Игорь Барбаков родился в Казани. В 2012 году окончил Казанскую государственную консерваторию имени Жиганова. Был солистом Татарской государственной филармонии имени Габдуллы Тукая, Калининградского областного музыкального театра, где исполнил целый ряд партий: от Лыкова («Царская невеста») до Айзенштайна и Альфреда («Летучая мышь»). С 2016 года – солист Академии молодых оперных певцов Мариинского театра. Теперь в его репертуаре партии Левко в «Майской ночи», Тамино в «Волшебной флейте», Принца в «Русалке», Кая в «Истории Кая и Герды» и другие. Уже второй раз на гастролях во Владимирской области Игорь Барбаков выступил с ариями из новой оперы «Александр Невский». Вместе с ним в этих январских концертах участвовали солисты Артем Алешин, Анастасия Симанская, Мария Труфанова и концертмейстер Юлия Коротич.
- Игорь, как Вы стали именно оперным певцом?
- Изначально в родной Казани занимался пародией. Решил поступать в музыкальную школу на эстрадный вокал. На два года, пока шла мутация связок, врач вообще запретил мне петь, а когда голос перестроился с детского на взрослый, оказалось, что у меня тенор. И педагог в музыкальной школе мне предложила: «А давай, мы из тебя оперного тенора сделаем». Я говорю: «Ну, давайте!». Так и началась моя оперная жизнь. Для себя я никогда не разделял музыку на классику, эстраду, джаз. Любая красивая музыка заслуживает внимания.
- Что значит для Вас работа в Мариинском театре? Это особая школа?
- Прежде всего, это осуществленная мечта. Но не сказать, чтобы школа. Мариинский - профессиональный театр, куда приходят певцы уже подготовленные. Академия молодых певцов только направляет нас в развитии. И когда выходишь на сцену, ты выступаешь перед публикой, которая привыкла видеть в Мариинском театре высочайшее качество, и не делает скидки на возраст.
- Пришлось проявить себя в творческой конкуренции с другим певцами?
- В Мариинском театре очень много профессионалов высокого уровня. Действительно, поначалу приходилось доказывать, что я могу. Художественный руководитель Академии молодых певцов Лариса Абисаловна Гергиева доверяла сначала небольшие партии, а потом, когда уже увидела, что я готов, у меня начались партии ведущие. С моим участием регулярно идут в репертуаре «Русалка», «Волшебная флейта», «История Кая и Герды», которой мы радуем детей как новогодним и рождественским спектаклем.
- А что означает для вас новая современная опера «Александр Невский»?
- Опера «Александр Невский» имеет огромное значение и для нас, исполнителей, и для слушателей, конечно. Во-первых, несмотря на то, что она современная, в ней просто потрясающая гармония, сочетаются разные стили — как русские, так и восточные. Во-вторых, важно, что эта музыка написана моим мастером, педагогом - Грайром Грайровичем Ханеданьяном. Многие его ученики выступают в Мариинском театре и других ведущих театрах мира. Он ведет направление духовной оперы, в которой и написана его музыка к опере «Александр Невский». Для меня большая ответственность в том, что он доверил мне исполнять партии в его опере.
- На новых гастролях во Владимирской области вы исполняли арии сразу двух героев. Для вас эти партии - что-то новое?
- Да, я исполнял арию Гусляра, который как бы подводит на пиру итоги подвигам Александра Невского, защитившего рубежи Руси. И вторая моя роль — Сартака, сына хана Батыя, в дуэте с замечательной сопрано Анастасией Симанской в образе Марьям.
Как классические певцы, мы должны исполнять любую музыку. И современную, и классиков мировой оперы. Грайр Грайрович пишет музыку в классическом стиле. Лучше чем классика с ее канонами, на мой взгляд, в опере ничего не существует. Поэтому исполнять эту музыку очень легко, она не сложная. Если ты уже исполняешь какие-то итальянские или другие классические партии, то ты справишься и с оперой «Александр Невский». И это опера духовная, она проникает в сердца зрителей, трогает до глубины души. Заставляет задуматься, направляет слушателей на путь истинный.
- Все-таки опера - это элитарное искусство?
