Вдохновителем проекта народных экскурсий во Владимире стал Михаил Самойлов. В 2018 году в интервью телеканалу «Вариант» он рассказал, что начиналось все за год до этого просто с экскурсий для друзей:
- Задумывалось как спонтанная экскурсия для своих друзей по Верхней Дуброве. Я им показал район, где я рос, рассказал, где что было, что стало, где кто живет. И предложил им провести такие же экскурсии по своим районам. Появились экскурсии по Доброму, по Перекопскому городку. А дальше все закрутилось-завертелось, к нам стали присоединяться краеведы, энтузиасты. Мы хотим разбить стереотип, что Владимир – город одной улицы.
В итоге число энтузиастов росло, экскурсии охватили не только многие районы областной столицы, в том числе совершенно не туристические. А дальше началось освоение близлежащих территорий.
На страничке группы «Экскурсии от местных и для местных» в социальной сети ВК регулярно появляются анонсы новых походов. Каждые выходные есть как минимум две программы. В прошлую субботу на одну из таких экскурсий — по улице Никитской - отправились и мы, заинтересовавшись заявленным форматом - «сканди-экскурсии».
Палки в руки – и айда!
- Сканди-экскурсии – одна из форм работы нашего клуба уже несколько лет. У нас много городских маршрутов для прогулок. Я подумала, почему бы не совместить приятное с полезным, рассказывая о тех улицах, по которым мы гуляем, - рассказывает наш экскурсовод Ольга Тюлькова, инструктор по скандинавской ходьбе клуба «Шаги к здоровью».
Ольга - педагог по образованию, интуитивно или осознанно использовала эффективный педагогический прием.
- Тут в чем хитрость? Одно дело - силовая тренировка или тренировка на координацию, она рассчитана на час. А для сканди-прогулок - чем длиннее маршрут, тем лучше, - поясняет член клуба «Шаги к здоровью» и постоянная участница сканди-экскурсий Елена Волкова. - Если просто ходить, люди быстрее начинают уставать, утрачивают интерес. А когда у человека есть цель, дополнительный стимул, каждый раз какая-то новизна впечатлений, то он не замечает расстояния. У нас еще есть занятия по ориентированию в парке, построенные по этому же принципу: ищем буквы, потом складываем в слова. Пять-шесть км в игре проходишь незаметно. Такие прогулки – это и дополнительные тренировки, и полезное развлечение.
Для Ольги экскурсии – это еще и признание в любви к родному городу.
– Я люблю Владимир, мне нравится узнавать что-то новое о нем, открывать его для себя, делиться своими знаниями, впечатлениями, ощущениями от родного города с другими. Узнавать что-то от них, - говорит экскурсовод. - Это именно общение, ведь люди, кто с нами ходит, делятся своими воспоминаниями, знаниями. Так мы вместе историю «пишем». Я сама получаю большое удовольствие от этого. К тому же, людям интереснее не просто гулять, а с двойной пользой — одновременно для физической формы и для души.
Чем больше становилось маршрутов, тем больше времени требовалось на подготовку к ним. Но Ольге, по ее признанию, это не в тягость, а в удовольствие. Вот и сейчас она пришла на экскурсию с самодельным альбомом с подборкой распечатанных фотографий старых зданий, карт, фотографий и портретов.
Однажды на такое занятие пришла народный экскурсовод Татьяна Лысова и посоветовала Ольге Тюльковой присоединиться к группе «Экскурсии от местных и для местных». В декабре Ольга отважилась разместить объявление об очередной прогулке на общей страничке группы и позвать всех желающих. В итоге теперь не все ее экскурсанты со скандинавскими палками, но зато «сканди-ходоки» появляются и в группах других экскурсоводов. Так что теперь любовь и живой интерес к родному городу шагают рядом со здоровым образом жизни. И это, наверное, правильный символизм.
Тем временем на Театральной площади, где собирается группа, люди обсуждают возможность участия клуба в соревнованиях по скандинавской ходьбе в Сестрорецке и интересуются, будет ли купание в сугробах. Есть, оказывается, и такая традиция.
Театр за пять тысяч?
А я разговариваю с Ольгой Корниловой – большим энтузиастом экскурсий «от местных и для местных».
