Масленица связана с проводами зимы и встречей весны, связывает как христианские мотивы, так и следы древних поверий. По православному календарю, на Масленичной неделе, предшествующей Великому посту, еще разрешается кушать масло, молочные продукты. Отсюда и второе название - Сырная неделя (седмица). Православная церковь посвящает эту неделю примирению с родными и друзьями, прощению обид.
Но размах народных потех издавна настолько «зашкаливал», что огорчал деятелей церкви. Об этом говорил святитель Тихон Задонский: «Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно. Слушают ли, однако, христиане сладостных словес любвеобильной Матери своей Церкви? Она завещает в эти дни более благоговеть, а они более бесчинствуют...»
Действительно, на Масленицу были гуляния, катания, обильные застолья с выпивкой, причудливые обряды, связанные с молодоженами, огнем и блинами. Только лишь встреча, сожжение и похороны Масленицы чего стоят! И, наконец, откуда пошли массовые драки – кулачные бои или взятие снежного городка? Многие из старинных масленичных потех собраны в книге «Календарные обряды Владимирской деревни», выпущенной областным Центром народного творчества.
Например, «покатушки». От катания или «обкатывания» молодых пар так и веяло древними поверьями. Например, в селе Большая Брембола Переславль-Залесского уезда «молодого сажали на снег, а молодуху к нему на колени и так везли по укатанной горке». Без санок, прямо по снегу! Но были катания на санках, скамьях и «бунах» - низких соломенных корзинах.
В селе Шельбово Юрьевского уезда это «веселье» выглядело даже жестоко: «Лишь только кто утром появится на горе из некатанных - нападает на него толпа гуляющих и валяет в снегу. Если это мужчина - скинув с него шапку, натирают ему голову снегом. Если же это женщина, то головы не тревожат, а набивают снегу ей в пазуху под рубаху». А в Вязниковском уезде девушки на ручных санках возили парней по улице для того, чтобы «ко Красной Горке» (первому воскресенью после Пасхи) выйти замуж. Катались и обычным способом - на лошадях, в санках, простых и росписных. Лошадей обвешивали бубенчиками и колокольчиками, заплетали в гривы цветные лоскутья.
Но в деревне Колесницыно Судогодского уезда покататься просто так молодым не давали. Их лошадей останавливала толпа односельчан, и пара подвергалась... испытаниям на любовь. Молодого заставляли нести на своем хребте дородного мужчину, а иногда, при большом разгуле, и на молодую взваливали «подобную ношу женского пола». Не обходилось без падений в снег, что всех веселило. А итог: «С освобождением от ноши, новобрачная сбивает с мужа снег, охорашивает и целует его. И чем более показывает она при этом заботливости и ласки, тем более доказывает свою любовь к мужу».
Были и травмы. Газета «Муромский край», перечисляя пострадавших по итогам Масленицы 1914 года, отметила: «Вечером из «богохранимаго» Карачарова привезен своей женой крестьянин Михаил Барышев, с повреждением переносицы и бровей. Барышев возил по селу сельскую молодежь, ради Масленицы и, погоняя лошадь, по просьбе катальщиков, пострадал от своего собственного коня... (Видимо, получил в лоб копытом) Всем пострадавшим в больнице были сделаны перевязки».
Что касается застолий, то по мемуарам и воспоминаниям из коллекции Муромского музея, Масленица была временем застолий, особенно для зажиточных семей. Конечно, с блинами! Астрофизик Всеволод Стратонов, оказавшийся в Муроме в 1912 году, писал: «На Масленице муромские купцы начинали объедаться блинами еще чуть ли не в постели».
Изобретатель телевизора Владимир Зворыкин рассказывал, что у него из муромского детства с Масленицей связаны «очень яркие (в основном, гастрономические) воспоминания. На Масленицу пекли блины, и мы ели их со сметаной и обязательно чем-нибудь соленым, вроде икры, сельди и т.д. Дети потом хвастались друг перед другом, кто больше съел. Сегодня страшно даже подумать, по сколько штук мы уписывали!».
При сожжении Масленицы в некоторых случаях дрова, хворост или солому для костра обязательно надо было украсть у кого-нибудь. Такое поверье существовало и в деревне Байгуши близ Владимира. Есть версия, что это шло от обычая собирать необходимое для священных огней тайно.
Чучело или куклу Масленицы делали из соломы. Вот как описывал очевидец старинный обычай сожжения Масленицы в деревне Илькино Покровского уезда: «Покрытое снегом поле. Снопы сложены в груду - кругом молодежь. Появился огонь. Забегал он по сложенным снопам. Быстро горит солома. Пламя растет. Густой дым поднимается к небу. Шумит, толкается молодежь. Сыплются остроты. Раздается звонкий смех. Поются песни. Ребятишки тоже здесь. ... Им вручила старшая молодежь держать куклу. ...Они надевают на куклу шапку, обвязывают тряпками, кидают в снег и поют...».
Удивительный обряд «похорон Масленицы» практиковался в деревнях Переславль-Залесского уезда: сначала девушки и женщины собирали по деревне все для поминок, потом делали большую куклу, одевали ее в саван, клали в корыто или зыбку (детскую люльку) и на полотенцах несли по деревне. Одна девушка была наряжена попом, в ситцевой ризе, с льняной бородой, в руках на веревочке вместо кадила - конфорка от самовара. Шедшие сзади девушки оплакивали «покойника». «Поп» пел «вечную память», а хор - шутливые песни.
Кулачные бои — тоже были одной из живучих традиций Масленицы, несмотря на осуждение церкви и запреты со стороны полиции, а потом и Советской власти.
Есть версия, что так долго сохранялась древняя «обрядовая борьба, направленная на преодоление инертности первобытного хаоса». «...Бои ведутся в течение масляной недели, начиная с мясопустного воскресенья и кончая чистым понедельником. Бьются жители села Брутова с сел. Овчухами. Село на село, конец на конец, - писала газета «Старый владимирец» в январе 1917 года. - Никаких законов «боя» не установлено. Бьют и лежачих. Некоторые выходят иногда с «закладками» (закладывают в кулаки гирьки и т. п.). До смерти не забивают, но избивают иногда так больно, что иной хворает весь Великий пост. Бьют куда попало, стараются попасть в лицо». И все это полюбовно!
Во Владимирском уезде наиболее крупными были бои между жителями Боголюбова и Суромны с окрестными деревнями. Порой в боях сходились до 4 тысяч крестьян из 11 селений. По свидетельству музейщика и краеведа Анатолия Дорофеева, в Суздальском и Вязниковском уездах, бои проводились не только на кулаках, но на палках и колах! «На минувшей масленице особенно отличились крестьяне села Красного и деревни Михайловки Ямской волости (ныне все эти бывшие селения - в черте Владимира. - Прим. автора). Это было грандиозное побоище... В драке участвовало почти все население, не исключая детей и стариков. Много было перебито носов, многие не досчитались зубов, у некоторых были пробиты головы. Победили обыватели села Красного, они превосходили численностью (1000 на 400), - писала дореволюционная «Владимирская газета».
Власть реагировала: «После боя в село приехал урядник и записал 185 человек». Был суд. Оказалось, в битве участвовало даже начальство: староста, сотский, десятский. Все закончилось штрафами от 50 коп. до 1 руб.
Масленичные кулачные бои между селами продолжались и после революции. Газета «Призыв» в 1925 году описывала вопиющий случай участия в них комсомольского секретаря села Красного по фамилии Хватов!
В наши дни старые обряды на Масленицу возрождаются.