25 октября 2021 в 11:04

Владимирские таможенники при князьях и царях работали за идею

Таможенный голова и целовальники.  Фото: предоставлено пресс-службой Владимирской таможни.
День таможенника - 25 октября — все причастные к празднику называют «знаменательной датой», потому что в 1653 году именно в этот день был принят Торговый устав, родившийся из указа о взимании таможенной пошлины «в Москве и городах российских», а спустя ровно 338 лет - уже в новейшей истории страны - был образован Государственный таможенный комитет РФ. Конкретно Владимирской таможне в следующем году исполнится 30 лет.

Головы и целовальники. Хотя по факту российская таможня начинается с конца X века, с первых упоминаний о торговых пошлинах в государстве. При этом история таможенного дела непосредственно связана с историей торговли. Но межгородская (внутренняя) торговля Древней Руси мало отражена в письменных источниках. Косвенные свидетельства о ней есть лишь в летописях, в уставных договорных грамотах русских князей...

Например, сохранились договоры XIII-XV веков — с положениями о свободной торговле новгородцев в Суздальской земле и о размере взимания с купцов пошлин. Например, в договорной грамоте 1266 года Новгорода с великим владимирским князем Ярославом Ярославичем говорится: «...имати по 2 векши от лодье, и от воза, и от льну, и от хмелна короба».

С самого начала пошлины взимали и на пограничных заставах, и внутри страны. Но именно после царского указа у таможни появилось некое подобие структуры — с руководителем, «таможенным головой», назначавшимся, кстати, царем, но выбираемом — до утверждения монархом — из числа купеческих сотен, посадских и земских людей. «Головам» подчинялись «целовальники» (потому что целовали крест, принимая присягу). Старший из них назывался «ларечным» (от слова «ларь» - таможенная казна) и руководил «караульными» и «ходячими» целовальниками, которые охраняли таможенную избу и собирали пошлины на торговых местах. Кстати, работали эти ребята безвозмездно, клянясь «поступать по уставной грамоте, а сбором не корыстоваться».

Впрочем, награды у них все же были — за превышение сумм сборов. Причем, вполне материальные - «да по ковшу серебряному, да по сукну, да по тафте», а также кубки, чарки, связки ценных мехов («сорок соболей»). Хотя особой честью считались не премии ковшами и соболями, а приглашение за царский стол.

Надо признать, формулировки грамот иногда были довольно — на наш взгляд — забавные: чтобы «мирские люди» «к таможенному и к кабацкому сбору выбирали голов и целовальников людей добрых..., а не воров и не бражников».

Есть информация о сборщиках пошлин конкретно на владимирских землях. Например, сохранился план Владимира начала XVIII века с указанием местоположения таможенной избы – слева от центральной дороги от Золотых ворот к Кремлю. Правда, в пожаре 1719 года, уничтожившем полгорода, сгорела и изба... А когда императрица Елизавета затеяла перестройку таможенной системы и подписала в 1753 году указ «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов», перенеся таможни на границы, таможня из центра страны исчезла аж на 250 лет!

Карта Владимира 1715 года. Таможенная изба.

Впрочем, каждый новый строй диктовал новый уклад. Например, с 1918 года в Советской России основной упор делали не на пошлины, а на контроль за соблюдением госмонополии на внешнюю торговлю и борьбу с контрабандой. А вот в 90-е годы прошлого века, когда открылись внешние рынки, таможни внутри страны возродили, приблизив к местам производства и товарным потокам.

С иноземцев — втрое, а монастырям - льготы. Среди письменных источников, характеризующих развитие экономики и торговли владимирского края в XVI-XVII веках, интересны таможенные грамоты, устанавливавшие порядок торговли и сбора пошлин, которых, кстати, в России было огромное количество.

В суздальской грамоте 1606 года таможенникам с местных торговцев предписывалось «имати тамги со всякого товару с рубля по полуторе денге». Иногородние платили вдвое. Еще мощнее обкладывали иностранцев: «А приедет в Суздаль торговати иноземец, и таможником с их товаров имати с них тамги с рубля по семи денег...». Та же картина была в Гороховце, но размер некоторых видов пошлин разнился. Ведь в Гороховец товары часто везли по воде, так что величина пошлин зависела от типов судов и от количества работников на них.