- Я только у Татьяны Лысовой на 24 экскурсиях побывала. Последний раз ездили с ней в Собинку – очень интересно. Добирались на рейсовом автобусе, но сообща. На сканди-экскурсии уже пятый раз. Правда, сегодня без палок пришла. Я в восторге от этого движения. В период коронавируса и всяких ограничений – это вообще замечательное времяпрепровождение, - считает моя собеседница. - И прогулка, и общение, и познание любимого города. С новыми людьми знакомишься, с которыми ты - на одной волне. Все это подпитывает энергией, оптимизмом. Я историю Владимира всегда любила. В 1987 году даже заканчивала курсы внештатных экскурсоводов ВСМЗ. Но даже для себя - без экскурсий - люблю ходить пешком по городу. Просто экскурсия совершенно по-новому позволяет на знакомые улицы взглянуть. Мы с детства ходим мимо этих домов, ничего не зная об их жителях, о событиях, с ними связанных. А тут они будто бы оживают!
Наконец вся группа – больше 20 человек - в сборе, и мы отправляемся за новыми впечатлениями. Тем, кто впервые взял в руки палки, Ольга объясняет, как правильно двигаться с большей пользой для тренировки. Еще раз напоминает всем, что под снегом могут быть скользкие участки и советует не делать широких шагов.
А я узнаю, для чего в скандинавской ходьбе нужны палки. Они позволяют снизить нагрузку на суставы и позвоночник, что делает этот вид спорта возможным и комфортным даже для людей в возрасте и с ограниченным здоровьем. К тому же палки заставляют работать лопатки и мышцы плечевого пояса, не задействованные при обычной ходьбе. Это отличная профилактика шейного остеохондроза. Для просиживающих целый день за компьютером – настоящее спасение. Да и заниматься можно где угодно и когда удобно. А затраты на экипировку – минимальные. Есть даже телескопические палки – сложил, забросил в сумку, всё. Удобно.
Первую остановку делаем у здания литфака, бывшего здания реального училища, на месте которого когда-то находились первые два городских театра. Причем, второй был построен всего за 4 месяца и вписался в смету в 5 тысяч рублей. Сразу вспоминается долгая эпопея с ремонтом нынешнего драмтеатра после пожара, правда?
Сквер за корпусом университета в своем заснеженном убранстве необычайно красив. Кажется, будто он всегда здесь был. А ведь не так давно здесь стояли жилые дома. В одном из них жил художник Рохлин, стоявший у истоков создания Владимирского отделения Союза художников.
Идем мимо здания администрации Ленинского района, бывшего приходского начального училища. В годы Великой Отечественной войны здесь размещалась первая во Владимире станция переливания крови.
Разглядываем купеческие дома. А вот и Гоголевский (бывший Никитский бульвар) сквер. Появился он благодаря владимирскому купцу Николаю Философову, вложившему в благоустройство этой части города собственные средства. Вспомнили, что в советские времена сквер украшала статуя дискобола. Мысленно передали ему физкультпривет от современных сторонников активного отдыха. Узнали, что здесь, кстати, была и одна из первых городских бензозаправок.
- На площади у Никитской церкви когда-то машина приезжала с керосином. Меня бабушка сюда с бидоном посылала — как раз за керосином, - вспоминает Ольга Корнилова.
Самая праздничная улица.
Площадь внизу Никитской улицы в дореволюционные времена была ярмарочной. На ярмарки съезжались не только купцы. Цирки разбивали здесь яркие шатры разбивали, ставили карусели. Не зря свою экскурсию Ольга Тюлькова назвала «Самая праздничная улица».
Кстати, советское название Никитской – «Первомайская» тоже ассоциируется с праздником. Хотя они устраивались и в досоветские времена: для состоятельных сословий – театральные представления, для всех горожан – демократичные ярмарочные забавы. Кстати, в истории улицы есть и спортивная страница:проводились здесь международные соревнования по борьбе. В мужском «чемпионате мира» по французской борьбе участвовали знаменитые борцы позапрошлого века. Россию представлял легендарный Александр Знаменский, он же – Вильям Моор. А для зрителей, впрочем, скорее - зрительниц, еще устраивали среди борцов конкурс мужской красоты. Владимирские дамы главным красавцем выбрали француза Лорана ле Бокэруа – рыхло сложенного пухляка. Ну и вкусы были у наших прабабушек! Наш спортсмен намного краше был, да и сложен лучше! Победителем же спортивной части соревнований стал Александр Знаменский.
