2 апреля 2022 в 16:25

Журналисты оценили удобство использования электромобиля во Владимирской области

Сколько электромобилей вы встречали на дорогах Владимирской области за последний год? Один? Два? Вряд ли больше. Но эксперты предрекают: до 2025 года рынок машин на электротяге будет прирастать ежегодно на 30 процентов. «ВВ» выяснили у счастливых владельцев электрокаров, легко ли использовать и обслуживать экологичное авто.

В 2017 году понятия «электромобиль» и «гибридный автомобиль» закрепили в российских ПДД. Автолюбителей подкупили экологичность, безопасность, меньший уровень шума... Все пять лет спрос на электрокары рос, а 2021-й стал рекордным по числу продаж электромобилей в стране – больше 2,2 тысяч новых авто (в 3,1 раза больше, чем годом ранее). Данные аналитического агентства «АВТОСТАТ». Правда, подсчитать электромобилистов в регионе пока не представляется возможным (ответ из регионального УГИБДД).

Растущая популярность экологического транспорта подталкивает правительство к развитию инфраструктуры: в РФ потратят 1,37 млрд рублей на закупку и установку быстрых зарядных станций на федеральных трассах. Уже к 2030 году на территории страны хотят развернуть сеть из 29 тысяч ЗС, которые должны заряжать аккумулятор до 80% за 20–30 минут. Но как обстоят дела сейчас?

Алексей Алексеев, основатель сообщества «Synergy Motors» в «ВКонтакте», приобрел свой электрокар на японском аукционе в 2020 году. Владимирец на электромобиле отъездил один год, затем продал его по личной необходимости, а вырученные средства вложил в обучение:

«Когда впервые сел за руль электрокара, ощущения – будто управляешь комфортным трамваем. Мгновенное ускорение, дорогу держит отлично (низкий центр тяжести из-за расположенных на днище аккумуляторных батарей добавляет устойчивости) - особенно на поворотах. Машина не требует прогрева. Сел, включил и поехал, даже зимой. Еще понравились отсутствие необходимости в обслуживании двигателя и трансмиссии, экономия на топливе».

Кстати, про экономию: наш собеседник за период эксплуатации «наездил» на своем электрокаре 5035 км. При среднем расходе в 20 кВт на 100 км потратил 4700 рублей на электричество. С авто на ДВС на бензин ушло бы 26 950 рублей.

Сердце электромашины – аккумулятор. Такое авто заряжается от сети напряжением 220 вольт. Пока инфраструктура у нас на зачаточном уровне, владельцы подключают инженерную смекалку. Например, краснодарский водитель решил зарядить электромобиль из окна 19 этажа с помощью удлинителя от обычной розетки. Но чаще водители оборудуют придомовые зарядные станции.

– Идеальный вариант – частный дом, где можно зарядить машину в гараже, или во дворе – через удлинитель. Плюс частного дома - возможность установки ускоренной зарядки, – рассказал Алексеев. – Я живу в многоквартирном доме. На момент покупки электромобиля арендовал гараж. Зарядное устройство машины не будет работать без заземления в розетке. Через три недели понял, что такой метод неудобен. У нашего дома есть стоянка автомобилей, и, поговорив со старшим, мы обсудили на общем собрании вопрос об оборудовании розетки на парковке.

Потенциальных покупателей электромобиля заботит и эксплуатация в зимний период. На сокращение пробега на одном заряде влияет несколько факторов. Во-первых, увеличивается энергопотребление за счет обогрева салона. Выход – прогрев салона, когда электромобиль еще на зарядке. Второй фактор – понижение емкости высоковольтной батареи из-за холода и амортизации: «Когда автомобиль в движении, температура батареи повышается, и со временем приходит в оптимальный режим работы, но на это уходит много электроэнергии. Из моего опыта - при коротких пробегах (до 5 км) запас хода составит меньше, чем при длительных, т.е. батарея эффективнее работает, если добираешься, допустим, из пригорода в город». Третья причина – слабая регенерация энергии. В электромобилях установлена функция дополнительного источника зарядки во время езды – рекуперация. С понижением температуры мощность этого зарядного тока снижается.

Как ведет себя электрокар в северных условиях, нам рассказал житель Коми Игорь Тупчиенко. Лето там короткое и прохладное, а зима долгая и морозная. Северянин ездит на электрокаре круглый год: «90% моих поездок ежедневные, менее 50 км в день». Для увеличения запаса энергии пришлось установить подогрев батареи: «Остаток моей батареи – 20 кВт. Это 70 км зимой и 120 км летом. Зарядных станций у нас нет. Я вывел щиток на столб возле подъезда и заряжаю от сети 220В. Кабель проложен из моего щита от счётчика».