Естественно, всегда были те, кто пытался освободиться от пошлин или от их части. Это было сложно, но не невозможно — при наличии «жалованной грамоты», которые чаще всего доставались от князей и царей местным монастырям. Например, 22 октября 1623 года царь Михаил Федорович дал жалованную грамоту Рождественскому монастырю во Владимире, определив количество беспошлинных товаров, покупаемых на нужды монастыря раз в год.

Инструментарий мытника 11-13 вв.

О чем речь? «Воску пятнадцать пуд, ладану пять пуд, 40 пуд меду, да хлеба ржи и овса и всякого ярового по тысячи по пятисот четьи на год; да в Нижнем, и в Казани, и в Астрахани, и в верховых городех 2000 пуд соли; 200 осетров мерных, 30 колух, 50 шеврюг, 10 пуд икры черные, 300 пучков вязиги, 10 пуд рыбья жира, 200 мтей сущу белово, 500 пластей, ... 5 пуд семги, 10 четья снетков, 20 пуд масла коровья, 50 пуд хмелю; да железа и укладу и гвоздей на монастырский обиход и на мелничную поделку на 20 рублев; да ... лошадей и коров и всякие животины на 100 рублев... и с того их со всего монастырского с покупного запасу и с судна, и с телег, и с возов, и с людей головщины, наших никаких пошлин не имати». А вот если «перебор» от списка, то платить пришлось бы «как и с торговых со всяких людей по уставным грамотам».

В ноябре 1576 года Иван Грозный жаловал грамоту, освобождавшую от пошлин, Суздальскому Спасо-Евфимьеву монастырю: «Не надобе им с их монастырские вотчины моя царя и великого князя дань, ни посоха, ни ямщина, ни осмичное, ни туковое, ни костки, ни закос, ни засечние денги, ни пятно, и имчюги не варят, ни мыта, ни тамги, ни весчего, ни померного, ни подымного не платят...».

Случалось, что права монастырей нарушались. В 1577 году в Нижнем Новгороде таможенник Сазон Скоробытцкий стребовал пошлину у старца Спасо-Евфимьева монастыря Ондроника Горбатого, покупавшего «белужины оханные и осетров длинных, и всякие рыбы для монастырского обиходу». Архимандрит Иов этого не стерпел и отправил челобитную царю. В ответ нижегородскому воеводе прилетел царский указ, подтверждавший освобождение от платы пошлин.

Еще одной привилегией монастырей было право сбора пошлин с торгов и ярмарок в их вотчинах. К примеру, одним из владений Спасо-Евфимьева монастыря в XVII веке было село Коврово на берегу Клязьмы. Через него шла дорога в Вязники, Муром и Нижний Новгород. 28 февраля 1641 года царь повелел «архимандриту Спасо-Евфимиева монастыря Иосифу с братию» «в селе Коврове пошлину сбирать... на ладан и на воск и на вино церковное» во время ярмарки в праздник Рождества Христова. До этого сбором пошлины в Коврове занимался откупщик Ермолка Гаврилов. Цена вопроса - 71 рубль 8 алтын 4 деньги. А царь Алексей грамотой 19 мая 1657 года приказал учредить в Коврове по вторникам еженедельный торг со сбором пошлин в пользу монастыря.

Право на откуп. Людей для сбора пошлин могли присылать из других городов. А еще широко была распространена практика отдачи сбора пошлин на откуп. Откупщикам полагались привилегии и освобождение от повинностей по указам царя.

Расходовать собранные откупщиками в казну деньги можно было только по специальному распоряжению вышестоящих властей. Так, 1 мая 1647 года владимирский откупщик Андрей Михалев получил царский указ о выделении из таможенных сборов 11 рублей 26 алтын 7 денег владимирскому воеводе Степану Сабурову на покупку леса, который был взят взаймы на осадном дворе окольничего Петра Траханиотова при строительстве во Владимире тюрьмы. Тюрьму строили спешно, не став ждать весны, когда по Клязьме начинался сплав леса. А в мае рассчитались...

Интересен документ об отдаче на откуп пошлин в селе Анькове Суздальского уезда. 28 августа 1727 года суздальский магистрат объявил «о призыве охочих людей» для взятия на откуп в нем таможенных и питейных сборов. С 1724 года сбором руководил крестьянин Угримов. Сумма откупа в год - 550 рублей 49 копеек с четвертью. Конкурентом его на торгах выступил муромский посадский человек Самарин. Он увеличил сумму откупа на 10 рублей в год. Тогда Угримов предложил 11 рублей. Поверенный Самарина Горшков, участвующий в торгах, добавил сверх этой суммы еще 50 копеек. На этом их торг прекратился, а дальнейшая процедура выглядела так: в суздальской канцелярии зажгли свечу, которая должна была гореть сутки, пока она горела, желающие могли принять участие в торге. Об этом «при барабанном бое» объявили на торговой площади.