Ольга ведет экскурсию, опираясь на исторические источники. Но это не единственный подход. «У каждого экскурсовода свой формат. И это здорово. Миша Самойлов водит в формате «городские байки». Мне это тоже очень нравится. Мы проходим мимо многих домов, не замечая их, а у каждого своя история, своя жизнь. А тут тебе помогают по-иному взглянуть – рассказывают какие-то забавные истории, легенды. Хотя я очень давно живу во Владимире, сама родом из Мурома, на экскурсиях узнаю город, а «байки» позволяют его лучше почувствовать. Мне везде интересно, все нравится. Не нравится только навязывание одного единственного правильного мнения, а разнообразие мнений и форматов – как раз самая крутая фишка проекта», - делится впечатлениями Елена Волкова.
На другой стороне улицы экскурсовод показывает дом, в котором сохранились старые голландские печи. Из дома как раз выходит мужчина. Вопрос: «Ну как там печи?», обращенный к нему от группы активных экскурсантов, мужчину почему-то напугал. Дяденька заявил, что он не местный, и быстро ретировался.
А вот и кривой Костерин переулок – памятник победы горожан в отстаивании своих имущественных прав. Не позволил мещанин Костерин городским властям проложить дорогу чрез свою усадьбу. И - вошел в историю. Дальше дом с заколоченными окнами, в нем когда-то располагалась полицейское управление. Два дома по соседству принадлежали семье писателя и преподавателя духовной семинарии Ксенофонта Надеждина. В одном из домов, в том, что ближе к полицейской управе, его дочь организовала библиотеку, ставшей местом притяжения революционеров, чьи последователи положили конец Владимиру ярмарочно-купеческому. Тоже знакомый поворот: «Не уследили, хотели, как лучше, а получилось, как всегда». Но на смену одним праздникам пришли другие.
Гормон счастья и таинство единения. Экскурсанты тем временем вспомнили о традиции «купания в сугробах». Выше по улице уже и снега меньше, да и состоянием он не радует. Поэтому радуемся зиме и валяемся в чистом снегу.
У бывших зданий губернской земской управы – ныне поликлиники – экскурсия заканчивается общей фотографией на память и вопросами о времени следующей встречи. Некоторые собираются встретиться еще и вечером - на катке.
- Новички говорят, что их после первых экскурсий дома спрашивают, не попали ли они в секту, потому что больно довольные возвращаются. А секрет простой – во время ходьбы вырабатывается серотонин – гормон счастья. Это не только путь к здоровью, но и отличный способ избавиться от депрессии, - смеется Ольга Тюлькина.
А я, возвращаясь с экскурсии, думала о том, что народные экскурсоводы делают очень большое дело. Они действительно пишут историю города, «сшивая» воедино его ментальное пространство, связывая районы и времена в общее полотно. Не так давно владимирцы, договариваясь о встрече, могли сказать «Давай пересечемся в городе». Собеседникам было понятно, что речь идет об историческом центре, дальше уточнялось конкретное место. Вряд ли это можно списать на «слободскую память». Жители новостроек отнюдь не поголовно были наследниками слободского населения или населения сел, что поглотил расширяющийся город. Но мифологизированная и укорененная в общей памяти истории была только у центра города. Официальная история была у всех микрорайонов, у заводских – тем более. Но, видимо, это не совсем то… Без искренних человеческих историй – пусть о чем-то бытовом и мелком, но близком и трогающем за душу, без баек, без совместного переживания и осмысления исторического опыта, без его «очеловечивания» и встраивания в единую городскую мифологию, которая передается изустно, а не по учебникам или докладам с трибун, нет города. Есть отдельные спальные районы, где жильцы просто обречены мечтать вырваться куда-то «в столицы». А в нормальный город, в единое городское сообщество нас преобразует нечто почти мистическое. Любое совместное дело на общее благо объединяет. Но тут оно особое, почти таинство – люди совместно пишут и сохраняют общую историю города.