У водомерной линейки. С судогодскими специалистами, которые следят за ситуацией, предупреждают жителей об опасности, а в случае чего готовы их спасать во время половодья, мы встретились у городского автомобильного моста через Судогду. Отсюда как раз начинается выход реки в пойму. У моста - эпицентр местного контроля за весенним поведением реки.
Каждый день в сводках о половодье, которые публикует на своем сайте ГУ МЧС (советую всем его просматривать), говорится, что мониторинг обстановки с половодьем осуществляется при помощи 11 гидрологических постов и 16 водомерных линеек. Так вот, мы увидели в Судогде у моста, как это работает. Водомерная линейка уже много лет назад пристроена прямо к мосту. А в десятке метров - на берегу, повыше - установлено загадочное для дилетанта устройство, которым ведают метеорологи и тоже по своей методике определяют уровень реки, передавая данные коллегам из местных администраций и МЧС.
Самый опытный среди нас - начальник МКУ «Управление по делам ГО и ЧС» Судогодского района Виталий Шмелев. Он в свое время был здесь начальником милиции, а в советское время в систему МВД входили и пожарные. Так что он - эксперт с огромным стажем.
- Как оцениваете половодье в этом году, Виталий Иванович? Сюрпризы вода преподнесла?
- Мы ждем половодье каждый год, - рассказывает Шмелев. - Но его развитие зависит от погодных условий. В этом году оно в целом соответствует средним многолетним показателям. Не то что мощные половодья 1978-го или 1994-го годов. Тогда вот эта фабрика напротив нас подтапливалась, и на работу люди ходили в резиновых сапогах, а вода перетекала через мост. Половодье бывает более сильным, когда все начинает резко таять в середине апреля. В в этом году начало таять постепенно, с марта, даже с февраля: днем тает, ночью заморозки. То есть все это воду придерживало..
- А сейчас половодье в какой стадии?
- Оно в уже в разгаре. Скоро пойдет на спад, если не будет сильных дождей.
Виталий Шмелев рассказал о комплексе подготовительных мероприятий по пропуску половодья: «Начинаем уже с февраля вывозить снег из города. Прочищаются придорожные канавы, водоспускные трубы, что дает возможность максимально избежать большого подъема воды. Каждый год заранее информируем жителей, участки которых находятся в зоне возможного подтопления. Предлагаем эвакуацию, если надо. Но Господь пока спасает!»
Всего 18 рек протекает по Судогодскому району, самые опасные в плане половодья - Клязьма и Судогда.
По району лишь одна деревня порой отрезается в половодье - деревня Фрязино. Она ближе к Владимиру. Дорогу к ней может перекрыть вода, из-за быстрого таяния или спуска воды с Клязьминского водохранилища. В районе наготове аварийные бригады, оснащенные откачивающей техника, ведает ими МКУ «Благоустройство».
Показания водомерной линейки гидропоста прокомментировал начальник Судогодского пожарно-спасательного гарнизона Сергей Евграфов:
- Мы занимаемся защитой населения от всех рисков, прогнозом и контролем за ситуацией. Ежедневно оперативная группа Судогодского пожарно-спасательного гарнизона выезжает на реку Судогду для замера уровня воды, для подсчета приусадебных участков, где имеются подтопления. В случае чего мы мы чаще проводим наблюдение за уровнем реки, в интервале трех-четырех часов. На сегодня у нас есть подтопления 32-х приусадебных участков на территории города Судогда. Уровень реки, как вы видите, по водомерной линейке составляет 178 сантиметров. При таком уровне у нас уже есть прогноз на подтопление приусадебных участков, их реальное число этому прогнозу соответствует. Летом у нас река даже не доходит до этой линейки. С конца марта по конец апреля наблюдается повышение уровня реки. На начало мая у нас уже вода отходит от водомерной линейки.
Профилактика всему голова!
Тем временем к нашему разговору у полноводной Судогды подключается начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Гусь-Хрустальный, Гусь-Хрустальному и Судогодскому районам Сергей Никитин. Спрашиваем - жители с подтопленными приусадебными участками наверное уже знают, что делать при половодье?