Служащие таможен сообщали в городовые магистраты сведения не только о собранных пошлинах, но и о ценах на основные товары. Вот некоторые данные о ценах из рапорта выборного гороховецкой таможни Григория Симонова за апрель 1750 года: «Рожь добрая по 80 копеек, средняя по 75 копеек четверть; пшеница добрая по рублю по 90 копеек, средняя по рублю по 70 копеек четверть; мяса свиного доброго по 50 копеек, среднего по 40 копеек пуд...».

По документам XVII – первой половины XVIII века таможни имелись во Владимире, Суздале, Муроме, Вязниках, Юрьев-Польском, Гороховце, в Александровской и Богоявленской (ныне - Мстера) слободах, в торговых селах. Но увы - время их возникновения на сегодняшний день определить невозможно.

P.S. В материале использованы фрагменты книги О. Барченковой «Из истории таможенного дела Владимирского края».

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 14:38

Владимирский хор триумфально выступил на федеральном канале Россия-1

Фото: фото со страницы в соцсетях хора Русской Песни ВОМК
Хор русской песни Владимирского областного музыкального колледжа им. А.П. Бородина стал участником самого масштабного вокального проекта страны - "Ну-ка, все вместе! Хором!". 4 апреля наши молодые артисты выступили триумфально - все члены жюри, вся сотня встала в знак глубоко уважения к их исполнительскому искусству.

Результат можно считать астрономически прекрасным еще и по той причине, что исполняли студенты далеко не хит, а пронзительно лирическую композицию "Ох, ни за речкою". Эта русская народная песня из Воронежской области.

Художественный руководитель хора Ольга Козырева вместе со зрителями болела за ребят. Примечательно, что начинающие исполнители свое обещание - показать всей России, что может народный хор из города Владимира - выполнили блестяще. Профессионалы отметили их безупречное исполнение сложной композиции, великолепные голоса, невероятную слаженность.

Вице-губернатор Владимир Куимов на своей странице в соцсетях тепло поздравил педагога и ребят с победой. "Вы - лучшие! Поэтому наша давняя идея, связанная с новым проектом и вами всеми, должна осуществиться. Уверен все получится.", - отметил он. 

Один из членов жюри певец Сергей Лазарев признался, что выступление растрогало его до слез: 

- Это непередаваемо, это невозможно объяснить, но пробивает до слез, важно, что вы будущее нашей страны, это было незабываемо! - сказал Лазарев.

Ведущий Николай Басков дал высказаться всем и общее мнение было единодушным - настоящая русская песня в исполнении молодых прозвучала необыкновенно торжественно и душевно одновременно, произведя сильнейший эффект. 

-Под такие песни даже ключевая ставка не поднимается, - пошутил Николай Басков.

Ольга Козырева поблагодарила авторов проекта за возможность исполнить именно эту песню, "которая передает всю глубину всю мощь, всю силу многоголосий", заметила она. Обработку композиции сделал Владимир Копаев, аранжировку Ольга Козырева.

Владимирский хор вышел в следующий круг шоу.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 13:17

Специалисты Россельхозцентра рассказали владимирцам правила выбора фитоламп

Фото: Инфографика ФГБУ "Россельхозцентр"
В зимние месяцы и ранней весной естественного света растениям мало. На выручку в этом случае придет искусственное досвечивание. В дни, когда нужно эффективно компенсировать недостаток солнечной энергии, фитолампы станут настоящей палочкой-выручалочкой.

Фитолампы отличаются от обычных спектрограммой. Обычные лампы сделаны для человека, который видит в зелено-желтом спектре. Фитолампы расширяют спектр на 50-60%. Это означает, что при одинаковой мощности фитолампы будут просто эффективнее.

Какой цвет для чего?

Спектр света - один из главных критериев при выборе фитолампы. Какая лампа для растений лучше, зависит от цели ее использования.

Цвет излучения фитолампы не говорит о ее спектре. В продаже уже давным-давно появились лампы не только с характерным розовым свечением, но и с кремовым, желтым. Есть лампы со свечением sunlike («санлайк» в переводе с английского - полный аналог солнцу). Есть лампы комфорт, которые не бьют по глазам.

