По словам главного государственного жилищного инспектора Владимирской области Елены Андреевой, количество обращений на неочищенные кровли и не сбитые вовремя сосульки этой зимой выросло в три раза: с 1 декабря по 17 февраля в областную жилищную инспекцию поступило более 700 жалоб такого рода. 200 — из Владимира, больше 60-ти - из Александрова, столько же из Киржача, полсотни — из Коврова и Гусь-Хрустального.
Обычно с жалобами на глыбы снега и «сосульки» люди идут с конца февраля, но в этот раз все началось уже в январе. И, увы, не обошлось без ЧП: в первый месяц года в Муроме с козырька балкона снежная масса упала на ребенка.
Снежные свесы со скатных кровель — тоже беда. Во Владимире снежная лавина с крыши повредила припаркованные у дома машины, в Карабаново разрушила козырек над подъездом, повредила забор и провод электросети.
При этом, говорит Елена Андреева, нельзя сказать, что все управляющие организации бездельничают. «Просто мы отвыкли от нормальных для нашей климатической зоны зим, что обильные снегопады воспринимаем как аномалию. Вот к ним и не готовятся – у тех же УК недостаточно ресурсов, чтобы оперативно отработать все заявки от жильцов. Их ставят «в очередь», и какие-то просто не успевают отработать: снег сходит с крыши – хорошо, если обходится без серьезного ущерба».
Впрочем, а должны ли собственников квартир волновать проблемы УК? УК получают плату за свои услуги и должны их предоставлять в том объеме и качестве, которые предусмотрены договором и законодательством. Так что «простимулировать» УК к оперативному исполнению своих обязанностей можно (и нужно!) через обращение в жилинспекцию. Но делать это, говорит наша собеседница, нужно грамотно.
Внимание: новации!
С нового года в законодательство внесены изменения. Если раньше основанием для проведения жилищными инспекторами проверок и применения мер административного воздействия могли стать письма, полученные через Почту России или отправленные с нарочным, то отныне – только обращения с подтверждением личности заявителя. То есть письменного или устного обращения не достаточно, необходимо предъявить паспорт или приложить сканы паспорта к письму.
Если это правило при проведении проверки не соблюдено, то в суде акт, составленный с нарушением процедуры проведения проверочных мероприятий, не рассмотрят. Суд просто отменит все предписания проверяющих и постановление о привлечении УК к административной ответственности. Но не стоит сетовать на излишнюю бюрократию в данном случае. Цель новаций - оградить бизнес от попыток его закошмарить проверками через анонимные или полуанонимные жалобы. Бывали и такие случаи, что заявитель в суде отказывался от факта заявления: мол, не я писал обращение. А если конкретного человека тревожит конкретная проблема, которую он намерен решить, обращаясь в государственные структуры, то и скрываться ему незачем. Вот только процедура установления личности – это лишняя трата времени. Хотя есть эффективный и быстрый способ направить обращение – это всем нам известный портал «Госуслуги».
Жалуйтесь эффективно!
- Жилищная инспекция - надзорный орган. Мы созданы для того, чтобы защищать права граждан делом, а не только разъяснениями. Мы сами заинтересованы иметь юридические основания для оперативной проверки и принятия мер административного воздействия к нерадивым управляющим организациям, - объясняет Елена Андреева. – Мы реагируем и отвечаем на любое обращение, но по обращениям, пришедшим по электронной почте, обычным почтовым отправлением или принятым по телефону, мы не имеем права проводить проверки. Сначала нужно связаться с заявителем, а потом и встретиться с ним, чтобы он предъявил паспорт. Если у человека проблема «горящая», которая должна решаться оперативно, его раздражает такой порядок. Со второй половины февраля, например, выросло количество жалоб на протечки кровли. В таком случае людям нужно устранение протечек, а не разъяснения о порядке подачи обращения. Заявителю нужна от нас быстрая помощь в восстановлении его законных прав. Поэтому мы всем рекомендуем обращаться через Госуслуги. Регистрация на этом портале уже является идентификацией личности, а обращение через портал – достаточным основанием для запуска контрольно-надзорных действий и мер административного воздействия.
