, многие из которых говорили на донской балачке. Иногда актеры начинали петь казачьи песни прямо посреди диалогов. Такая неожиданность переносила зрителя в атмосферу семейных «посиделок». Декорации усиливали эффект присутствия. Например, на сцене часто появлялись «перекати-поле», мешки с зерном, старинные сундуки, паласы и церковные кресты. Кроме того, видно, какую большую работу провела костюмер Наталья Авдонина. Герои будто сошли со страниц учебников по истории.

Премьера собрала полный зал зрителей самых разных возрастов. Смотрели с неподдельным интересом. Показательно, когда на сцене актеры выдерживали длительные паузы (порой чуть ли не до минуты), все молчали. Для того чтобы спектакль увлек, необязательно досконально знать историю того времени. Интересно наблюдать именно за поступками героев. При этом продемонстрированные истории все равно дают понимание, что тогда творилось на Дону.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
Следующую прямую линию Александр Авдеев проведет после 100 дней в должности вчера в 20:11
Вечером 7 ноября врио губернатора Владимирской области Александр Авдеев провел прямую линию, на которой отвечал на вопросы жителей региона. Прямая трансляция велась на телеканале Россия24 и в соцсетях.
Алексею Купину присвоено звание генерал-майор​ внутренней службы вчера в 18:59
Пресс--служба Главного управления МЧС России по Владимирской области сообщает о получении очередного звания руководителем ведомства. Соответствующий указ подписал Президент Российской Федерации.
В Ковровском районе машиностроительный завод заплатил пятимиллионный долг по налогам вчера в 18:15
Управление федеральной службы судебных приставов по Владимирской области сообщает о завершении исполнительного производства в отношении местных станкостроителей.