На строительство микробиологической лаборатории было затрачено около 42 миллионов рублей: порядка 30 млн из этой суммы стоила сама постройка, 10 млн вложили в закупку оборудования. Проект в компании разработали самостоятельно и за полтора года воплотили в жизнь.
Больше месяца назад здесь начали проводить исследования на 10 видов микроорганизмов. Среди основных показателей – общее микробное число, кишечная палочка, сальмонелла, стафилококк, листерия, клостридии и другие. Для проведения испытаний в январе 2022 года лаборатория получила соответствующие разрешительные документы – санитарно-эпидемиологическое заключение, а также лицензию в Роспотребнадзоре. До появления собственного лабораторного комплекса предприятие заказывало исследование проб в Центре стандартизации сертификации и метрологии, в областной ветеринарной лаборатории, ВНИИЗЖ и Центре гигиены и эпидемиологии. Сейчас большая часть испытаний проводится собственными силами.
– У нас нет сырьевой базы, покупаем его у крупнейших агрохолдингов России. Микробиологическая лаборатория позволяет проверить сплошным образом все входящее сырье на безопасность. Лаборатория построена по самым современных стандартам, закуплено передовое оборудование в этой области. Оно позволяет производить быстро, качественно и автоматизировано все процессы, связанные с выявлением рисков. Все виды сырья – мука, мясо, специи, упаковочные и вспомогательные материалы проходят жесткий входной контроль, требования описаны в спецификациях. Кроме того, у нас есть команда обученных дегустаторов, которые проверяют продукт на выходе и не допускают случаев малейших отклонений по вкусу и внешнему виду, – объяснила директор департамента качества Ольга Спиридонова.
Отразились ли санкции на закупке сырья? Представитель компании ответила, что у них превалируют российские поставщики. За рубежом, по ее словам, в большей степени закупались специи и частично оболочки. Сейчас активно ищут аналоги, соответствующие требованиям техпроцесса. В целом, объем импорта небольшой. Что касается оборудования, то на данном этапе все необходимое закуплено, а по расходным материалам сформирован достаточный запас.
Микробиологическая лаборатория, как пояснила директор службы инструментального контроля Елена Тонявина, делится на две зоны – «чистую» и «заразную». По санитарным правилам подобный комплекс должен располагаться в изолированном отдельном здании либо в отдельном блоке на производстве.
Блок «чистой» зоны состоит из нескольких комнат – средоварочная, стерилизационная и моечная, рядом размещена прачечная и хозблок. В первом помещении нам показали чашки Петри и пробирки со стерильными питательным средами, где затем будут культивировать микроорганизмы. После стерилизации их отправляют отправляют в заразную зону для посева.
– На данный момент варится питательная среда, которая необходима для инкубирования сальмонеллы. Называется бульон Раппапорта-Василиадиса. В пробирках среда Кесслера, она используется для определения бактерии кишечной палочки. Все питательные среды приходят в виде сухих порошков. Мы их взвешиваем, добавляем дистиллированную воду, дальше идет режим кипячения и стерилизация в автоклаве температурой и давлением, – рассказала заведующая лабораторией Татьяна Гарданова.
«Моечная» встречает специфичным запахом, ведь в этой комнате обрабатывают свежепоступившую или использованную посуду. Сначала – мойка и ополаскивание дистиллированной водой, второй шаг – стерилизация в автоклаве или сухожаровом шкафе. Посуду передают только через передаточные окна. Все измерительные приборы перед работой проходят процедуру поверки в ЦСМ Владимирской области. Оборудование в основной массе отечественного производства. Самое дорогостоящее в установлено в «заразной» зоне.
Между «заразной» и «чистой» зонами расположен санпропускник с раковиной и душем (если произойдет авария с микроорганизами, необходимо снять с себя одежду и помыться). На двери – знак биологической опасности. При входе необходимо вытереть ноги об дезинфекционный коврик. Кстати, система вентиляции для каждой из зон автономная, чтобы воздух из «заразной» никак не попадал в «чистую» и наоборот.
В кабинете приема и регистрации проб две двери – для сотрудников и передачи образцов. Специалист регистрирует пробу, кодирует, определяет показатели в зависимости от вида продукта и отправляет в комнату для посева. Как и «средоварочной» там установлены два бокса микробиологической безопасности. Среди аппаратуры еще имеются весы и гомогенизаторы, чтобы равномерно перемешать пробу с питательной средой. Дальше – самое интересное – непосредственно исследование. В этой комнате располагаются холодильники, несколько термостатов, боксы микробиологической безопасности и другие.
Елена Тонявина отметила: изначально в лаборатории рассчитывали на 1500 тысячи исследований в месяц. В процессе оснащения докупили оборудование, которое позволяет расширить мощности. Так, французский иммуноферментный анализатор mini VIDAS, Biomerieux позволяет исследовать количественные микроорганизмы не за пять-шесть суток, а за сутки-двое в зависимости от протокола. Число испытаний возможно увеличить до 2000. С помощью автоматического микробиологического аппарата TEMPO в ускоренном режиме исследуют пробы на сальмоннеллу и листерии. Благодаря этому прибору быстро и оперативно определяют качество сырья.
Какой протокол действий при обнаружении в пробе сырья или продукции микроорганизм, который там быть не должен? Все, в основном, пробы поступают с завода или склада, подчеркнула Тонявина. Основная задача, как у предприятия с контролирующей функцией, – оповестить заказчика:
«Если это входное сырье, то после оповещения оно блокируется на складе. Мы работаем всего месяц, и не было случаев, чтобы что-то выявлялось. На входе блокируется сырье с неподходящей микробиологией. Есть процедура реагирования, но это не зона ответственности лаборатории, а владельца продукта. Все сырье сначала идет на карантин, и в зависимости от результатов снимается с него».
Журналистам дали возможность посмотреть на образцы под микроскопом. «Это споры клостридии в сырье, также есть кокки – они круглые. Все микроорганизмы, которые мы сейчас видим полностью убиты, обездвижены и не представляют никакой опасности», – обратила внимание Татьяна Гарданова.
После всех испытаний пробы отправляют на обеззараживание в специальном помещении, его еще называют «грязный автоклав». Режим «убивки» длится 90 минут под действием температуры 126 градусов. Через автоклав, в том числе, пропускают мусор в урнах. А уже после обработки отходы приравниваются к классу А, и утилизируются коммунальщиками. Чтобы не было пересечения потоков, для выноса мусора есть отдельный выход. Специальной обработке поддается спецодежда и инвентарь в отдельной комнате.
Сейчас лаборатории трудоустроены 8 человек. Среди них заведующая, менеджер системы менеджмента качества, лаборанты и микробиолог, специалист по клинингу. Персонал планируют только наращивать, поскольку количество исследований будет увеличиваться. В планах у компании – «выращивание» микробиологов из собственного штата. «Работаем ежедневно, у микроорганизмом выходных нет», – с улыбкой говорит Елена Тонявина.