Обращайте внимание на характеристики: длина световой волны у хорошей фитолампы должна быть в диапазоне от 445 до 665 нм.

Какой спектр излучения нужен растениям.

430-470 нм - синий свет. Нужен для синтеза хлорофилла и фотосинтеза. С таким светом активно растут листья.

620-665 нм - красный свет. В нем нуждаются молодые растения, этот спектр требуется для активного роста и развития побегов.

500-610 нм - зелено-желтый свет. От света с такой волной цвет листьев становится насыщенным, а цветение обильным.

- Эти три спектра обязательно должны присутствовать в свете лампы для растений, чтобы обеспечить их сбалансированное развитие. Если все нужные спектры сочетаются в одной лампе, то ее свет пурпурного цвета. Вот почему хорошая фитолампа излучает розовый свет, - объясняет начальник отдела защиты растений филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Владимирской, Ивановской и Ярославской областям Виктория Меркулова.

Как долго подсвечивать.

Круглосуточно подсвечивать растения нельзя, нужно чередовать темные и светлые периоды. Для нормального развития сеянцам требуется не менее 6 часов темноты.

Эксперты Россельхозцентра рекомендуют включать лампы в зависимости от продолжительности светового дня, примерно на 5-6 часов в сутки: на 2-3 часа утром до восхода солнца и на такое же время вечером после заката.

Основные типы фитоламп.

Лампы бывают люминесцентными, галогенными, натриевыми высокого давления, флуоресцентными и светодиодными фитосветильниками (LED). На сегодняшний день LED-светильники являются самыми популярными и востребованными. Энергоэффективные, долговечные, они выделяют мало тепла и могут иметь разные спектры света (красный, синий, белый) для различных этапов роста. Они безопасны для рассады, а также для людей и домашних животных. Подходят для всех типов растений и могут использоваться в закрытых помещениях и теплицах. 

Форма.

Выбирайте фитолампу соответственно месту, где она будет установлена. В продаже есть линейные лампы, цокольные и панели. Первый вид подходит для освещения узких полок. Цокольные лампы нужны для точечного освещения одиночных растений. Панели хороши, если у вас большая площадь посадок. 

Тепловые характеристики.

Светодиоды, как и обычные лампы накаливания, при работе выделяют тепло, которое отводится через алюминиевый радиатор цокольных ламп или корпус линейной лампы и панелей. Температура на кристалле диодов не должна превышать +70-75°С. Тогда диоды прослужат долго – хотя бы весь гарантийный срок.

При плохом теплоотводе кристаллы диодов быстро деградируют, что приводит к снижению интенсивности светового потока.

Зная эту особенность, устанавливайте фитолампы таким способом, чтобы тепло от радиатора свободно отводилось в окружающее пространство.

Расстояние от лампы до растений.

Забывшим школьную физику напомним: в случае прямо падающего луча при увеличении расстояния от лампы до растений в два раза растения получают в четыре раза меньше света. По краям светового конуса интенсивность света будет еще меньше.

Часто производители сами указывают в инструкции, какое расстояние должно быть от лампы до растения. Слишком близко источник света к рассаде не ставят, чтобы не перегреть растения.

Самые маломощные и малоэффективные лампы мощностью 7-10 Вт должны находиться на высоте 15-30 см от растения. Зона, которую сможет осветить такая лампа, составляет всего 30 см.

Лампы мощностью 15-16 Вт подвешивают на высоте 30-40 см от растения. Они могут осветить уже до 50 см.

Лучше всего для выращивания рассады приобретать фитолампы мощностью 25-36 Вт. Их можно безопасно подвешивать на высоту 25-45 см.

Лампы мощностью 50 Вт подвешивают на более высокое расстояние от растения - от 50 см и до одного метра. Соответственно площадь, которую может осветить такая лампа, будет диаметром 80 см. Но важно помнить, что более мощная лампа при неправильном расположении может и испортить рассаду - обжечь ее. Один из признаков - листья начинают желтеть.

По мере роста рассады фитолампу следует поднимать на безопасное расстояние, за этим надо обязательно следить.

Техника безопасности.

При использовании фитоламп соблюдайте правила электробезопасности. Самое важное, пожалуй, требование - беречь лампы, регуляторы и розетки от воды при поливе растений.

При выборе фитосветильников обращайте внимание также на то, из каких материалов изготовлены. Самыми надежными считаются фитолампы в алюминиевом корпусе, но они нагреваются, поэтому сразу после выключения до корпуса лучше не дотрагиваться, чтобы не обжечься. 