- Знают, конечно, ведь здесь проживает коренное население, - говорит Никитин. - Но все равно периодически лучше людей инструктировать. Мы обходим дворы, раздаем наглядные памятки о действиях в случае паводка, подтопления, и сразу же - в случае пожаров. У нас по весне эти риски возникают обычно одновременно. Предупреждаем людей, каковы должны быть их действия, куда идти, куда звонить в случае чего.
Всего в отделе у Сергей Никитина 10 человек, их зона ответственности - Судогодский и Гусь-Хрустальный районы и город Гусь-Хрустальный. По словам Никитина, он и его сотрудники активно привлекают к совместной работе органы местного самоуправления.
- У нас - федеральный надзор, у них - муниципальный. В их задачу также входит профилактика чрезвычайных ситуаций. В том числе - в сельских поселениях. Они отчитываются и иногда привлекают нас, если есть злостные нарушители, где нужно появиться человеку в погонах, чтобы до людей дошла мера ответственности. Еще ориентируемся на данные органов соцзащиты, особое внимание, в том числе, уделяем многодетными семьям. Работа идет круглогодично.
Паводкоопасный период и пожароопасный период — особая нагрузка для отдела профилактики
- С 18 апреля мы уже больше начинаем предупреждать население о постановлении, подписанном губернатором области: о пожароопасном периоде. Что можно делать, что нельзя. Правила противопожарного режима все время меняются. Например, порядок сжигания мусора. Использования открытого огня, на каком расстоянии от дома должен стоять мангал, какая предусмотрена административная ответственность за нарушения, - поясняет Сергей Никитин.
Кстати, дознание по пожарам тоже входит в компетенцию его отдела.
В зоне подтопления. Снова вспоминаем весеннее наводнение 1978 года, когда вместо каменного были деревянные мосты, а вода поднималась выше них. В этом году, по прогнозам, приусадебных участков подтопленных должно было быть больше 50-ти, а по факту - 32.
Чтобы взглянуть на них, едем дальше - по реке в черте города, на окраину. Сначала - на правый берег. Евграфов поясняет, что с левой стороны берег низкий и там как раз подтопление участков. С Заречной улицы видно низкий берег, вода на нем достигает заборов и заливает огороды. Но в этом году — не критично. А подтопленных домов вообще нет.
Основные «заводненные» участки - на улице Карла Маркса. Как говорит Евграфов, при уровне воды в 1 метр 63 сантиметра у домов начинается подтопление приусадебных участков. Но в дома вода, к счастью, не дошла.
В этих чреватых подтоплением местах сотрудники МСЧ втыкают в землю вешки. По сути, это деревянные рейки с указанием уровней пунктирной линией.
- Вешки показывают, сколько прибавляется воды на приусадебных участках, рассказывает Евграфов. - Сейчас уровень на подтопленных участках - 25-30 см. Мониторинг продолжаем.
Случались в прошлом такие случаи подтопления, что было невозможно выйти из некоторых домов. Но и на это есть решения: к одной семье приезжал УАЗик, забирал людей, довозил до сухого места, дальше дети шли в школу, а родители - на работу. Также вечером доставляли людей прямо к дому. А одной пожилой женщине на дом в подтопленный дом подвозили продукты. Но такое случается не часто: последний сильный подъем воды был в 2019 году.
Нам показывают русло Судогды, где вода перелилась через его обычные пределы и пошла в пойму. А раз уж снег окончательно растаял, рост ее уровня должен прекратиться.
А мы тем временем любуемся разливом — вид на всю пойму великолепный! Вода - почти до горизонта. Плавают дикие утки, у них, кстати, сейчас активное время ухаживаний. Кстати, птицы даже не все улетают на зиму, особенно держатся у моста, где вода не всегда промерзает.
- Диких уток в черте города на реке живет порядка 50-60 особей, - поясняет Евграфов.
Пока видно, как грунтовая дорога, ведущая вдоль берега, уходит в воду. Чуть дальше - островок. Излюбленное место летнего отдыха судогодцев, куда летом легко попасть по суше.
