Головы и целовальники. Хотя по факту российская таможня начинается с конца X века, с первых упоминаний о торговых пошлинах в государстве. При этом история таможенного дела непосредственно связана с историей торговли. Но межгородская (внутренняя) торговля Древней Руси мало отражена в письменных источниках. Косвенные свидетельства о ней есть лишь в летописях, в уставных договорных грамотах русских князей...
Например, сохранились договоры XIII-XV веков — с положениями о свободной торговле новгородцев в Суздальской земле и о размере взимания с купцов пошлин. Например, в договорной грамоте 1266 года Новгорода с великим владимирским князем Ярославом Ярославичем говорится: «...имати по 2 векши от лодье, и от воза, и от льну, и от хмелна короба».
С самого начала пошлины взимали и на пограничных заставах, и внутри страны. Но именно после царского указа у таможни появилось некое подобие структуры — с руководителем, «таможенным головой», назначавшимся, кстати, царем, но выбираемом — до утверждения монархом — из числа купеческих сотен, посадских и земских людей. «Головам» подчинялись «целовальники» (потому что целовали крест, принимая присягу). Старший из них назывался «ларечным» (от слова «ларь» - таможенная казна) и руководил «караульными» и «ходячими» целовальниками, которые охраняли таможенную избу и собирали пошлины на торговых местах. Кстати, работали эти ребята безвозмездно, клянясь «поступать по уставной грамоте, а сбором не корыстоваться».
Впрочем, награды у них все же были — за превышение сумм сборов. Причем, вполне материальные - «да по ковшу серебряному, да по сукну, да по тафте», а также кубки, чарки, связки ценных мехов («сорок соболей»). Хотя особой честью считались не премии ковшами и соболями, а приглашение за царский стол.
Надо признать, формулировки грамот иногда были довольно — на наш взгляд — забавные: чтобы «мирские люди» «к таможенному и к кабацкому сбору выбирали голов и целовальников людей добрых..., а не воров и не бражников».
Есть информация о сборщиках пошлин конкретно на владимирских землях. Например, сохранился план Владимира начала XVIII века с указанием местоположения таможенной избы – слева от центральной дороги от Золотых ворот к Кремлю. Правда, в пожаре 1719 года, уничтожившем полгорода, сгорела и изба... А когда императрица Елизавета затеяла перестройку таможенной системы и подписала в 1753 году указ «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов», перенеся таможни на границы, таможня из центра страны исчезла аж на 250 лет!
Впрочем, каждый новый строй диктовал новый уклад. Например, с 1918 года в Советской России основной упор делали не на пошлины, а на контроль за соблюдением госмонополии на внешнюю торговлю и борьбу с контрабандой. А вот в 90-е годы прошлого века, когда открылись внешние рынки, таможни внутри страны возродили, приблизив к местам производства и товарным потокам.
С иноземцев — втрое, а монастырям - льготы. Среди письменных источников, характеризующих развитие экономики и торговли владимирского края в XVI-XVII веках, интересны таможенные грамоты, устанавливавшие порядок торговли и сбора пошлин, которых, кстати, в России было огромное количество.
В суздальской грамоте 1606 года таможенникам с местных торговцев предписывалось «имати тамги со всякого товару с рубля по полуторе денге». Иногородние платили вдвое. Еще мощнее обкладывали иностранцев: «А приедет в Суздаль торговати иноземец, и таможником с их товаров имати с них тамги с рубля по семи денег...». Та же картина была в Гороховце, но размер некоторых видов пошлин разнился. Ведь в Гороховец товары часто везли по воде, так что величина пошлин зависела от типов судов и от количества работников на них.
Естественно, всегда были те, кто пытался освободиться от пошлин или от их части. Это было сложно, но не невозможно — при наличии «жалованной грамоты», которые чаще всего доставались от князей и царей местным монастырям. Например, 22 октября 1623 года царь Михаил Федорович дал жалованную грамоту Рождественскому монастырю во Владимире, определив количество беспошлинных товаров, покупаемых на нужды монастыря раз в год.
О чем речь? «Воску пятнадцать пуд, ладану пять пуд, 40 пуд меду, да хлеба ржи и овса и всякого ярового по тысячи по пятисот четьи на год; да в Нижнем, и в Казани, и в Астрахани, и в верховых городех 2000 пуд соли; 200 осетров мерных, 30 колух, 50 шеврюг, 10 пуд икры черные, 300 пучков вязиги, 10 пуд рыбья жира, 200 мтей сущу белово, 500 пластей, ... 5 пуд семги, 10 четья снетков, 20 пуд масла коровья, 50 пуд хмелю; да железа и укладу и гвоздей на монастырский обиход и на мелничную поделку на 20 рублев; да ... лошадей и коров и всякие животины на 100 рублев... и с того их со всего монастырского с покупного запасу и с судна, и с телег, и с возов, и с людей головщины, наших никаких пошлин не имати». А вот если «перебор» от списка, то платить пришлось бы «как и с торговых со всяких людей по уставным грамотам».
