6 февраля 2022 в 11:27

Телемедицинский центр ОКБ помог 19 жителям Владимира попасть на операции по пересадке сердца

Фото: Фото предоставлено ОКБ
Центр телемедицинских консультаций работает в ОКБ (областной клинической больнице) уже седьмой год. Какие возможности это направление открывает для врачей и пациентов? Об этом мы поговорили с заведующей Центром, доктором медицинских наук, врачом-терапевтом Майрой Булановой.

- Мы взаимодействуем с федеральными центрами Москвы и Санкт-Петербурга, - отмечает Майра Латифовна. - Врачи ОКБ могут консультировать сложных пациентов с более опытными коллегами. С 2018 года мы активно стали заниматься консультациями по типу «врач-врач» со специалистами медицинских организаций области. Наиболее востребованы нефрологи, нейрохирурги, гематологи, пульмонологи, гастроэнтерологи, кардиологи. Врачи этих специальностей есть только в штате ОКБ. В каждом корпусе больницы есть специально оборудованное помещение, где можно провеcти видео-консультацию или консилиум - как с врачами региона, так и со специалистами ведущих федеральных центров.

- Кто работает в центре и сколько телеконсультаций проводите?

- Из врачей работают наиболее опытные специалисты – заведующие отделениями, руководители служб, главные внештатные специалисты. Организацией работы по техническому и информационному взаимодействию занимаются медсестра и администраторы. По цифрам: в 2019 году мы по заявкам провели 540 телеконсультаций, в 2020 и 2021 году – по 1600. Больше обращений стало по ковиду. Со специалистами федеральных центров в 2019 году - 134 консультации, в 2020-м - 60, в 2021-м - 85 . Наиболее активно мы работаем с НМИЦ гематологии, кардиологии, глазных болезней и трансплантации органов.

- Может к вам напрямую обратиться рядовой житель области?

- Оказание медицинской помощи с применением телемедицинских (ТМК) технологий осуществляется по запросу специалистов города и области. Алгоритм един для всех. Лечащий врач пациента составляет заявку, которая передается по каналам защищенной связи в ОКБ. После ее получения консультант ОКБ (а это всегда заведующий отделением) формирует ответ – протокол (заключение), его по почте отправляют обратно. Пока специалисты ОКБ чаще консультируют не пациентов, а их лечащих врачей. Все заявки делятся на экстренные – на них консультант должны ответить в течение двух часов, неотложные – на ответ дается 24 часа и плановые – ответ предусмотрен в течение трех дней. Есть важное, обязательное условие. Врач может удаленно консультировать пациента, если он его уже видел на очном приеме! То есть поставить диагноз и назначить лечение удаленно, как это предлагают сегодня частные виртуальные клиники, нельзя. Это запрещает закон! А вот наблюдать за развитием болезни или корректировать ранее назначенное лечение можно. Кстати, консультации «пациент-врач» начинают внедрять в ряде районов области для наблюдения за больными, находящимися на амбулаторном лечении с ковидом.

- Что обсуждают доктора? Были консультации во время операций?

- Для меня очевидно: если уж при общей занятости и загруженности врачи решили, что необходимо консультирование между докторами разных специальностей и клиник, то повод должен быть веским. Это тяжесть состояния больного, неординарное течение болезни, трудности диагностики или отсутствие эффекта от проводимого лечения. Часто в процессе именно такого мультидисциплинарного, многоуровневого обсуждения решается вопрос о переводе пациента в клинику более высокого уровня. Непосредственно во время операций консультаций не было. Но вот ведение пациентов в послеоперационном периоде врачи обсуждали.

Экстренная помощь – особая ипостась. У нас есть отделение экстренной консультативной скорой помощи, которое возглавляет Алексей Владимирович Аксенов. Там тоже удаленно консультируют. Врачи принимают решение об эвакуации больных. Причем бригады медиков не только на автотранспорте добираются, но и на вертолетах.

- Я слышала про консультации пациентов с серьезными заболеваниями сердца...

