«Хрустальный».
На моей памяти кинокритика в новейшей киноистории России это всего лишь второй отечественный нуар, которым его создатели могут гордиться. Более того: «Хрустальный» Душана Глигорова, на мой взгляд, даже превзошел своего предшественника - «Мертвое озеро» Романа Прыгунова. Посмотрела я его «запоем», поймав себя на ассоциациях с шедевром жанра - «Настоящим детективом». Ну разве не круто?
Один нюанс: рейтинг у мини-сериала «18+», и это более чем оправданно. Там все жестко. Детей и подростков подпускать к нему я категорически не рекомендую. А вот взрослым при просмотре и после него будет о чем подумать.
Собственно, речь идет о человеческой природе, в которой в течение одной жизни конкретной личности могут ужиться и отвага на грани безумия, и трусость, выливающаяся в способность предавать на ровном месте — любящую девушку или собственного ребенка...
В центре сюжета — профессионал из СКР, спец по маньякам, человек с проблемами с алкоголем и личными отношениями, вернувшийся — по заданию руководства — в родной город ради расследования серии убийств детей. У него здесь остались брат с семьей и воспоминания, о которых он сам предпочитал не думать годами. Хрустальный с поры его детства изменился только в паре вещей: там закрылась градообразующая шахта, а заправлять всем стали люди, которых он ненавидел всю жизнь. Вот только теперь они стали королями города и взяли в свою криминальную компанию его брата.
Мастерский сценарий и качественная постановка — иных объяснений тому, как сериал затягивает с первой же минуты, у меня нет. С одной стороны, информация о персонажах выплескивается очень дозированно, аккуратными флэш-беками, а с другой — ты как зритель просто обречен ошибаться в версиях, следя за действиями главного героя. Но особенно убедительно у Глигорова и К получилось показать, что среди нас, людей, нет стопроцентно хороших и стопроцентно плохих. Даже отпетые негодяи готовы защищать тех, кого любят, хотя до этого безжалостно топтали таких же, но — чужих... А милые и добрые друзья и дамы сердца без особых поводов вполне могут «слить» человека, не раз их спасавшего.
Но нет — это кино не о прощении, как и не о мести. Оно, скорее, из серии «такая вот жизнь»... И надо с ней справляться, если хватает духу, и жить дальше, не всегда оглядываясь на общепринятые в захолустных городишках нормы морали. Потому что там они могут быть негласно прописаны именно негодяями, помогая им добивать своих жертв. И лучшее, что можно сделать, пережив трагедию в качестве такой жертвы, это помочь тем, кто сам с этим не в состоянии справиться.
Для Антона Васильева это, по-моему, лучшая роль: так сыграть человека с постоянным внутренним адом — дорогого стоит для любого актера. Хотя и к остальному кастингу у меня нет ни одной претензии. Хорошая работа. Стоит каждой потраченной на нее минуты.
«Катла».
Перечисление плюсов «Катлы» можно начать с того, что во главе команды режиссеров этого исландского сериала стоит профи из «большого кино» - Бальтасар Кормакур, в активе которого «Контрабанда» с Уолбергом и блистательный «Эверест» с целой командой отличных актеров категории А. Специалисты такого уровня обычно даже при желании накосячить не могут. Кормакур и не накосячил.
Второй явный плюс — замечательные актерские работы, строго исландского кастинга. Их в этом кино реально воспринимаешь, как героев рассказываемой истории, не артистов. Кстати, героев здесь немного, запомнить их легко — тем более, у каждого своя, оригинальная человеческая трагедия.
Но сразу предупредим — это атмосферное кино для любителей меланхоличного развития сюжета и монохромных, холодных, но фантастически красивых пейзажей. У скандинавов, как нам кажется, иначе просто не бывает.
Начинается драма с извержения вулкана Катла рядом с небольшим городком среди снегов. Людей из него в основном эвакуировали, но несколько семей остались — и сильно удивились, когда обнаружили полностью обнаженную девушку в саже, которая, как выяснится, жила здесь 20 лет назад. И умудрилась остаться юной. Дальше — больше: в городок стали приходить не только пропавшие годы назад местные, но и давно умершие: взрослые, дети... И тем, кто их принимает, приходится решать, как с этим жить и можно ли постараться исправить ошибки из прошлого.
«Ломка».
А вот этот кинопродукт понравится всем любителям теорий заговоров жадных капиталистов. Но не только. «Ломка» - умное кино, снятое по мотивам реальных событий в США в девяностые годы прошлого века и затрагивающее очень важную тему уязвимости любого, даже развитого социума, если за него берутся очень богатые и юридически подкованные люди и корпорации.
В основе сюжета картины — кризис, охвативший больше двадцати лет назад всю Америку, из-за массовых назначений обезболивающих препаратов — якобы безопасных и не вызывающих привыкания. При этом потерю эффекта сторонники такой терапии призывали компенсировать перманентным увеличением дозы. В итоге это привело к тысячам, к сотням тысяч и даже миллионам человеческих трагедий, когда из-за доступности сильнодействующих веществ простые работящие люди по факту становились наркоманами, скатывались на самое дно и, увы, погибали. А то и становились виновниками гибели других.
В «Ломке» очень скрупулезно показано, как конкретная компания добилась доминирования на рынке, как умудрялась годами «стричь купоны» при помощи подкупаемых и вводимых ими в заблуждение врачей и избегать адекватной реакции контролирующих ведомств.
Но так же там блистательно — в лучших традициях «Фирмы» и «Вердикта за деньги» (не зря над сериалом работал сам Барри Левинсон) - демонстрируется, что отважные единицы с хорошей мотивацией — тоже в поле воины и в конце концов могут победить монстра, хотя, конечно, потратят на это массу сил, нервов и лет жизни.
Кроме увлекательности всей этой истории (с прекрасно проработанным сценарием и замечательными актерскими работами), «Ломка» хороша своей поучительностью. Есть вещи, повторения которых допускать нельзя — ни в одной стране мира.