В итоге увлечение переросло в профессию – сегодня Викторию знают, как народного исполнителя, лауреата многих международных конкурсов, преподавателя и руководителя ансамбля «Смородина». Недавно она впервые стала мамой, но в плотном графике нашла время пообщаться с «ВВ» в преддверии Дня работника культуры.
- Я с детства люблю слушать русскую народную музыку. В семь лет меня отдали в музыкальную школу, к замечательным педагогам — Валентине Ивановне и Александру Викторовичу Пименовым. Они мне подарили знания, которыми я пользуюсь до сих пор. Потом поступила во Владимирский областной музыкальный колледж, а дальше - в университет. По профессии я и музыкальный педагог, и артист. Преподаю с 2007 года. Раньше занималась с детьми в ОДК. Сейчас у нас своя вокально-инструментальная студия.
- Ваш ансамбль «Смородина», а также один из солистов Даниил Ермолаев выступали на Первом канале. Как это было?
- 2021 год для нас оказался очень насыщенным по концертной деятельности, по конкурсам, несмотря на пандемию. После такой программы мы уже ждали летних каникул, но мне позвонил редактор программы «Поле чудес» и пригласил выступить в одном из выпусков. Было одно условие – мы должны привезти папу одного из ребят, который бы поучаствовал в самой игре. Выступить «Смородина» могла без проблем, а вот кто согласится стать участником? Нашёлся доброволец - папа нашей Светы Седовой. Он принял такое отважное решение. 20 июня мы поехали на съемки. Ребята показали себя ярко, а редакторы программы оставили очень хорошие отзывы: говорили, какой у нас талантливый и дисциплинированный ансамбль. А в начале августа объявили старт подачи заявок на новый сезон шоу «Голос. Дети». Мы решили попробовать. Хотя среди 8 тысяч анкет там отбирают только 1 тысячу. Нам повезло, в декабре Дане отправили приглашение на кастинг. Он длился несколько дней. Всё это время с Даней был наш второй педагог и концертмейстер Алексей Копытин. Нужно было показать две песни, мы выбрали самые яркие и разноплановые композиции. Даня даже пел на английском языке. В результате редакторы остановились на песне «Не валяй дурака Америка», хотя нам, конечно, хотелось, чтобы выбрали что-то народное, чтобы была возможность показать больше голоса. Но до слепых прослушиваний было много этапов – прослушивание продюсером, репетиции, записи с фонографом, съёмка профайла. Сами эфиры были назначены на 1, 2 и 3 февраля. А накануне мы узнали имена наставников.
- Как оцениваете результат Даниила? Будете пробовать покорить «Голос» вновь?
- Участвовать будем! Если в следующем году будет новый сезон, то снова подготовимся. Может, другие ребята из ансамбля захотят присоединиться. Даня у нас первопроходец, а это психологически тяжело. Вокруг много камер, свет от софитов, ты не видишь ни зрителей, ни наставников. Такое сложно даже для взрослых. Полина Гагарина очень хотела к нему повернуться, но это был первый день, а она уже набрала несколько участников, видимо, решила оставить места... Возможно, Дане как раз из-за волнения не хватило энергетики, чтобы её переубедить. Но в целом я очень довольна Даниным выступлением. Он не растерялся, когда его попросили выступить на бис, хотя его переполняли эмоции из-за того, что никто не повернулся. Сначала мы все расстроились. Но уже на следующий день Даня сам сказал «Давайте попробуем подать заявку в следующем году!». Вообще, всегда очень тяжело наблюдать за тем, как выступают твои дети. Кажется, лучше самому выйти. Поэтому я была очень рада, что Полина Гагарина вышла к Дане, поддержала его и обняла. Я не могла этого сделать. Теперь ждём Полину в гости, как она и обещала в эфире.
- Есть какие-то особенности голоса, нужные для исполнения народных песен?
