Невыносимая сложность самоизоляции. Попытки проанализировать результаты «тотального дистанта» прошлого года и вынести общественный вердикт предприняли на недавно прошедшем во Владимире круглом столе «Плюсы и минусы дистанционного образования во Владимирской области».
Родительская общественность была категорична: дистанционное обучение, если оно полностью подменяет обычную школу, – однозначное зло. У родителей уже есть не только эмпирический опыт, печальные результаты ОГЭ после ухода на дистанционку, но и исследования ученых.
- Всемирная Организация Здравоохранения указывает, что здоровье школьника на 50% зависит от его образа жизни, а образ жизни школьника, который большую часть времени находится в образовательном процессе, зависит от организации этого процесса. Есть результаты исследования «Особенности жизнедеятельности, самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции» Национального Центра здоровья детей Минздрава РФ: у 83% (это 8 из 10!) учащихся отмечены неблагополучные психические реакции пограничного уровня. У 55% (это каждый второй!) отмечено нарушение сна, у 42% - депрессивные проявления, у 37,2% - обсессивно-фобические состояния, у 26,8% - синдром головных болей. Потом удивляемся, почему дети стреляют в школах и бросаются с крыш! – негодует член областного родительского комитета, координатор направления здоровьесберегающих технологий в школах Олеся Краснова.
В этом же исследовании среди прочих стрессоформирующих факторов отмечено увеличение времени, которое учащиеся тратят на подготовку домашних заданий, увеличение продолжительности работы с компьютером и другими электронными гаджетами, что приводит к тому, что у трети школьников отмечаются признаки синдрома компьютерного зрения. Соответственно, времени на двигательную активность и прогулки у детей меньше. Если вообще есть. А это тоже путь к серьезным проблемам со здоровьем.
Кстати, каждый пятый ребенок заявил, что самоизоляция невыносима. И родители в ужасе от дистанционного обучения.
80% родителей категорически против этого. Что такое дистанционное обучение? Учитель должен учить моего ребенка на расстоянии. А в реальности этого не было. Всех загнали в эти платформы, сидите - на кнопки тыкайте, - возмущалась член областного совета многодетных матерей Анна Медведева. - На эти кнопки мог тыкать кто угодно, хоть бабушка! Это фактически самостоятельное изучение.
Всеобщий «нервяк»?
Качество дистанционного обучения наглядно показал провал ОГЭ. Но, кроме недополученных знаний, есть и другой результат:
- Родители в шоке. Пришли с работы замученные и, вместо проверки исполнения домашних заданий, садятся за компьютер и начинают выполнять эти задания. Что вы творите с детьми и их родителями? – комментирует тему дискуссии в соцсетях Ольга Зайченко.
Плохо было как тем, кто, уходя на работу, вынужден был оставлять ребенка одного без присмотра и нервничать за него, так и тем, кто работал на удаленке. Совмещать работу, домашнее хозяйство и присмотр за ребенком – дополнительная нагрузка и нервы. Словом, одним махом удалось резко поднять уровень невротизации населения всех возрастов.
Учителя – тоже пострадавшая сторона. Для них дистанционка - точно такой же шок. И не их вина, что у них не получилось. Их не готовили к работе в таких условиях, у них нет опыта работы с технологиями дистанционного обучения. Да, опыт и методики наработать можно. Со временем. Но как, например, провести лабораторную по химии на удаленке? Показать ребятам мультфильм – совсем не то же самое, когда школьники сами проводят опыты с химическими реакциями. А обучение музыке, изобразительному искусству и уроки физкультуры в таком формате на что похожи? На профанацию.
Еще нюанс. Нельзя в таком формате эффективно контролировать процесс обучения. Дело даже не в том, что учитель не видит, кто жмет на кнопки, заполняя тестовое задание. Педагог, находясь на удаленной связи с 30 учениками, не может управлять вниманием учеников. Значит, не может научить детей концентрировать внимание. В офлайне у учителя есть множество хитростей, как «собрать» внимание детей, но для этого надо поймать момент, когда оно начинает «плыть». А как это сделать, когда не понятно, чем дети заняты? У ребенка во время онлайн урока вполне может быть открыто второе окно с чатом или игрушкой.
Игорь Ашманов, известный специалист в области цифровых технологий, указывал, что на расстоянии одного клика от образовательного контента находится контент, который детям противопоказан. Никто этого проконтролировать не может. Не трудно угадать, что выберет ребенок: развлечение или скучный образовательный контент, - обоснованно опасается руководитель областного родительского комитета Ирина Кочнева. - Образование – это труд, он не может быть развлечением. И к этому труду детей всегда приучали в школе. Это задача учителя.
Плюсы, минусы, прогнозы. Попытки родителей установить на компьютере «родительский контроль» дети давно научились обходить - сами или с помощью более продвинутых товарищей.
- Нужно формировать у школьника не внешнюю, а внутреннюю мотивацию – удовольствие от того, что он справляется со сложными задачами, - парирует начальник информационно-компьютерного отдела областного департамента образования Виктория Власенко. - Это вопрос технологий, педагогики, системы оценивания, мастерства педагога. И в очном формате мы можем столкнуться с недостаточно профессиональным педагогом. А у ребенка к окончанию образовательной организации должны быть сформированы навыки самодисциплины.
Но кто эти навыки сформирует и как? Родители на работе, а учитель - на маленьком экране монитора, где еще 30 таких иконок, вряд ли увидит, чем занят ученик. Хотя как раз задействовать внутреннюю мотивацию с учетом возрастной психологии не так уж сложно. Стоит разработать качественные обучающие компьютерные игры. Проблема в том, что они будут обучать довольно узким компетенциям и не научат ребенка системному мышлению. Задача учителя – научить думать, критически мыслить и учиться. Возможно это дистанционно? С одним учеником — возможно. С классом — нет!
В интернете уже обсуждают будущее образования, прогнозируя создание очных элитарных школ, где дети будут приобретать полноценные знания, развивать аналитические способности, коммуникативные и социальные навыки, нарабатывать прочные социальные связи, и связанных интернетом мониторов обычных учеников, образование которых заточено под задачи специализации – не самой высокой. Дескать, и дети там будут разрозненные, плохо социализированные, а потому легко управляемые. А учителя офлайн — это дорого и не для всех.
Бред? Возможно. Очень хотелось бы верить, что бред. Но родители после непродолжительного периода дистанционного обучения, как мы помним, тоже невротизированы, а потому опасаются.
- Есть интересное распоряжение министерства просвещения от 18 мая 2020 года Р-44 об утверждении методических рекомендаций при внедрении в основные образовательные программы цифровых технологий, которые предусматривают симуляцию поведения учителя и, в перспективе, внедрения технологий для создания персональных обучающих компаньонов, - зачитывает выдержки из распоряжения Ирина Кочнева.
Если все это предусматривается в помощь обычной школе, то просто отлично, а если вместо нее – совсем не здорово. У технологий дистанционного обучения масса плюсов (дополнительные возможности для заочников, спортсменов, тех, кто по состоянию здоровья вынужден пропускать уроки и отставать по программе, доступ к лекциям ведущих профессоров мира для учащихся даже в самых отдаленных от центров цивилизации уголков и т.д.). Но эти же технологии можно развернуть так, что они будут работать не во благо общества, а наоборот – на его разобщение. А родители вправе требовать гарантий защиты будущего своих детей.
- Министерство просвещения обозначило, что вопрос о переводе образования полностью на дистанционное обучение не стоит, - заверила Власенко. – Нет таких документов.
- Когда такой документ появится, уже будет поздно что-либо обсуждать, - ответил ей Кирилл Алексеев.