Один из адресов обострения дурнопахнущей проблемы – деревня Хреново и окрестности Лакинска и Собинки.
Отправляемся туда. И начинаем прогулку с окраины города, откуда берет начало «каскад вонючих прудов». Как пояснили нам местные, отстойники появились не так давно – всего несколько лет назад.
Когда из обветшавших очистных канализационные стоки стали перетекать в Ундолку, горожане и жители Хреново обратились в суд. Еще в 2012 году суд обязал администрацию Лакинска и МУП «Водоканал» довести очистку сточных вод с очистных сооружений до нормативов, установленных действующим законодательством.
Экспертиза установила, что на тот момент эффективность биологической очистки на очистных сооружениях составляла 47%, эффективность механической очистки - 26%.
В городском водоканале ситуацию попытались исправить, насколько хватило денег. Но денег хватило мало на что: вырыли несколько сообщающихся прудов-отстойников, соединенных трубой. И вот по этой трубе стоки уходят в самый крайний отстойник, расположенный за деревней Хреново.
Зимой запахи приглушены (снег спаситель), но с дороги, соединяющей Лакинск с деревней Хреново и парой СНТ, фекальное «благоухание» очень заметно.
Кстати, место сброса канализационных вод даже не замерзает. Видимо, по задумке копателей из водоканала вся гадость должна была опускаться на дно, оставляя наверху «чистую» воду. Чем больше гадости осело, тем выше поднимается уровень, и «самоочистившаяся» вода по трубе утекает в дальний пруд, а оттуда - в Клязьму. Местные в чудо самоочищения канализационных вод и в оседание отходов почему-то не верят, разделяя вековую народную мудрость, что «оно» не тонет. Чтобы увидеть, кто же прав, едем в Хреново.
Точно - не тонет!
Местная сопровождающая рассказывает: мощностей (точнее немощи) лакинских очистных не хватает для уже существующих объемов канализационных стоков, а в городе строят новые предприятия. Как раз рядом с отстойником возводят корпуса для нового производства. И хорошо, что есть инвестор, который строится. Только инфраструктура должна соответствовать. Иначе получается вот такая безрадостная картина.
- Отстойников все равно уже не хватает. Вот здесь за деревьями три или четыре переливающихся пруда, сюда попадают стоки со всего города. Вот отсюда выходит труба, она идет в большой пруд, откуда - в Клязьму. Не редкость, что стоки переливаются прямо в Ундолку. Да и, если они текут по трубе, то все равно в итоге неочищенными попадают в Клязьму.
Вот как раз от очистных самотеком все фекалии с города идут в Клязьму, - показывает нам летнее видео собеседница. - Есть решение суда от 2012 года обязать администрацию Лакинска и водоканал привести в порядок очистные сооружения.
Год назад обращались в прокуратуру. Прокуратура никаких мер не принимает. В ответе написали, что водоканал купил пару погружных насосов, один отремонтировал, вроде этим вопрос закрыт. Но разве дополнительный насос может решить проблему?
Горожане уверены, что с того самого 2012 года проблему как раз решить можно было. Да, у города нет в бюджете средств на быструю модернизацию очистных. Но если бы правильно выстраивались приоритеты, можно было бы экономить на расходах на не столь жизненно важные вещи и поэтапно модернизировать городские очистные. В 2015 году просчитывали стоимость новых очистных, получилось около 15 млн рублей. Сейчас, конечно, все уже намного дороже.
Решение проблемы лоббирует руководство района. Правда, проект с общими для Лакинска и Собинки очистными не очень устраивает лакинцев – боятся, что тариф вырастет из-за транспортного плеча. Горожане считают, что лучше построить новые или модернизировать с увеличением мощности очистные и там, и там. Тогда и возможность для маневра будет, и запас мощности «на вырост». Но это пока отдаленные перспективы, а актуально – прекратить сбрасывать канализационные стоки «на природу».
Обо всем этом мы узнаем по пути в Хреново. Деревня большая, вторая по численности населения в Копнинском поселении, обжитая, ухоженная. Даже в конкурсе «Самая красивая деревня» участвовала. Однако не скажешь, что люди здесь «живут на свежем воздухе».
На окраине деревни миазмы ощущаются очень сильно. Хоть нос затыкай. Летом здесь еще «душистее», даже не хочется представлять, насколько. Причина запаха – второй конец той самой трубы, которая транспортирует «продукты жизнедеятельности» Ланкинска. Судя по запахам, сбрасывают сюда совсем не чищенные стоки. И попадают они в старицу Клязьмы. Отчего особенно страдают жители собинского микрорайона Большие Сокольники. Куда мы и направляемся. Там нас уже ждут.
Улица Западная в Больших Сокольниках выходит на берег старицы – старого русла Клязьмы. Старожилы вспоминают, как здорово было жить у тихого водоема, пока он не стал местом сброса канализационных стоков.
- Здесь раньше росли кувшинки, зелено вокруг, утки плавали. А сейчас все выгорело – ни кувшинок, ни зелени, ни уток, - вспоминает Александр Яшин. – В реке не то, что полоскать стиранное перестали. Даже сушить на улице боятся - белье мочой пахнуть начинает. Особенно в летнюю жару, когда все, что натекло в старицу, киснет, бродит, пенка химическая по всей глади появляется. Старица превратилась еще в один отстойник.
