Первый раз в качестве политика Жириновский побывал во Владимирской области почти 30 лет назад. И сам потом вспоминал об этом - во время очередного приезда в мае-2011: «Уже около 10 раз мы были у вас, объехали всю область. Самая первая поездка была в Муром - после выборов, в ноябре 1991 года». То есть - еще в СССР!
Какого только резонанса не вызывали действия и высказывания Жириновского: от восхищения до жесткой критики и насмешек. В подшивке «ВВ» как раз за тот памятный 1991-й сохранилась статья пенсионера, ветерана демократического движения, пострадавшего от сталинских репрессий, Владимира Прозорова под скандальным заголовком: «Жириновский работает на КГБ» в номере от 13 сентября 1991 года.
Так вот, в той статье, кроме критики, есть воспоминания бывалого владимирского демократа, который видел в Москве первые шаги Жириновского в большой политике в 1989-1990 годах и стоял вместе с ним у истоков либерально-демократической партии. Прозоров вспоминал, как на одну из первых встреч в Москве по поводу создания партии на квартиру политика Владимира Богачева пришел и Владимир Жириновский: «Принес свою «программу», и Богачев свел меня с ним для ее критического обсуждения, расхваливая Жириновского как превосходного юриста».
Владимирец участвовал в первом собрании инициативной группы по созданию Либерально-демократической партии Советского Союза (ЛДПСС) — этот факт известен как начало истории ЛДПР.
Первая программа Жириновского Прозорову пришлась не по душе, он нашел в ней «демократическое изложение тезисов, переработанных из социалистических замыслов КПСС». Не нравилось и то, как Жириновский «заражал» секретарей партии своей «горячностью», плюс - «диктаторские замашки».
Интересно, что Прозоров предлагал назвать новую партию «радикально-демократической». По его словам, его «отстранили (с нарушением демократических основ) от членства в ЦК» новой партии. А Жириновский утвердил свое лидерство среди основателей: «Я покинул зал «съезда». Вслед за мной его покинула и вся владимирская демократическая ячейка», - такое свидетельство из уст старого демократа отразили «ВВ». Он писал тогда об историческом съезде ЛДПСС (Советского Союза) 31 марта 1990 года.
Свои подозрения в работе Жириновского на КГБ Прозоров объяснял не только положениями его программы, но даже тем, что первый съезд партии разрешили провести не в тесной квартирке, где обычно собирались демократы до этого, а «на удивление всем демократам» в помещении ДК им. Русакова. И тот факт, что Жириновскому дали «добро» на вхождение в парламент, тоже казался признаком сотрудничества с «органами».
Впечатления от его визитов. С ноября 1991 года визиты Жириновского во Владимирскую область следовали один за другим — и все «обрастали» незабываемыми моментами политического перформанса, которыми прославился Владимир Вольфович.
Воспоминаниями о первой встрече с Жириновским в Вязниках в 1999 году поделился вице-спикер ЗС Роман Кавинов в своем «Телеграм»-канале: «Из «больших» политиков Жириновский был первым, с кем мне довелось повстречаться лично. Это был 1999 год. Я работал на кабельном ТВ Вязников. Шли выборы в Госдуму. ВВЖ ездил по городам и весям, агитировал за ЛДПР. Заехал и к нам. Все в его стиле: фирменный картуз, полный ДК народу, раздача денег из окна лимузина. ...Я спросил - деньги в толпу не унижают человеческое достоинство? Владимир Вольфович сделал вид, что не услышал. Вот такой первый контакт... Потом, уже сам будучи политиком, не раз наблюдал за работой Жириновского и на Охотном ряду, и на других площадках, в т.ч. в нашей области. Доводилось общаться и в публичном формате, и, что называется, «не под камеры». Могу сказать, что вне объективов он был, конечно, совсем другим, его знаменитый эпатаж – это для публики. Человек он был глубокий, умный, внимательный к окружающим, интересный собеседник. Искренне сожалею о его уходе. Жириновский был вехой в политике...».