- Всё зависит от возраста. Если ребёнок маленький, он как пластилин. Из него можно слепить всё, что угодно. Есть от природы талантливые ребята – сразу в ноты попадают, у них хороший ритмический слух. А для многих начинаешь всё с чистого листа – ставишь голос и интонацию, работаешь над ритмом. Для этого они не только поют на наших занятиях, а ещё играют на музыкальных инструментах. Занимаемся с ними на ложках, на трещотках, на барабанах, на флейтах и свирелях. В «Поле чудес», например, мы показывали игру на музыкальных дровах. Это такие небольшие поленья на веревочке. Каждое звучит по-своему. Развить можно любого ребёнка. Но если он раньше занимался каким-то другим вокальным направлением, это сложнее. При академическом вокале другая постановка голоса. Но переучить можно. Или совместить.
- Научиться красиво петь может каждый?
- Научить можно каждого ребёнка. Но важно подобрать правильный репертуар. Кому-то даешь песню сложнее, кому-то подбираешь под темперамент и характер. Совсем маленьким детям давать сложный материал нет смысла. В силу возраста или техники голоса они ещё не могут пропеть такие партии. А вот выйдет девочка и споёт простые на несколько нот частушки, но так ярко, качественно, что ты даже не подумаешь, что это несложная песня. Многое зависит от актёрского мастерства. Мы стараемся развивать ребят и в этом направлении. С нами работают хореографы, мы их приглашаем на постановку номеров. К тому же у нас педагоги - действующие артисты. Я сама пою, сотрудничаю с Владимирским Русским филармоническим оркестром. Ребята тоже участвуют в профессиональных концертах. Это важно для понимания, что такое большая сцена.
- Что вам нравится больше - выступать или преподавать?
- Всегда задумываюсь над этим. И то, и другое. Судя по отзывам зрителей, людям хочется меня слушать. А когда идёт такая отдача от зрителя, ты заряжаешься. Это вдохновляет. Появляются новые идеи для детей. Поэтому всё взаимосвязано. Я не могу разделять свои выступления и занятия с детьми. А в преподавании - дети всегда всё воспринимают по-разному. В силу того, что они ещё учатся в школе, могут быть уставшими или без настроения. Но всегда хочется, чтобы занятие прошло продуктивно, чтобы они побольше впитали знаний, лучше усвоили новый материал. Также много сил отнимает работа с родителями. Важно, чтобы родитель вникал в процесс занятий, был в контакте с ребёнком, ведь одного педагога мало. Родителей тоже нужно на это настраивать.
- Что важнее в пении – душа или техника?
- Думаю, что душа. Она и в технике поможет. Выйдет, например, скованный ребёнок, который не понимает, о чём поёт, - какая тут может быть техника? Это то же самое, что сравнить робота и живого человека. Человек проживает песню. Яркий тому пример - выступление Дани на «Голосе». Мы же видим, сколько лайков, комментариев собирает его выступление в интернете. Никто не пишет грустные комментарии, всех поражает его энергетика и заряд, которые он смог передать даже через экран.
- Нужно ли музыкальное образование, чтобы хорошо петь?
- Я считаю, что певец без образования – это картина без рамки. Какие-то азы, например, музыкальную грамоту, исполнитель должен знать. Какую ноту поёшь, какая выше, какая ниже. Основы нужны в любой специальности. Конечно, можно подойти к этому делу с разным уровнем серьёзности. Если человек будет всю жизнь петь для себя, то можно пройти какие-то курсы. Но всё равно я считаю, база должна быть. Много есть ребят, которые от природы хорошо поют. Но все приходят к педагогам, потому что нужен специалист, способный направить и дать точные знания.
- Что любите слушать в повседневной жизни?
- Очень люблю творчество Леонида Агутина, народные песни, казачий хор. Люблю слушать своих друзей-исполнителей и своих ребят. Мы, кстати, сейчас записываем на студии альбом с масленичными песнями. Я мечтаю записать для каждого исполнителя из нашего ансамбля сольный альбом на память. Ещё в планах снять клип на песню «Белый храм» совместно с педагогами и детьми. Надеюсь, этим летом получится.