Например, по данным ресурса finobzor.ru, в сравнении с 2020 годом индустриальное производство в России выросло на 7,5%, «что стало лучшим показателем среди всех развитых стран мира». Мы даже Китай (мирового мегапроизводителя) по темпам роста промпроизводства на этот раз обошли. Конечно, у Китая гораздо выше объемы, и весь этот рост отсчитывается от показателей тяжелого — 2020 года, который мы все пережили «в итоговом минусе» (на 2,9%), но с конца нулевых ведь росли!
Тот же ресурс причинами хороших результатов 2021 года в промышленности назвал «наличие собственной дешевой энергии, сравнительно низкий уровень налогового бремени, а также близость европейского и азиатского рынков сбыта».
Кстати, по сбыту еще и низкий курс национальной валюты нам в помощь. И, по данным Минпромторга, падала в 2020 году прежде всего доля сырьевого экспорта, что тоже можно назвать «минусом со знаком плюс» - цель ведь наращивать высокотехнологичный экспорт, отходя от традиционных ресурсных поставок. А обрабатывающая промышленность, по данным www.rbc.ru, в четвертом квартале прошлого года вообще вышла на положительные темпы прироста (+1,1% в годовом выражении), что вывело обрабатывающий сектор на рост по итогам года в размере 0,3%. То есть — падало не все даже в год локдауна.
Динамика со знаком плюс. Владимирская область, чья доля в экономике страны составляет около процента, — тоже промышленный регион, у которого никогда не было ни нефти, ни газа. Это еще до санкций и ковида заставило нас «шевелиться» и развивать самые разные перерабатывающие отрасли — от фармпрома и пищевки до машиностроения. Причем, очень хорошо, что взялись именно за лекарства и продукты питания — предусмотрительно, учитывая, что на них спрос есть в любое время.
У Владимирстата в открытом доступе пока есть результаты лишь по ноябрь включительно, но предварительные выводы о том, как область пережила 2021 год, уже сделать можно.
И мы в тренде: по обороту организаций (а он тянет на 1 трлн 393 млрд 760 млн) плюс к январю-ноябрю-2020 составил 28,5%. Львиная доля — 722,5 миллиарда — на счету обрабатывающих производств (плюс 42,1% к АППГ!). Среди владимирских переработчиков лучшие по оборотам — пищепром (177 млрд — без производства напитков), фарминдустрия (131,9 млрд — причем, рост в три раза, не зря фармкомпании называют бенефициарами пандемии, однако будем справедливы - это рост не на спекуляциях, а на быстрой — производственной и маркетинговой реакции на запрос рынка на лекарства, СИЗ, тесты на ковид и т. п.).
Что касается объемов отгруженных товаров, то он у обрабатывающих производств вырос на 45,6% - до 674,5 млрд за одиннадцать месяцев. Фабрики пищевой отрасли продали продукции на 168,3 млрд, производители лекарств - на 133,5 млрд (вот она — налицо: та самая высокая добавленная стоимость, когда речь идет о собственной высокотехнологичной продукции, когда даже компоненты разрабатываются на месте, а не закупаются за валюту).
О не плохом самочувствии реальной экономики говорит и рост потребления энергоресурсов — остановившимся или едва живым предприятиям ни свет, ни газ, ни горячая вода не требуются. Тем более, в позитивной динамике. Как, кстати, и увеличение грузоперевозок. А с ними такая картина: по железной дороге в области в прошлом году перевезли 1444,2 тысячи тонн грузов (что составляет 101,4 % к январю-ноябрю-2020), автотранспортом (то есть фурами и грузовиками) - 3996,8 тысяч тонн грузов (105,7%), а грузооборот достиг 547,7 млн тонно-километров (108,4%). Кстати, это цифры без учета субъектов малого предпринимательства.
Прибыли и зарплаты. Конечно, недостаточно много произвести — важно хорошо все произведенное продать. По данным Владимирстата, сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций региона (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организаций) в январе-октябре-2021 в действующих ценах составил 118,9 млрд рублей.