Очень запомнился визит Жириновского во Владимир в 2011 году. Тогда он встретился с губернатором Николаем Виноградовым, побывал на Центральном рынке и в «Глобусе», долго общался со студентами ВлГУ.
Везде за ним шла толпа сторонников и любопытных. Многие старались взять автограф. Параллельно активисты партии раздавали сувениры, дезодоранты и диски с его речами и песнями в его исполнении. Да, он еще и пел!
Прав Кавинов: Жириновский был разным в общении с учетом аудитории. Например, со студентами в актовом зале ВлГУ говорил как мудрый наставник, по-отечески. А мне было интересно узнать от него самого о его прошлом как... лингвиста. На встрече со студентами Жириновскому кто-то из студентов задал вопрос, из которого видно, что молодежь воспринимала его как мудрого советчика: «Что бы вы посоветовали специалисту по английскому и немецкому языкам с правом преподавания?».
- Я бы посоветовал учить только русский язык, - последовал ответ, сорвавший аплодисменты. - Профессия должна быть техническая. Есть проблема профориентации. Сейчас самая перспективная профессия - инженер-энергетик. Вот профессия XXI века. И не только. Аграрный сектор, пожалуйста, в мире многие голодают. Транспорт - тоже перспективно. Еcли иностранный язык - профессия, остается только набирать учеников. Здесь или в Москве... Я и сам пошел в МГУ, на турецкий язык. Так он вообще никому не нужен! Поэтому поступил на юридический, а хотел на экономический. Язык не должен быть профессией. Сейчас уже все переведено на русский язык. Зачем голову забивать чужим языком? У меня четыре языка. Зачем? Мог сразу стать отличным экономистом, историком, юристом. А я столько лет забивал свои молодые мозги чужими глаголами! Если ты переводчик, что ты знаешь? Знаешь только то, что кто-то сказал. То есть переводчик обслуживает. А нужно быть тем, кого обслуживают! Вот я тот, кого все обслуживают! Я принимаю решения. Есть, кстати, такая расшифровка ЛДПР в бизнес-словарях - «лицо, действительно принимающее решения».
Кстати, беседовал я однажды, в 2009 году, с профессором Перси Борисовичем Гурвичем, убежденным социал-демократом. Так вот: будучи политически не согласным с Жириновским, Гурвич уважал Жириновского именно как лингвиста.
...Позже, Владимир Вольфович не раз приезжал выступать перед молодежью в лагерь «Территория смыслов» в Камешковском районе. И сказал (в 2015 году), что он хотел вообще донести до молодежи: «У нас одно желание - чтобы ребята меньше ошибались. Без ошибок нельзя, но чтобы это не были трагические ошибки».
Он и здоровье. Журналисту Александру Сабову кажутся сегодня пророческими слова Жириновского в 2011 году, во Владимире: «Мы все больны, но не все об этом знаем». В конце того большого визита была пресс-конференция в гостинице «Вознесенская слобода». И снова Жириновский поделился мыслями о здоровье. Когда отвечал на вопрос, попробовал ли Жириновский сыр, который купил при всех на Центральном рынке:
- Нет еще, не пробовал, в поезде, может быть, или домой приеду, чаю попью, - просто объяснил Владимир Вольфович. - Я считаю, что сыро-молочные продукты наименее вредные. Потому что мясо - это вторичная переработка. Организм животного переработал запас. Это самый тяжелый продукт. Это пища богатых. Они все быстро от этого умирают. Просто люди привыкли к мясу. Но лучше всего растительная пища: салаты, овощи, фрукты. В крайнем случае, молочные продукты. Просто выбор пищи у нас небольшой...
В 2019 году вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский был виднейшим из политиков, кто приехал в наш регион на 75-летний юбилей Владимирской области и участвовал в гашении памятной почтовой марки на юбилейной открытке, оставив таким образом, пожалуй, главный автограф в 33 регионе. В последний раз Владимир Жириновский приезжал во Владимир в июле 2021 года. Тридцать лет спустя после первого визита.