В ноябре 1576 года Иван Грозный жаловал грамоту, освобождавшую от пошлин, Суздальскому Спасо-Евфимьеву монастырю: «Не надобе им с их монастырские вотчины моя царя и великого князя дань, ни посоха, ни ямщина, ни осмичное, ни туковое, ни костки, ни закос, ни засечние денги, ни пятно, и имчюги не варят, ни мыта, ни тамги, ни весчего, ни померного, ни подымного не платят...».
Случалось, что права монастырей нарушались. В 1577 году в Нижнем Новгороде таможенник Сазон Скоробытцкий стребовал пошлину у старца Спасо-Евфимьева монастыря Ондроника Горбатого, покупавшего «белужины оханные и осетров длинных, и всякие рыбы для монастырского обиходу». Архимандрит Иов этого не стерпел и отправил челобитную царю. В ответ нижегородскому воеводе прилетел царский указ, подтверждавший освобождение от платы пошлин.
Еще одной привилегией монастырей было право сбора пошлин с торгов и ярмарок в их вотчинах. К примеру, одним из владений Спасо-Евфимьева монастыря в XVII веке было село Коврово на берегу Клязьмы. Через него шла дорога в Вязники, Муром и Нижний Новгород. 28 февраля 1641 года царь повелел «архимандриту Спасо-Евфимиева монастыря Иосифу с братию» «в селе Коврове пошлину сбирать... на ладан и на воск и на вино церковное» во время ярмарки в праздник Рождества Христова. До этого сбором пошлины в Коврове занимался откупщик Ермолка Гаврилов. Цена вопроса - 71 рубль 8 алтын 4 деньги. А царь Алексей грамотой 19 мая 1657 года приказал учредить в Коврове по вторникам еженедельный торг со сбором пошлин в пользу монастыря.
Право на откуп. Людей для сбора пошлин могли присылать из других городов. А еще широко была распространена практика отдачи сбора пошлин на откуп. Откупщикам полагались привилегии и освобождение от повинностей по указам царя.
Расходовать собранные откупщиками в казну деньги можно было только по специальному распоряжению вышестоящих властей. Так, 1 мая 1647 года владимирский откупщик Андрей Михалев получил царский указ о выделении из таможенных сборов 11 рублей 26 алтын 7 денег владимирскому воеводе Степану Сабурову на покупку леса, который был взят взаймы на осадном дворе окольничего Петра Траханиотова при строительстве во Владимире тюрьмы. Тюрьму строили спешно, не став ждать весны, когда по Клязьме начинался сплав леса. А в мае рассчитались...
Интересен документ об отдаче на откуп пошлин в селе Анькове Суздальского уезда. 28 августа 1727 года суздальский магистрат объявил «о призыве охочих людей» для взятия на откуп в нем таможенных и питейных сборов. С 1724 года сбором руководил крестьянин Угримов. Сумма откупа в год - 550 рублей 49 копеек с четвертью. Конкурентом его на торгах выступил муромский посадский человек Самарин. Он увеличил сумму откупа на 10 рублей в год. Тогда Угримов предложил 11 рублей. Поверенный Самарина Горшков, участвующий в торгах, добавил сверх этой суммы еще 50 копеек. На этом их торг прекратился, а дальнейшая процедура выглядела так: в суздальской канцелярии зажгли свечу, которая должна была гореть сутки, пока она горела, желающие могли принять участие в торге. Об этом «при барабанном бое» объявили на торговой площади.
Служащие таможен сообщали в городовые магистраты сведения не только о собранных пошлинах, но и о ценах на основные товары. Вот некоторые данные о ценах из рапорта выборного гороховецкой таможни Григория Симонова за апрель 1750 года: «Рожь добрая по 80 копеек, средняя по 75 копеек четверть; пшеница добрая по рублю по 90 копеек, средняя по рублю по 70 копеек четверть; мяса свиного доброго по 50 копеек, среднего по 40 копеек пуд...».
По документам XVII – первой половины XVIII века таможни имелись во Владимире, Суздале, Муроме, Вязниках, Юрьев-Польском, Гороховце, в Александровской и Богоявленской (ныне - Мстера) слободах, в торговых селах. Но увы - время их возникновения на сегодняшний день определить невозможно.
P.S. В материале использованы фрагменты книги О. Барченковой «Из истории таможенного дела Владимирского края».