- Я бы не сказал, что элитарное. Просто, надо уметь слушать и слышать красоту. Опера - это искусство, которое в своих лучших произведениях остается на века. Людям сегодня нравятся те же оперы, что шли и сто и больше лет назад. А вот песни, в большинстве своем, подзабываются.
Если у людей нет возможности приехать к нам в Мариинский театр, то мы и делаем такие проекты, как с оперой «Александр Невский», - приближаем оперу к публике, делаем ее более доступной.
Слушайте оперу! И она увлечет вас. Например, мой двоюродный брат в машине включал обычную современную музыку, где один ритм. И вот я ему дал послушать что-то оперное. И он удивился, ему понравилось, как это звучит.
- Проект «Опера всем: об Александре Невском - голосами солистов Мариинского театра» осуществлен при грантовой и благотворительной поддержке. Опера в такой поддержке сильно нуждается?
- Конечно. Классическая постановка оперы не окупается силами театра и силами исполнителей. Это очень затратная вещь. Когда мы выступали с оперой «Александр Невский» в городе Александрове минувшим летом, потребовалось задействовать больше 100 человек. Трудились команды рабочих сцены, осветителей, звука... И всем надо заплатить. А еще костюмы!
Если не помогать искусству, то такие выступления останутся на уровне идеи. Поэтому мы очень благодарны центру «Катариос» и администрации Владимирской области за то, что они поддержали нашу инициативу. При этом уровень исполнения на концертах во Владимирской области не отличается от того, что на сцене Мариинского театра.
- Вы провели у нас в регионе также мастер-классы для начинающих музыкантов. Что советуете им, если они мечтают о такой сцене, как Мариинский театр?
- Обязательно не бояться, пробовать, может быть, падать, снова подниматься и идти к цели. Потому что дорогу осилит идущий. Если есть рвение, есть талант, то сложится все так, как нужно.
- А у вас тоже так было непросто?
- По всякому было...
- Вы много гастролируете. Как оперу воспринимают в регионах?
- У нас уникальная страна. В Европе ценители приходят на оперу с предвзятым отношением, за каким-то определенным форматом, за какими-то канонами того или иного произведения. А в России люди на оперу и концерты приходят больше получить удовольствие. Если что-то ты сделал при исполнении по-другому, не как принято, но так же от души, чтобы люди получили удовольствие, то наша публика это по-любому оценит. В любом городе России, да и всего постсоветского пространства, нас всегда с душой встречают, и ты выступаешь от души, с открытым сердцем.
- Вы приехали с оперой «Александр Невский» во Владимирский регион, где Александр Невский княжил и был похоронен. Дает ли это какие-то особые эмоции Вам как артисту?
- Безусловно, с особым чувством выступаешь здесь. Важно, что между нашими городами есть такая связь, что мощи Александра Невского были перенесены из Владимира в Петербург, но частица их остается и здесь. Этот святой князь является духовным покровителем Петербурга, а я думаю, что и Владимирской земли. Он всех нас хранит. Выступать здесь, чувствуя эту благодать, это особая честь и радость.
- О семье расскажите.
- Моя семья, папа с мамой, - не из музыкального круга. Отец занимается бизнесом, мама работает на авиационном заводе. Когда я выбрал профессию певца, они меня во всем поддержали. В отпуске я всякий раз из Петербурга еду в Казань на родину, к родителям, вместе провести время. Кстати, если еду на машине, часто останавливаюсь во Владимире на ночевку, любуюсь городом и продолжаю свой путь в Казань.
- Чем увлекаетесь, кроме музыки?
- Когда приезжаю к родителям, с удовольствием катаюсь на лыжах. Очень люблю смотреть автогонки, да и сам люблю погонять, - не на обычной дороге, конечно, чтобы не создавать аварийные ситуации, а если удается выехать на какой-нибудь автотрек. Какой русский не любит быстрой езды! Еще обожаю живопись, музеи, картинные галереи. Тем более что часто доводится выступать на открытии художественных выставок.
- Что в ближайших планах по возвращении в Петербург?
- Как обычно, выйду на сцену Мариинского театра в роли Принца в опере «Русалка» Дворжака.