Александр Александрович подчеркнул, что проблемы урбанистики уже давно беспокоят наш регион. Поэтому сейчас настало время решительных действий:
«Нужно приводить в порядок дворы и тротуары, парки и скверы. Но принципиально важно чтобы в городах появлялись комплексные объекты благоустройства, которые соответствуют лучшим образцам крупных городов и мегаполисов. Нужны и прогулочные зоны, и велодорожки, и благоустроенные водные объекты, и места для организации зимнего отдыха и занятий спортом.
Так, в частности, мы сейчас работаем, с вышеназванной компанией ДОМ.РФ над тем, чтобы спроектировать и создать дизайн-код исторической части Владимира. Одним из элементов нового дизайн-кода станет якорный проект модернизации привокзальной площади, как лица областной столицы, и создания современного транспортно-пересадочного узла. В этом проекте мы тесно сотрудничаем с РЖД».
Настолько ли всё плохо во Владимирской области с городской средой? Какие шаги помогут улучшить наше благоустройство? И как общественность может взаимодействовать с властью в этой сфере? Об этом «ВВ» спросили у владимирских активистов, создателей проекта «Владимир будущего» Артёма Чернея и Сергея Егорова.
А.Ч.: Индекс качества городской среды позволяет оценить её по объективным критериям. Уже три года подряд Владимир набирает одинаковое количество баллов — 180. Чтобы считаться благоприятным для жизни городом, нам не хватает одного балла. Изменится ли показатель за 2021 год, мы пока не знаем. (Разговор с урбанистами состоялся 29 марта. 1 апреля Минстрой РФ и Дом.РФ представили новый индекс качества городской среды, где Владимир набрал 210 баллов — прим. ред.) Но что-то мне подсказывает, что прорыва не будет. Это, наверное, лучший показатель того, что город переживает период стагнации. Городская среда не развивается. Не применяются новые подходы к проектированию пространств. Возможности горожан повлиять на то или иное решение мизерны. Поэтому то, что врио губернатора обратил на это внимание, вселяет надежду. Важно, чтобы власти признавали эту проблему, ведь это первый шаг к её решению.
С.Е.: При этом нельзя сказать, что у нас вообще не занимаются городской средой. Работа всё равно ведётся. Но это единичные решения, за которыми не видно системности. Это нехорошо. Мы во «Владимире будущего» выступаем за комплексный подход. Это позволит более глобально подходить к вопросам развития городской среды. Всё зависит именно от стратегии. Возможно, именно на областном уровне стоит разрабатывать такие комплексные стратегические документы, которые муниципалитеты могли бы адаптировать под себя, под собственные условия.
— Насколько сильно нам в регионе не хватает комплексных объектов благоустройства, о которых говорил Александр Александрович в своём докладе?
С.Е.: Этому вопросу нужен немного другой подход. Создавая такие объекты, мы должны думать не о том, чего не хватает, а о том, для чего это делается. Сейчас подход к благоустройству количественный. Например, по нацпроекту «Формирование комфортной городской среды» региону ставят задачу благоустроить 50 дворов и 10 общественных пространств. А если получится сэкономить на торгах и благоустроить 70 дворов и 12 общественных пространств, то будет очень хорошо. При этом смотрят, сколько лавочек и урн установлено, сколько километров дорог проложено. Но на качественные показатели внимания не обращают. Получается, что мы благоустраиваем ради благоустройства. Это неверный подход. Общественное пространство должно жить. Люди должны хотеть проводить там время. Поэтому нельзя чётко ответить на вопрос, каких комплексных объектов благоустройства не хватает, ведь в первую очередь необходимо понять, что нужно горожанам.
А.Ч.: Безусловно, во Владимире много чего не хватает — начиная от скверов у дома и заканчивая большими общественными пространствами, например, набережной. Но при этом не менее важно то, на что мы обычно не обращаем внимания. На чистоту улиц, уборку от снега зимой, качество тротуаров, безбарьерную среду. Можно долго перечислять больные темы: ливневая канализация, озеленение, заборы, связность улиц, которая помогла бы решить проблему пробок. Мы сталкиваемся с этими проблемами каждый день. И настолько к ним привыкли, что перестали воспринимать как проблему. Хочется, чтобы этим важнейшим деталям тоже уделялось необходимое внимание.
— Врио губернатора также отметил, что сейчас идёт работа по созданию дизайн-кода исторической части Владимира совместно с ДОМ.РФ. Как оцениваете эту инициативу?
А.Ч.: Дизайн-код — это один из основополагающих городских документов. И в его создании должен быть задействован весь город. Чтобы этот документ действительно начал работать, он должен быть принят всеми: представителями власти, бизнеса, местной общественностью, активистами. Без этого дизайн-код — просто красивый альбом. На эти грабли уже наступили многие города. Например, в Суздаль приехало КБ Стрелка, сделало много качественной работы, но она не очень приживается. Жители не почувствовали своей причастности к этому проекту, не видят в нём ценности. Это вызывает отторжение.
