«ВВ» решили выяснить у нее - заслуженного работника культуры РФ, доцента института искусств и художественного образования ВлГУ, преподавателя и завуча по концертной работе Владимирской ДШИ №2, международного рефери - насколько это трудно: раскрывать таланты.
- По словам мамы, я запела сразу, как родилась. Так что для меня петь – значит дышать. Хотя родители и старшая сестра – не музыканты. У папы было пять высших образований, совершенно не связанных с музыкой. Мама - инженер-строитель. Но все мои родные любили петь. А я с детства знала, что буду певицей. Какие песни были самыми первыми? Да все подряд! Что слышала, то и пела. Пока меня везли в детский сад на седьмом троллейбусе, я запевала «Утро красит нежным цветом стены древнего Кремля». Я до сих пор в общественных местах часто пою. Окружающие, может быть, думают, что я ненормальная. Но петь - это мое естественное состояние!
- Где вы учились?
- Сначала в хоровой студии, потом в школе искусств и музыкальном училище. Всегда очень любила выступать на сцене. Даже если где-то в парке видела подмостки, выбегала и начинала петь. Первые поклонники появились,когда впервые спела в театре оперетты в «Сильве». Это было в ДК молодежи. Люди мне даже на улице дарили цветы и подарки. Но тогда я на это не обращала внимание, мне было 20 лет, я хотела учиться дальше. Позже окончила Российскую академию имени Гнесиных по классу академического вокала, эстрадно-джазовый факультет Института современного искусства в Москве. Первым моим педагогом в музыкальном училище была Эмма Владимировна Синкевич, она и дала мне дорогу в профессию. Потом я начала работать в нашем институте, пела на всех сценических площадках во Владимире, с Феликсом Арановским и Вениамином Мясоедовым и их оркестрами - в Москве.
- С точки зрения профессионала — вам нравятся вставки рэпа даже в лирические песни? Сейчас это модно...
- Мне это не нравится, но приходится приспосабливаться, адаптировать учеников и студентов к тому, чтобы они в жизнь выходили и были востребованы. Чтобы они умели петь и хорошую музыку, и вот такую - своеобразную. В наш век допускается, что многие делают каверы и получают авторские права. Поскольку я вхожу в жюри всероссийских и международных вокальных конкурсов, то своих учеников – и детей, и студентов, подталкиваю к тому, чтобы в них участвовать. Ребята с талантом не должны сидеть в одном городе - надо развиваться в мировых тенденциях.
- Что для вас значит работа с детьми? У кого из учеников самые высокие достижения?
- Мне кажется, это тоже мое второе «я». Я настолько привыкла, что не разделяю жизнь и работу... Моих учеников не сосчитать. Многие идут учиться дальше. Кто-то оканчивает консерваторию, кто-то работает в театре. Василий Хорошев, к примеру, стал известен как солист мировой оперы, поет в оперных театрах за границей. Юлиана Рогачева – солистка оркестра Анатолия Кролла. Натэлла Гонгадзе училась в Москве, стажировалась в Америке, сейчас преподает в областном музыкальном колледже. Александра Максимова стажировалась в Америке, сейчас работает преподавателем и поет в театре Санкт-Петербурга. Ксения Юдина окончила Пражскую консерваторию и также выступает в Санкт-Петербурге. У всех были музыкальные родители, которые привили им любовь к музыке.
- Чему вы учите детей?
- Любви к музыке, вокалу. За годы работы мы фактически становимся для учеников «музыкальными родителями». Они живут у нас в школе. Вместе ездим на конкурсы. С Кирой Гоголадзе на конкурсах с семи лет, вместе жили в гостиницах. Занятия вокалом – это еще и большой труд, в том числе - для родителей ребят. К сожалению, у нас и участие в конкурсах, и выезды - все за их счет. Представляете, какими самоотверженными должны быть родители?
- Легко ли разглядеть и воспитать талант?
- Наверное, уже все знают про нашу Киру Гоголадзе, которая в свои 15 лет завоевала все награды, какие только могла. Она – лауреат престижного конкурса «Славянский базар», финалист последнего проекта Первого канала «Голос. Дети» и телевизионного шоу «Во весь голос». И до сих пор продолжает учиться. Это гордость города и области. Алана Чочиева – тоже полуфиналистка проекта «Голос», учится сейчас в двух вузах - экономическом университете и музыкальном, на факультете эстрадно-джазового вокала. «Звездный мальчик» Артур Борисов, который наравне с Кирой делил гран-при, сейчас поступил в московский Бэркли мюзик холл, у него своя группа. Есть еще Варвара Малькова. За год она выиграла около 20 конкурсов, получила титул Юной Мисс Европы. Ей всего 14 лет. Варю очень поддерживает бабушка. А самой маленькой нашей звездочке Диане Улиханян – 8 лет. Она из дружной многодетной семьи. Недавно с песней «Армянский папа» Диана победила на вокальном международном конкурсе в Македонии. Ее вместе с Варварой пригласили в Москву на Неделю моды в Дом Славы Зайцева. Разглядеть талант для меня никогда трудным не было. Очень важно не ставить рано диагноз на ученике: «Ох, он не талантлив, мы его не будем брать на концерты». А ребенок вдруг «выстрелит», неожиданно откроется. Все непредсказуемо! Так что мы всех берем и занимаемся. Нас курирует и очень помогает развиваться арт-директор Института современного искусства Андрей Билль.
- Где вы черпаете вдохновение?
- Наверно, если тебе дан какой-то дар свыше, его надо отрабатывать. Если ты не пользуешься этим и не отдаешь людям, то у тебя могут это отобрать. А если отдаешь, то тогда тебе вдохновение и дается. Позволить себе расслабиться, сославшись на плохое самочувствие, артист не имеет права. Все равно нужно встать и пойти выступать. Это называется «профессионализм».
- Что бы вы пожелали родителям и детям, которые хотят заниматься вокалом?
- Побольше мотивации и целеустремленности! Работать и идти вперед. Добавлю, что конкурсы в музыкальную школу стали больше. Два набора делаем. Родители ведут детей. Музыка, безусловно, дает многое, прежде всего индивидуальное духовное развитие.
- Как вы относитесь к вокальным телепроектам?
- Мы их принимаем, потому что для детей любой выход на сцену центрального канала – важное событие. После этого он может стать узнаваем, для него откроются многие двери.