- Окружающая среда – это ресурсы, необходимые для жизни. Охраняя экологию, мы охраняем человека – его здоровье, его экономическую и продовольственную безопасность, саму его жизнь, - говорит профессор МГУ, завкафедрой биологии и экологии ВлГУ Татьяна Трифонова.
Отравленный воздух – проблема, с которой в одиночку никто не справится. Если воду можно доочистить или пить вообще бутилированную, то замены воздуху нет. Но на улице мы все дышим смесью выбросов промышленности и выхлопными газами транспорта. Пыль, двуокись серы, двуокись азота, окись углерода… Иногда вся эта химия возвращается на землю «кислотными» дождями, - уверяют эксперты.
30% загрязняющих воздух веществ в регионе дает автотранспорт. В областной столице на его долю приходится уже 50%. Да и в целом на Владимир приходится самая высокая нагрузка – 32% от общих выбросов в атмосферу по области.
- Для Владимира критически важно не только сохранение «Зеленого щита» вокруг города, но и увеличение зеленых насаждений в самом городе. А у нас наоборот: деревья вырубают везде, где можно наживы ради воткнуть «человейники», - уверена Трифонова. - Причем, эти заасфальтированные дворы-колодцы без зелени, но с повышенной концентрацией автомобилей, опасны и для психического, и для физического здоровья. Мало того, такая застройка выдавливает людей из города. Многие из работающих живут на два дома — городской и загородный, а это удвоение нагрузки на инфраструктуру и увеличение автомобильных выбросов.
Рост заболеваний органов дыхания и сердечно-сосудистой системы имеет самую прямую связь с загрязнением атмосферы, уверены эксперты. А среди вариантов решения проблемы - наряду с пересмотром подходов к градостроительной политике - ужесточение к соблюдению требований экологического законодательства для производств, переход транспорта на газовое топливо, оборудование двигателей нейтрализаторами вредных выбросов, строительство объездных дорог и вывод транзитного транспорта из населенных пунктов.
С водными ресурсами ситуация во Владимирской области еще хуже. С полей в водоемы попадают ядохимикаты и остатки удобрений. Животноводческие комплексы порой сбрасывают продукты жизнедеятельности животных в поймы или прямо в реки. А уж очистные в населенных пунктах – одна из самых горячих и дурно пахнущих тем последнего времени.
Экологи напомнили о загрязнении рек Пекша и Большая Липня отходами животноводства ООО «Рождество», о сбросе канализационных стоков в реки из-за отсутствия или недостаточности мощности очистных в Ново-Александрове, Соколе, Коммунаре…. Большинство этих проблем «ВВ» освещали.
По данным ГБУ ВО «Экорегион» в 2020 году самыми злостными загрязнителями вод были СПК «Молотицы», муниципальные водопроводно-канализационные предприятия Мурома, Александрова, Кольчугино, Вязниковского района… Предприятия сбрасывали в реки миллионы кубометров сточных вод.
Врио губернатора Александр Авдеев тему считает одной из приоритетных. На прямых линиях жители жаловались ему на отсутствие очистных и текущие по улицам в водоемы ручьи фекалий. Итог — разрабатывается целевая программа модернизации очистных сооружений. Но пока, увы, Владимирская область в отчете Счетной палаты РФ вошла в список регионов, где водоемы не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям. Причем, в отчете отмечается, что несоответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям водоемов хозяйственного-питьевого и культурно-бытового назначения увеличивается: если в 2012 году доля проб несоответствующих нормативным санитарно-химическим показателям составляла 21,9%, то в 2020 году – уже 30,1%. По количеству таких проб Владимирская область входит в десятку проблемных регионов. В Нерли на отдельных участках реки количество колиморфных бактерий превышено в 15000 раз.
Вывод аудиторов: в регионе происходит деградация рек и водохранилищ – источников питьевой воды и хозяйственно-бытового водоснабжения, что влечет риски для жизни и здоровья людей. Ухудшается среда обитания водных биологических ресурсов.
- Клязьма — река, сформировавшая нашу государственность, стала нашим главным бедствием. Со всего бассейна загрязнения собираются в Клязьме. Это наша история, наша экономика, а ее превратили в сточную канаву! Клязьма мельчает, заиливается, зарастает. Нужно срочно принимать меры, необходимо, чтобы реабилитация Клязьмы была включена в госпрограмму, - настаивает Татьяна Трифонова.
Кто ответит?
Почвы вблизи дорог из-за автовыбросов тоже страдают. Исчерпаны или близки к этому мощности действующих свалок и мусорных полигонов. Несанкционированные свалки вновь и вновь появляются в лесах и на окраинах населенных пунктов.
Общественник Левон Бабаян из Ковровского района привел целый перечень населенных пунктов, где нелегальным захоронением отходов на природных объектах занимаются муниципальные (!) предприятия, по сути, подавая ужасный пример частникам.
Вся информация о фактах нарушений передана в природоохранную прокуратуру и департамент охраны окружающей среды. Однако у экологов есть сомнения, что нарушения будут эффективно пресечены, а ущерб природе и людям восстановлен. Дескать, часто задокументированное свидетелями и видеосъемкой противоправное деяние оказывается сложно доказать с соблюдением необходимой процедуры, а штрафы, даже если и налагаются на виновников, не всегда эффективны.
Нужна работающая система. Как со штрафами ГИБДД: нарушил — сразу наказание по факту нарушения. И такое, чтобы нарушать неповадно. Почему на дорогах смогли такой алгоритм наладить, а в системе природоохраны — нет? Это вопрос управления! - сформулировала мнение активистов ученый-эколог. - Нужно привлечь специалистов, добавить финансирование, распределить зоны ответственности, чтобы у каждой проблемы был конкретный ответственный. Чтобы любой житель области знал, с кого спрашивать!