- В НИИ трансплантологии занимаются кардиохирургией. Туда мы посылаем пациентов на трансплантацию сердца, печени, почек. Там же проводят операции на открытом сердце. Если раньше пациенту самому по несколько раз приходилось ездить в Москву, то теперь врач решает вопрос о том, подлежит его больной хирургическому лечению или нет, с помощью телемедицины. Иногда в таких консультациях участвует и сам пациент, ему задают вопросы, к тому же на трансплантацию сердца или почек надо получить согласие. После этого больных ставят в лист ожидания. Если раньше всем пациентам, готовя к трансплантации почек, делали гемодиализ, то теперь - если у человека находится родственник, который генетически ему близок, то пересадку почки можно сделать без гемодиализа. Это оптимально!

С трансплантацией сердца – особая ситуация. В очереди три списка пациентов. В первом те, кто без операции может сейчас умереть. Во втором - больные, которые находятся в клинике или рядом в крайне тяжелом состоянии, вместо сердца у них работает механический насос. В третьем - это те, кто еще может находиться на лекарственной терапии, кому показана трансплантация сердца. Срок ожидания зависит от фортуны. Как только появляется донорский орган, то в течение 24 часов пациент должен быть в клинике. Всего, по нашим данным, во Владимирской области с пересаженной почкой живут 94 человека, а с пересаженным сердцем -17.

- Что станет возможным с дальнейшим развитием телемедицины?

- Телемедицина началась с необходимости оказания помощи в труднодоступных районах - полярникам, воинским частям. Думаю, что со временем эти технологии будут значительно экономить время и затраты. Увеличится доступность медпомощи, в том числе с привлечением высококвалифицированных врачей. Уже сегодня вводят мониторирование течения болезни с помощью умных гаджетов, которые удаленно передают важные параметры жизнедеятельности и статуса пациента врачу: АД, ЭКГ, уровень сахара, сатурацию. Они подают сигнал экстренной тревоги. Сейчас уже есть машины, позволяющие менять параметры аппаратов для проведения перитонеального диализа (очищения крови от шлаков при почечной недостаточности) удаленно. Доктор, условно, во Владимире, а пациент - в Селивановском районе.

Наиболее перспективна и реабилитация. Например, врач ЛФК может взять нескольких пациентов после инсульта и заниматься с ними. В будущем появится возможность оперировать удаленно с помощью роботов. Один квалифицированный хирург сможет делать операции по всему миру.

Кстати, первым и самым успешным, масштабным реальным проектом телемедицины стал анализ изображений: цифровых рентгеновских снимков, МСКТ. Сегодня искусственный интеллект обучен в круглосуточном режиме анализировать огромное количество снимков, выявлять патологию и отправлять информацию врачу, который даст экспертную оценку. Это в несколько раз повышает эффективность труда! В сложных и сомнительных случаях доктор может с помощью телемедицинских технологий получить «второе» мнение от более опытных коллег.

В развитии технологии «Теле ЭКГ» многое упирается в качественную связь. Она сосредоточена у нас в региональном сосудистом центре. Кардиолог дежурит постоянно. Даже ночью сюда присылают ЭКГ. Можно сразу увидеть инфаркт. Сейчас в области создаем архив изображений. Результаты всех лучевых обследований, маммографов, МСКТ и МРТ передают на большой сервер. К примеру, обследование пациент делал в Муроме, а попал к нам. Врач со своего компьютера может посмотреть детально результаты. Есть возможности отсылать эти данные в клиники Москвы. Одна и та же картинка может соответствовать разным диагнозам. И здесь роботы не заменят специалистов. Искусство врача – это интуиция: кругозор, клиническое мышление, умение на подсознательном уровне быстро сделать анализ симптомов. Например, у пациента болит горло. В 99% робот поставит диагноз «фарингит». И только в одном случае – это начало острого лейкоза, критически важный симптом, когда без правильного лечения пациент погибнет. Искусство врача, к которому роботы не приспособлены, - это среди ста случаев увидеть тот самый, исключительный.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
только что Во Владимире почтили память ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС
Во Владимире возле монумента «Крылья» прошло памятное мероприятие, посвященное 38-й годовщине аварии на Чернобыльской АЭС и Дню участников ликвидации последствий и жертв радиационных аварий и катастроф.
7 минут назад Интеллектуальная логистическая система от МегаФона поможет промышленности
МегаФон в партнерстве с ГК SIMETRA разработал платформу для управления любыми транспортными потоками при строительстве и обслуживании крупных промышленных предприятий России. Основа решения — сквозная технология прогнози…