Не стоит экономить и покупать лампы в дешевом пластике: они более подвержены перегреванию и поэтому пожароопасны.

Еще один нюанс касается цвета свечения. Установлено, что синий свет мешает выработке мелатонина – гормона сна, вот почему врачи рекомендуют минимум за полчаса до сна не пользоваться компьютерами и смартфонами. Этот же момент относится и к фитолампам: их лучше не ставить в помещении, где вы спите, или выключать за полчаса до сна.

Применять фитолампу или нет – решать только вам. Но не забывайте, что помимо хорошего освещения растениям не меньше нужны комфортная температура и влажность, регулярный полив и подкормки.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 11:20

Для памятника Андрею Боголюбскому во Владимире выбрали локацию

Фото: из архива Ильи Кирьянова и «ВВ»
Совет народных депутатов поддержал на днях решение городской монументальной комиссии об установке памятника благоверному князю Андрею Боголюбскому на смотровой площадке возле Дмитриевского собора. Давно обсуждавшаяся идея получает реальное воплощение. Как же появился этот скульптурный образ Боголюбского и почему избранная точка установки памятника признана наилучшей для него? Об этом «Владимирские ведомости» расспросили автора - минского скульптора Илью Кирьянова.

Сначала немного о мастере. Для выпускника Белорусской государственной академии искусств Ильи Кирьянова православное церковное искусство, а именно - скульптура, давно стала основой всего творчества. Среди знаковых его работ - Поклонный крест для Державного храма в Минске, памятник св. праведному старцу Феодору Томскому в Томске и другие. Илья также является научным сотрудником, хранителем и реставратором коллекции сакральной скульптуры отдела древнебелорусской культуры Института искусствоведения им. Кондрата Крапивы Национальной академии наук Беларуси. Его супруга Ольга Кирьянова работает там же научным сотрудником и является главным хранителем коллекций, которые признаны национальным достоянием Республики Беларусь. А также - помощницей председателя Синодального отдела по культуре и церковному искусству Белорусской православной церкви.

- Илья, до начала работы над памятником Андрею Боголюбскому вы по жизни были связаны с городом Владимиром?

- Очень тесно. Ведь во Владимире выросла моя супруга Ольга, здесь живут ее родители. Поэтому мы часто бываем во Владимире, и для нас это тоже родной город. Здесь крестили нашу дочь Елену. Отлично знаю и об истории города, и о ключевой роли в ней Андрея Боголюбского.

- Расскажите, как родилась концепция памятника.

- Размышляя над эскизом памятника, я ставил задачи восстановить историческую справедливость в отношении святого князя Андрея Боголюбского, приблизиться по возможности к более точному портретному сходству и отобразить наиболее важную черту Боголюбского - его высокую духовность и крепкую веру.

Так и появился эскиз: бронзовая ростовая фигура Андрея Боголюбского в богатом царском облачении, который благоговейно держит на плате главную святыню России - икону Владимирской Божией Матери. Он стоит на белом мраморе с бурыми вкраплениями, по цвету похожими на пятна крови, символизирующие мученическую кончину князя.

За основу композиции я взял изображение Андрея Боголюбского в альбоме «История государства Российского в изображениях державных его представителей» профессора Императорской Академии художеств Василия Петровича Верещагина. Этот образ наиболее точно отображает суть жизненного пути Андрея Боголюбского и его основополагающий вклад в создание государственности России. Образ выполнен в полном соответствии канонам и традиции православного церковного искусства, с максимально точной проработкой всех деталей, каждая из которых наполнена смыслом и символизмом.

- И все-таки вы стремились к портретному сходству. На какие источники, исследования ориентировались при этом?

- При работе над портретом князя были использованы различные источники и, прежде всего, непосредственно фотографии формы черепа святого. А также учитывались выводы современных исследований по методике доктора медицинских наук Виктора Николаевича Звягина. По его заключению облик Андрея Боголюбского не имел монголоидных черт, как считалось ранее, и относился к среднеевропейскому варианту большой европеоидной расы.

Мы даже консультировались напрямую с профессором Звягиным по телефону в процессе работы над портретом, посылали ему фотографии портрета, и в итоге профессор сказал, что есть очень точное «попадание» - и с линией бровей, и в целом.

- А что скажете о выборе локации для памятника и его расположения в пространстве?