Без идентификации личности заявителя жилинспектор может только оперативно связаться с УК и, полагаясь на ответственность ее сотрудников, попросить оперативно устранить нарушения. Но это не всегда срабатывает. А чтобы выйти с проверкой, актировать нарушение и применить к УК меры административного воздействия, нужно соблюдение процедуры.
Так что повторим: самый быстрый и короткий путь привлечь внимание надзорных органов к проблеме – написать о ней через Госуслуги. Для этого достаточно зайти в личный кабинет, через поисковик открыть окно Государственной информационной системы ЖКХ (ГИС ЖКХ) и уже в этой системе создать обращение – хоть в собственную УК, хоть в жилищную инспекцию, хоть в администрацию. Можно продублировать обращения сразу в несколько инстанций. Если таким образом обратиться в ГЖИ, то это будет не только достаточным правовым основанием для проверки, но и задокументированным обязательством такую проверку провести.
Правда, сначала все же стоит направить сообщение о проблеме в собственную УК. Если реальных дел не последует в течение короткого времени – жаловаться в надзорные органы.
Безопасные маршруты. А как быть, если неудобство и опасность для здоровья представляют сосульки и снег на крышах вдоль вашего обычного маршрута, а не на доме, где вы живете? Причем, это могут быть угрожающие падением наледи, уже счищенные с крыш. Например, тротуар от рынка «Славянский» до остановки на улице Полины Осипенко пару недель был завален кусками льда, сколотого с крыш домов. Можно было ноги поломать среди этих торосов. Куда и как обращаться?
Насчет «как» совет тот же – через Госуслуги и ГИС ЖКХ. А вот насчет «куда» - сложнее. По закону убирать счищенный с крыш жилых домов лед, снег и сосульки должна обслуживающая эти дома УК, независимо от того, на чью территорию все сброшено. Но это если поймали за руку и заактировали, что завалы образовались именно во время расчистки крыш. В другом случае содержать в порядке тротуар должен его владелец. Однако прохожий не обязан знать, что за УК работает на этих домах. Как не обязан он знать и того, в чьем ведении находится тротуар, ставший вдруг непроходимым - придомовая это территория, муниципальная или зона ответственности коммерческих организаций, размещенных на первых этажах домов. Тротуар должен быть расчищен до асфальта или хорошо утрамбован, а скользкие места засыпаны песком. И над местом прохода людей не должны нависать опасные сосульки. Это все, что должно интересовать обычного прохожего. Но это в идеале.
Довольно часто можно наблюдать такую картину: расчищая крыши, сотрудники УК огораживают тротуар так, что обойти закрытую зону можно только по проезжей части. При этом УК не обязаны выгораживать там безопасный проход для пешеходов.
- Беспроигрышный вариант – обратиться через Госусуги в органы местного самоуправления. Муниципалитет найдет ответственных и заставит их убрать тротуар и обеспечить безопасность прохожих. «Ничейной» земли не бывает. Это если мы говорим о снеге и наледях, оказавшихся уже на тротуаре, или в целом о потенциально опасной ситуации на пешеходном маршруте. Если безопасности граждан на тротуаре угрожает снег с крыш, то в этом случае через личный кабинет на Госуслугах и ГИС ЖКХ обращайтесь в государственную жилищную инспекцию, если это жилые дома, или в муниципалитет, если вашей безопасности угрожают сосульки на общественных зданиях, - советует Андреева. – При этом не важно, что вы проживаете по другому адресу. С процессуальной точки зрения имеет значение лишь то, что обращение поступило от человека, чья личность подтверждена.
Можно продублировать обращение в разные инстанции, если нет уверенности, куда направить обращение. На Госуслугах это не потребует много времени. Зато отреагировать ответственные лица обязаны – все обращения система фиксирует.