— Что скажете о модернизации привокзальной площади? Об этом проекте также упоминал глава региона.
С.Е.: История с вокзалом началась ещё в 2014 году. Тогда КБ Стрелка разрабатывало проект пешеходной зоны в историческом центре Владимира. И они обратили внимание, что у нас ужасно выглядит привокзальная площадь — хочется быстрее развернуться и уехать. Стрелка тогда предложила интересную концепцию: превратить вокзальную площадь в полноценное общественное пространство — высадить деревья, открыть мини-кафе и сувенирные лавки, словом, разбить полноценный сквер перед вокзалом. Но этот проект остался только на бумаге. Сейчас к этому разговору стали возвращаться. Говорят, что нам нужно построить полноценный транспортный узел, где будет и железнодорожный вокзал, и автовокзал. Это правильные мысли. Вокзал — это лицо города. Но пока не понятно, когда ждать каких-то действий, и что конкретно нам предлагают. Возьмут ли старый проект или разработают новый? Мы этого пока не знаем.
— Какие ещё проблемные вопросы в сфере городской среды есть в нашей области?
А.Ч.: Индекс качества городской среды, о котором я уже говорил, состоит из 6 компонентов. И по каждому из этих компонентов нам есть куда расти. В городе катастрофически не хватает доступных озеленённых пространств. Всё сложно с городским транспортом — как с маршрутной сетью, так и с подвижным составом. Радует, что хотя бы наличие второй проблемы наконец-то признали. Уровень современной застройки не выдерживает никакой критики — ни по архитектуре, ни по качеству работ. В этой сфере возбуждено сразу несколько резонансных уголовных дел, проблемы обманутых дольщиков постоянно на слуху. Улично-дорожная сеть развивается крайне медленно, отставая от реальных потребностей.
Перечислять можно долго. Но есть и хорошие новости. Проблемы Владимира не уникальны. Это значит, что нам не нужно изобретать велосипед, — достаточно грамотно и последовательно перенимать передовой опыт других городов. Денег в городском бюджете мало, следовательно, нужно эффективнее распоряжаться средствами. Не побелка деревьев, а высадка новых растений. Не однолетники, а многолетники. Не глубокое кронирование, которое приводит к гибели деревьев, а бережный уход. Не заборы, а высадка кустарников. Не ручной труд, а максимальная механизация.
Не аукционы, где побеждает заявка с наименьшей ценой, а открытые конкурсы, в которых участвуют лучшие архитектурные бюро на условиях конкурентной борьбы. Свежий пример — международный конкурс на разработку концепции Театра Камала в Казани. В финал конкурса вышли восемь консорциумов из архитектурных бюро со всего мира. Три лучшие концепции получили вознаграждения от 1 до 2,5 миллиона рублей. Если вам покажется, что это огромные деньги, то напомню, что разработка концепции парка у ДДЮТ стоила 4 миллиона рублей. Сопоставимые деньги, но несопоставимый результат. Дополнительные возможности даёт участие в национальных проектах.
И нам, как сообществу людей, думающих о будущем, остро не хватает стратегии, которая описывала бы приоритеты, цели, вектор развития города.
С.Е.: Кроме отсутствия комплексного подхода, отсутствует также диалог о городской среде. Это вторая большая проблема. Если, например, медицина, — это сфера, в которой нужны экспертные знания, то городская среда доступнее для обсуждения. И даже на обывательском уровне человек может что-то посоветовать. Вот этого не хватает.
— В каком формате вы, как общественники, хотели бы взаимодействовать с властями?
С.Е.: Мы предлагаем городским и областным властям создать структуру, которая занималась бы именно вопросами развития городской среды. Условный Центр развития городской среды. Подобные есть в Ижевске, Южно-Сахалинске, Томске и многих других городах. Это позволит упростить работу с проектированием, участием в национальных проектах по благоустройству территорий, созданием и развитием дизайн-кодов. Эта структура могла бы объединить молодых талантливых архитекторов, строителей, юристов и других специалистов, которые будут заниматься быстрым масштабным внедрением новаций в сфере благоустройства не только во Владимире, но и во всей области.
А.Ч.: Мы видим этот Центр как некую автономную некоммерческую организацию, учредителем которой являются власти региона. Это сложный проект, который может заинтересовать молодых специалистов, давая им возможность самореализоваться. Помимо повышения качества городской среды, такой центр будет выполнять и две другие важнейшие функции — построение диалога с местным сообществом и проведение образовательных мероприятий для чиновников и активистов. Мы будем предлагать эту инициативу Александру Александровичу. Надеемся, что в ближайшее время её получится реализовать.