Евгений Дмитриев и Владимир Бородин рассказывают, что еще лет 20 назад в быстро прогревающейся старице не только купались вместе с детишками и загорали на песчаном пляже, но и рыбачили: «Была отличная рыбалка. Даже раков ловили, а они – показатель чистоты воды. Раньше здесь и стерлядь водилась. А сейчас лучше в воду и не лезть – ноги сожжешь. Не дай бог, собака в воду забежит, потом замучаешься отмывать».
Мужики говорят, что здесь было место нереста клязьминской рыбы. Она по-прежнему пытается заходить сюда на нерест, но слишком ядовитой стала вода – вот и кружатся по зашитой в генетике памяти рыбехи рядышком – там, где старица соединяется с современным руслом реки, но в старицу уже не суются. Кстати, даже выловленная в Клязьме недалеко от старицы рыбка, по рассказам рыбаков, духовитая и несъедобная.
Большая вода – новая беда?
Пока старица подо льдом, у жителей Больших Скольников основное желание, чтобы ветер в пять-шесть часов вечера дул не со стороны Хреново. В эти часы, видимо, местный водоканал сбрасывает в реку новую партию «ароматизаторов». Летом с Собинского моста видно, как из старицы в Клязьму именно в это время затекает черная полоса воды. Наверное, те самые новые насосы пашут. Можно сказать, режим работы водоканала в Сокольниках можно отследить по запахам.
Со страхом ждут здесь «большой воды». Зима была снежной, есть опасения, что и разлив будет сильным, при котором улицы заливает водой, и люди передвигаются по ним на лодках. Содержимое старицы-отстойника всплывает, оседает на улицах, просачивается в колодцы. В период половодья, когда стоки размываются клязьминскими и талыми водами, весь ужас экологической катастрофы не особо понятен. Зато, когда вода отступает, она везде оставляет «вещдоки».
- Тут целые острова фекалий намывает. И по воде лепехи плывут. То, что фекалии везде, меньшее из зол, а сколько там с предприятий всякой химии слили? Еще какая-то странная субстанция выплывает, на слизь или клей похожая. После разливов все кусты прибрежные этой дрянью увешаны, - возмущаются местные. – Летом все окна закрываем – дышать невозможно. Дождемся, что у нас очаг отравления тут будет, холера какая-нибудь.
О своей проблеме жители Сокольников и Хреново кричат много лет. Пока безрезультатно. «Старица соединяется с Клязьмой. И во Владимир вся эта гадость тоже попадает. У вас же забор воды тоже из Клязьмы. Донесите до владимирцев, что это не только нас касается, это же все и к вам плывет, - настаивает Александр Яшин. – Это общая проблема».
- Надеемся, что хоть новый губернатор сможет решить эту проблему и поможет построить очистные в Лакинске. Сколько можно издеваться над людьми и над природой? - подытожил общие чаяния самый старший из разговаривавших с нами жителей Больших Сокольников Николай Васильевич Дмитриев.
Для врио губернатора Александра Авдеева решение проблемы износа очистных во Владимирской области, похоже, станет одной из главных задач. Во время прямых линий с населением Авдееву не раз поступали жалобы на прорывы канализации, отсутствие очистных, сбросы стоков в реки... По обращениям граждан уже составлена карта проблем, разрабатывается программа модернизации очистных. По предварительной оценке, на ее реализацию потребуется около 10 млрд рублей. Есть надежда, что в том же Лакинске порядок наведут. Возможно, с привлечением средств федерального инфраструктурного кредита. Глава района, кстати, проблему никогда не скрывал и лоббировал ее решение, да и активное привлечение инвесторов на территорию района создает не только новую нагрузку на инфраструктуру, но и дает возможности для развития этой самой инфраструктуры опережающими темпами за счет средств федеральных программ.
В других территориях тоже есть крупные очистные, состояние которых близко к лакинским, но нет перспектив на федеральные деньги. Их модернизацию провести сложнее – для этого еще средства найти нужно. Но есть ситуации, не требующие каких-то баснословных затрат – только жесткого соблюдения законодательства и отраслевых регламентов. Далеко за примерами ходить не будем. 14 января в сообществе «Подслушано во Владимире» появился пост и фотографии, рассказывающие, что в Коммунаре на улице Центральной построен новый дом (№17 к2) а рядом появилась незарегистрированная КНС, ежедневно сбрасывающая стоки прямо в пойму Клязьмы. Надо отдать должное владимирской мэрии – отреагировали в соцсетях они оперативно. Написали в комментариях к посту, что застройщик пока не передал КНС в муниципальную собственность. Вот как передаст, так сразу будет порядок. Хотя вопросы остаются: а до передачи разве можно экскрементами пойму удобрять?
Еще пример, тоже владимирский, из микрорайона Спасское. Там канализация централизованная, но замыкается на септики. Один из септиков постоянно переполняется, и его содержимое перетекает в ручей и уходит в акваторию Содышки. Тут вопрос к владимирскому водоканалу – в чем проблема оперативно откачивать содержимое? И таких примеров, где для решения канализационных и экологических проблем, требуется лишь власть употребить, в области, наверняка, достаточно. Так зачем ждать, пока проблемы разрастутся до катастрофических масштабов и космического ценника?