- Скульптура изображает князя именно в образе святого с иконой Владимирской Божией Матери в руках и по определению является сакральной. Поэтому так важен был выбор места, где может быть условно отделено пространство для молитвы у такого памятника. Смотровая площадка около Дмитриевского собора, несмотря на центральное расположение, обладает необходимой спокойной и религиозной атмосферой.

Момент несения иконы стал основой скульптурной композиции. Поэтому исторически справедливо разместить скульптуру князя именно в непосредственной близости к Успенскому собору, заложенному Боголюбским. Кроме того, это основной маршрут для паломников и туристов во Владимире.

Теперь о расположении скульптуры. Ее разворот на северо-запад глубоко символичен: князь пришел с иконой с юга, от Киева, на север. И словно вносит икону Божией Матери в храм нового северного центра православия.

Учтено было и естественное освещение: с утра свет будет падать на скульптуру сзади по правую руку, что придаст ей наибольшую выразительность. Свет и тень от дневного освещения при данном расположении придадут особую величественность портрету князя. В то же время на иконе Владимирской Божией Матери будет присутствовать позолота, подчеркивающая красоту святых образов, которая будет особенно эффектно выделяться в лучах дневного и закатного солнца. Кстати, это и время наиболее многолюдного посещения объекта.

Вот почему единственной идеально подходящей локацией для памятника и стала смотровая площадка около Дмитриевского собора. Примерка макета на местности показала, что наиболее подходящий размер памятника с учетом всех условий - 4 м 20 см, пьедестала - 1 м 60 см.

- Работа над скульптурой еще продолжается?

- Да. И я ожидаю адекватных оценок памятника от экспертного сообщества и горожан по завершении работы.

- Спасибо за разъяснения, Илья!

МНЕНИЕ.

Анатолий Аннин: «В решении депутатов есть большой плюс».

Установку памятников выдающимся деятелям истории Владимира активно обсуждали и продолжают обсуждать общественники региона. Председатель Общественной палаты Владимирской области Анатолий Аннин высказал свою позицию в отношении памятника Андрею Боголюбскому:

- Князь Андрей Боголюбский - фигура очень многогранная. Мне кажется, что скульпторам и архитекторам очень сложно вписать памятник этой многогранной личности в любом месте. В Общественной палате области мы много раз обсуждали, где разместить памятники нашим выдающимся историческим деятелям. И мы никогда не останавливались на выборе какой-то одной локации. Исходим из того, что есть варианты локаций, каждая из которых может стать местом расположения этого памятника. А решать специалистам: скульпторам, архитекторам и властям города. В том числе я говорю и о памятнике Андрею Боголюбскому на смотровой площадке у Дмитриевского собора. В принятом решении депутатов о его установке есть большой плюс: мы очень долго, с советских времен, говорили о необходимости таких монументов, и наконец процесс пошел. В прошлом году во Владимире появился памятник Михаилу Михайловичу Сперанскому работы московского скульптора Алексея Степаненко на площади Победы около областного суда. Прекрасно! Хотя тоже много спорили, обсуждали, где и как его устанавливать. Также прошлым летом был открыт новый памятник великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину на бульваре его имени, созданный владимирским скульптором Игорем Черноглазовым. Что касается выбора площадки для памятника Андрею Боголюбскому, то, во-первых, это историческое место, к которому князь, безусловно, имел непосредственное отношение как строитель Старого города и памятников белокаменного зодчества, которые вошли в список ЮНЕСКО. Во-вторых, благодаря памятнику Боголюбскому возникает особое культурное пространство вместе с «сухой набережной» и появляется возможность комплексно подойти к обустройству окружающей территории. Это важно и для туристов, и, главное, для горожан.

 

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 14:38 Владимирский хор триумфально выступил на федеральном канале Россия-1
Хор русской песни Владимирского областного музыкального колледжа им. А.П. Бородина стал участником самого масштабного вокального проекта страны - "Ну-ка, все вместе! Хором!". 4 апреля наши молодые артисты выступили триум…
вчера в 13:17 Специалисты Россельхозцентра рассказали владимирцам правила выбора фитоламп
В зимние месяцы и ранней весной естественного света растениям мало. На выручку в этом случае придет искусственное досвечивание. В дни, когда нужно эффективно компенсировать недостаток солнечной энергии, фитолампы станут…

Новости партнеров
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie и сервис Яндекс.Метрика. Продолжая работу с сайтом, Вы даете разрешение на использование cookie-файлов и согласие на обработку данных сервисом Яндекс.Метрика. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.