Высокий огород Галины. Самые низинные части улиц Карла Маркса и - еще дальше, по улице Набережной - на другой стороне реки. Заборы на участках заметно затоплены. Но вблизи видно, что заборы начинаются у реки, а участки - несколько выше. Едем к частному сектору. Видно, что люди живут здесь десятилетиями.
- Раньше люди строили дома у рек, – размышляет Виталий Шмелев. – Вода рядом - это и баня, и полив огородов, все рукой подать. Когда начинаем с жителями разговор о возможной эвакуации перед очередным половодьем, они говорят: «Да вы что! Мы тут всю жизнь живем, к воде привыкли».
Не так давно русло реки чистили. Кстати, по общему мнению местных жителей, на уровень реки Судогды повлиял водовод, питающий Владимир. Вот с тех пор вода и не стала в городе летом даже подступать к водомерной линейке на мосту...
И вот мы у одной из вешек в разлившейся воде. Евграфов натягивает резиновые сапоги и почти по колено заходит в воду к одной из них, чтобы показать нам, как меняется уровень воды.
- Фаза активного роста, когда вода прибывала за день на 8-10 сантиметров, прекратилась. Сейчас вода уже вторые сутки не поднимается выше 2 см, а то и показывает падение, - поясняет начальник Судогодского гарнизона.
Знакомимся с одной из жительниц улицы Карла Маркса. Галина Карпова рассказывает о житье-бытье на этом месте, где огородам, как правило, грозит подтопление. И приглашает нас во двор. К ее огороду в этом году вода не добралась, подступив только к забору, который отмечает границу берега. А у соседей участок покрыт водой полностью. Секрет Галины — каждый год понемногу поднимать огородик.
Родители нашей собеседницы поселились здесь еще в 1963 году и не раз с помощью грунта повышали уровень огорода, чтобы избегать подтопления. Особенно помогло то, что лет пять назад чистили русло реки с помощью земснаряда, и здесь как раз складывали песок со дна. Жители им воспользовались, чтобы еще приподнять участок. Что-то типа легендарных висячих Садов Семирамиды получилось. Вот почему участок сухой.
Единственный год в недавнем прошлом, когда половодье было сильнее, - 2013-й. Галина показывает, как вода все-таки доходила и поднималась высоко, даже на несколько десятков сантиметров по стенам дома. Пришлось даже устраивать деревянные мостки, чтобы выходить со двора. Но с тех пор мостки ни разу не пригодились. Сейчас вода уже начала спадать. «Я уже и морковь посадила», - говорит Галина.
(Кстати, в Судогде есть болотистые участки. Более влажные грунты на низких участках требуют строить здания на более длинных сваях и укреплять места для детских площадок).
Галина по опыту оценивает уровень половодья в этом году даже не как средний, а как «маленький». А о том, будет ли еще прибывать вода, жители гадают по птицам. Но не по уткам, для которых половодье настоящее раздолье, а ...по чайкам.
- Есть такая народная примета – если чайки прилетели, значит, половодье прибывать не будет. А они уже прилетели дня два назад, - добавляет жительница Судогды.
Кстати, еще одно объяснение невысокого уровня половодья в этом году, несмотря на обильные снегопад, - земля была не мерзлая.
Единственный, как уже сказано, отрезаемый населенный пункт в районе - деревня Фрязино, расположенная ближе к Клязьме. Она входит в Вяткинское сельское поселение. Сейчас уже ясно, что в этом году даже Фрязино отрезано не будет. Мы посмотрели оперативное видео: вода лишь на несколько сантиметров перетекла через дорогу к деревне.
Уже после нашего рейда — в снежные апрельские выходные — вода в реках поднялась с 23 сантиметров в пятницу до 30 сантиметров в понедельник. Это немного, говорят профессионалы. А чайки действительно прилетели. И теперь пожарных больше заботит перспектива палов сухой травы и ландшафтные пожары. Но об этом — в других материалах «ВВ».