351 организация получила прибыль (больше 125 млрд рублей в целом), а 152 отработала с убытком (в 6 с лишним миллиардов). Хорошие ли это цифры? Судите сами — учитывая разницу между общей прибылью и общим убытком и в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (доля убыточных организаций снизилась на 5,4%). Но в идеале — да, нам всем хотелось бы тотальных прибылей...
Сказались ли неплохие результаты у производителей на уровне жизни? По цифрам (и не сопоставляя с реальным ростом цен) — безусловно. Согласно отчету Владимирстата, среднемесячная номинальная начисленная зарплата во Владимирской области в январе-октябре-2021 составила 36855,6 рубля, тогда как год назад она была немногим выше 34 тысяч.
Если смотреть по отраслям, то самые хорошие заработки по прежнему у сотрудников банков и страховых компаний (53,4 тысячи в месяц в среднем), у тех, кто занимается «профессиональной, научной и технической деятельностью» (48,9 тысяч), у работников ресурсоснабжающих компаний (41,5 тысяча) и — у персонала производственных предприятий (41,6 тысяча рублей). Но, кстати, с заводами и фабриками картина очень разношерстная — там, где выпускается продукция с высокой добавленной стоимостью, где хорошая производительность труда (вплоть до мировых стандартов), заработки гораздо выше средних по отрасли по региону. А там, где спрос на продукцию упал, где оборудование давно нуждается в замене и (или) все еще остается слишком много издержек, - увы...
Но деньги у владимирцев в 2021 году были - все вместе мы с вами потратили за одиннадцать месяцев 249 млрд 167,3 млн рублей — и то это только в рознице: в магазинах и на рынках. В товарной массе это на 6,5% больше, чем в январе-ноябре-2020. И деньги у наших земляков по-прежнему есть: по данным пресс-службы Отделения Владимир Банка России, в банках во Владимирской области хранится на счетах 308, 1 млрд рублей, причем, 29,7 млрд — в валюте. А 225,6 млрд — это деньги обычных физических лиц, то есть депозиты населения.
Еще один занятный факт по итогам года — согласно рейтингу fedpress.ru, который совместно с Институтом стратегических коммуникаций собрал и изучил социально-экономические показатели регионов РФ по 12 ключевым метрикам за 2021 год, Владимирская область расположилась на неплохом — 39 месте (из 85-ти).
Хотя создатели рейтинга признают, что такие сравнения регионов — очень сложная задача, учитывая разность уровней зарплат, цен и стоимости потребительской корзины. Взяли 12 показателей - рост доходов бюджета, долю безработного населения, годовую динамику изменения объема розничной торговли, установленный прожиточный минимум, профицит (или дефицит) бюджета в пересчете на население, привлеченные инвестиции в пересчете на население, среднюю зарплату и динамику ее роста, индекс промышленного производства от Росстата, объем розничной торговли на одного человека, ожидаемую продолжительность жизни, размер долга региона и долгов его муниципалитетов в пересчете на одного человека (кстати, у нас здесь традиционно очень хорошие данные — с коммерческими кредитами давно стараемся не связываться, как говорит, первый вице-губернатор, директор департамента финансов, бюджетной и налоговой политики АВО Вячеслав Кузин, «не берем в долг у будущих поколений»).
Если сравнивать нас в этом рейтинге с регионами-соседями по ЦФО — что корректнее, то, кроме Москвы и Московской области, впереди нас идут Белгородская, Курская, Тверская, Костромская, Калужская, Рязанская, Воронежская и Липецкая области. А, например, Смоленская — на 69 месте, Ярославская — на 67-м... Впрочем, рейтинг интересный. Например, средний балл Белгородской области - одного из аутсайдеров по прожиточному минимуму, спасает, по признанию составителей, низкодефицитный бюджет. А мы ни по одному пункту не в аутсайдерах.