И вот прошел первый большой вечер памяти о Марке Фурмане. Зал заполнили десятки людей до отказа.
Душой вечера и главным его организатором была вдова Марка Айзиковича Мария Иосифовна. Ведущим выступил его большой друг профессор, доктор филологических наук Виктор Малыгин. Он сразу отметил, что друзей у Марка Фурмана хватило бы не на один такой зал.
Умение Марка Айзиковича деятельно дружить с массой людей разных статусов и возрастов, помогая друзьям всем, чем он может, вошло в легенду еще при его жизни. Многие поделились радостью общения с замечательным врачом и литератором, мудрым, очень общительным и неуемным человеком.
Эпоха Фурмана во Владимире длилась более полувека, с тех пор как он приехал работать в областное бюро судмедэкспертизы в конце 60-х. И, судя по всему, на его кончине его эпоха вовсе не завершилась.
...Семейные фото напомнили о раннем детстве Марка Фурмана, который родился в 1936 году в Кишиневе, еще входившем в состав Румынии. Об армейской службе в Конвойных войсках, когда он охранял заключенных по 58-й статье. О работе врача-эксперта, о встречах с выдающимися людьми своего времени, о съемках телесериала по его сценариям и еще о многих вехах его большой жизни.
На счету заслуженного врача России, члена двух Союзов писателей и Союза журналистов, более 20 книг и сотни журнальных и газетных публикаций, - научных, литературных и публицистических. Литература была отдушиной в повседневной стрессовой работе судмедэсперта.
Начальник областного бюро судмедэкспертизы Александр Семенов был еще ребенком, когда семья Фурманов переехала во Владимир. Для Семенова и других коллег по бюро Марк Айзикович был и остался образцом в профессии медика-криминалиста. Некоторых коллег-врачей, и не только их, он убедил поверить в литературные способности и начать писать. Как когда-то сделал и он сам.
По словам поэта Дмитрия Кантова, Марк Фурман был авторитетнейшим участником литературной жизни Владимира.
А еще Марк Фурман был образцом здорового образа жизни, что и позволило ему так долго сохраняться в своих профессиях врача и литератора. Он обожал футбол, написал даже книгу «Очарование футбола». Он «заразил» интересом к этой игре друзей из культурного бомонда, порой далеких от созерцания спортивных баталий.
Марк Айзикович сразу нашел общий язык с другим заядлым футбольным болельщиком среди служителей муз — Денисом Мацуевым. Об этом рассказал руководитель Центра классической музыки Артем Маркин. Оказывается, Артем Эдуардович рос на глазах Марка Айзиковича и Марии Иосифовны. Ведь семьи музыкантов Маркиных и врачей Фурманов подружились много лет назад.
Вице-спикер Заксобрания, директор филиала Президентской академии Вячеслав Картухин вспоминал, с каким энтузиазмом участвовал Марк Фурман в крупной конференции по криминологии, которая в прошлом году прошла во Владимире с участием ведущих специалистов страны.
Глава администрации Собинского района Александр Разов поделился рассказом о том, как несколько лет назад вместе с Марком Айзиковичем ездил в Молдову. Они побывали в родных местах писателя и судмедэксперта, что было так важно для него.
Журналист и краевед Валерий Скорбилин призвал всех осознать, что более выдающейся личности, чем Марк Айзикович Фурман в областном бюро судмедэкспертизы никогда не было, а, может, и не будет. Скорбилин первым на вечере высказал мысль о необходимости увековечить эпоху Фурмана мемориальной доской в его честь на главном здании бюро СМЭ по улице Большой Нижегородской.
Коллеги Марка Айзиковича сами склоняются и этому решению, и надеются на поддержку инициативы по открытию мемориальной доски. Это не так просто - речь идет о здании бывшей губернской земской больницы, памятнике истории и культуры.
Впрочем, огромный вклад Марка Фурмана в историю и культуру Владимирской области бесспорен. Светлая ему память!