На днях «ВВ» провели тест-драйв автомобиля, который хорош как альтернативный вариант для наших реалий. Изначально водитель с 20-летним стажем Дмитрий Бутряков рассматривал покупку полностью электрического автомобиля. Даже съездил на «смотр» в Москву, но ограничение ресурсом и зарядом аккумулятора притормозило решение о покупке:

– Мне попалось объявление о продаже электрокара, а на деле оказалось, что это авто с немного иначе устроенным электродвигателем. И есть бензиновый мотор, у которого роль генератора. Когда я хотел приобрести именно электрокар, рассчитывал, что буду заряжать машину на работе или дома. Но это неудобно. Остановился на компромиссе. Мой автомобиль – не классический гибрид (двухмоторный автомобиль, когда усилия на колеса передают как бензиновый двигатель, так и электрический). В моем случае – генератор работает на заряд батареи. Думаю, это самый прагматичный автомобиль для нынешней инфраструктуры. У меня также есть 6-ступенчатая иномарка, мощная. Называю ее – шредер, так как «ест» много бензина, а удовольствия от вождения нет.

Нередко российским автомобилистам приходится мириться с праворульным управлением - большая часть современного электротранспорта нацелена на японского потребителя. Впрочем... «Не сказал бы, что правый руль – минус, -говорит наш эксперт. - Он компенсируется стоимостью авто, его надежностью. Для езды по городу левый руль не очень нужен - везде сплошные полосы. А на трассах чаще всего две полосы. Трудность одна – оплата парковки. Приходится пересаживаться либо выходить из авто. Из плюсов: на трассе при остановке вы выходите сразу на обочину, и вечером глаза меньше устают от слепящих фар».

Коробки передач в электромобиле нет. Функцию выполняет редуктор с тремя режимами – вперед, назад и нейтральный. Механизм позволяет машине разгоняться без рывков и лишнего шума. Но что больше всего восхищает - умная педаль. Фишку протестировала наш корреспондент. Если поставить автомобиль в режим «Эко», то одной педалью газа можно полностью управлять движением машины. Отпускаете педаль и авто тормозит, а не едет накатом. Педаль тормоза используется, если надо зафиксировать авто во время полной остановки или для экстренного торможения. Во время режима рекуперации усилие на тормозную педаль увеличивается, за счет чего заряжается аккумуляторная батарея. То есть двигатель внутреннего сгорания полностью отключается и зарядка происходит за счет торможения авто.

Стартер запускаем кнопкой. Сразу завелся бензиновый мотор, а потом… тишина. Машина полностью перешла на электроуправление. «Видите на дисплее, как крутится колесо? Завелся двигатель, пошла зарядка. Это отображает синяя пунктирная линия».

Бонусы. Видеорегистратор заводской. На зеркале заднего вида - дисплей, который демонстрирует происходящее за авто. Четыре камеры обеспечивают круговой обзор. Если на пути препятствие, машина автоматически остановится, но, впрочем, эта опция есть и на многих современных бензиновых авто.

Благодаря бензиновому генератору такая машина может преодолевать большие расстояния. Расход топлива зависит от времени года. В морозы ДВС работает на обогрев салона, а летом выключается на продолжительное время. Бак объемом 40 литров летом рассчитан примерно на 1000 км. Дмитрий вытащил из бардачка небольшую стопку чеков с АЗС как подтверждение слов.

Сейчас цены на детали к таким машинам выросли на 30%, что связано с постоянными «скачками» курса валют. С логистикой, как заявили сотрудники сервисных центров в Хабаровске и Владивостоке, пока что ограничений нет.

Про замену авто после 100 тысяч км пробега можно забыть. Бутряков свой электромобиль купил с минимальным пробегом в 17 тысяч километров, сейчас цифра – чуть больше 49 тысяч. Дополнительного тюнинга, кроме антикоррозионной обработки днища, не проводил. За все время лишь два раза поменял масло в двигателе. Если машина не «утопленник» и не после ДТП, то она долго прослужит - из-за установленной литиевой батареи.

Так что - будущее за электромобилями? Ведь мировые автопроизводители постепенно отказываются от ДВС. В нашей стране сегмент электротранспорта на данный момент могут заместить две компании, хотя первые разработки известны еще при СССР. В 2022 году запуск производства запланирован у автоконцернов – ООО «Моторинвест» и ООО «Электромобили Мануфэкчуринг Рус». В Липецкой области организуют выпуск пяти моделей электромобилей. Но о полном импортозамещении рано говорить, считает наш собеседник Алексей Алексеев: «Бренд будет строиться на базе китайского авто, и комплектующие также будут китайского производства. Думаю, в ближайшее время в России будут производить электромобили, так как правительство утвердило концепцию по развитию электротранспорта до 2030 года. Один из целевых показателей ее реализации - производство электротранспортных средств, а также запуск производства ячеек для тяговых аккумуляторных батарей и т.д.».

Пока автолюбители рассуждают об электрокарах не с точки зрения экологичности, а - финансовой выгоды. Но природные ресурсы не бесконечны. Так что чем быстрее электромобили перестанут быть нашим будущим, а станут настоящим, тем лучше.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
1 минуту назад Депутаты ЗС утвердили рост субсидии на медицинскую ипотеку и выплаты спасателям
Знаковые изменения внесли депутаты Заксобрания на заседании 23 апреля в областной закон о социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области. Вдвое вырастет субсидия на упл…
30 минут назад Вязниковца приговорили к 5 годам колонии за совершение смертельного ДТП
В Коврове суд вынес приговор 20-летнему жителю города Вязники, признанному виновным в совершении ДТП, в котором один человек погиб и двое серьёзно пострадали.