Его отец работал в сфере автотранспорта. Но в те времена и выбор увлечений был невелик. Начинал он с конкурсов водительского мастерства, а потом перешел в классическое ралли. Вместе с мамой нашего героя (она была вторым пилотом) Петухов-старший побеждал в соревнованиях, даже ездил на Кубок России. И вот семиклассником Вячеслав подхватил этот азарт и впервые выехал штурманом на соревнования. Сейчас в его активе - 15-летний стаж участия в состязаниях местного, областного и всероссийского форматов. Главная гордость – серебро в ралли «Шелковый путь».
Петухов пробовал много разных видов в автоспорте: спринт, кросс, автослалом, мини-ралли, классическое ралли, рейды. Пока не «тронутыми» остались кольцо и «Формула». Казалось бы, родители должны одобрять хобби сына, однако они сына в этом не поддерживают, зная, что это опасный спорт. Впрочем, и без ралли жизнь нашего собеседника тесно связана с авто: он - дальнобойщик. И уверяет, что в повседневной жизни спортивные навыки очень помогают:
«В свое время преподавал контраварийное и защитное вождение студентам в учебном центре. Во время практики на занятиях водители получали именно моторику для экстренных ситуаций, например, борьба с заносом, сносом, скольжением, неординарными обстоятельствами. Человек не впадает в ступор, за счет чего резко снижается аварийность».
На наш вопрос, что он думает о «женской» езде, Вячеслав ответил так: «Какая разница, какого пола водитель? Главное – думать головой. Всегда привожу в пример эволюционную составляющую развития. По истокам, у мужчины тоннельное зрение – он нацелен на дичь, охотник, ничего не должно отвлекать в этом деле. А у женщины угол зрения гораздо шире. Так и во время управления авто – более широкий обзор позволяет лучше контролировать ситуацию и раньше реагировать на опасности. Кстати, в классическом ралли женщины едут наравне с мужчинами. Если брать частные случаи, например, в автослаломе у девушек есть отдельный класс. Порой в некоторых соревнованиях смотришь таблицу итогов, и видишь – девушки демонстрируют более быстрое время, чем самые быстрые парни. И думаешь: хорошо, что в отдельном классе едут».
- Гонщиком вы стали в юном возрасте, как учились?
- Сейчас для участия несовершеннолетнего нужно иметь юношескую спортивную лицензию, пройти медицинское освидетельствование, получить нотариально заверенное разрешение родителей. В классическом ралли не все на вождении завязано. Важно правильно записать стенограмму. К примеру, в третьей категории на участок дается определенное количество времени, и надо «секунда в секунду» проехать от старта до финиша. Перед гонкой есть две попытки на ознакомление с трассой и на то, чтобы записать и сверить со штурманом повороты, сложность, расстояние, особенности покрытия, камни, ямы, уклон дороги и трамплины. А на самой гонке едем «с листа» и максимально быстро. Весь навык автогонщика складывается от наката на спортивном авто. Чем он выше, тем больших высот спортсмен может добиться.
- Как повысить спортивный разряд?
- Чтобы участвовать в соревнованиях, на которых возможно получить высокий спортивный разряд, нужно иметь низший спортразряд. А чтобы получить низший, надо либо поучаствовать, либо выиграть в соревновании, которое находится в календаре Российской автомобильной федерации. Если выполнил определенный норматив, по итогам сезона присваивается спортивный разряд. У меня сейчас первый спортивный разряд. Я ездил за заводскую команду, это оплачивалось. Но в России профессиональных автогонщиков практически нет, все ездят за свой счет. За заводские команды ездят процентов десять пилотов.
- Какой самый пугающий момент из гоночной жизни? И не было ли после него мысли все бросить?
- Однажды наше авто вылетело с трассы, машину начало выставлять боком. Остановились буквально за 20 см до бревен, которые могли пройти в салон насквозь. В течение пяти минут сковывал страх. Но впереди было еще несколько дней гонки, так что все как рукой сняло. Если на страхах не замыкаться, то они проходят. Положительные эмоции перекрывают все на своем пути! Если ты знаешь, что делаешь, и делаешь это хорошо, страха никакого быть не должно! Страх приходит после осознания. Сначала – чисто рефлекс, при допущенной ошибке нужно сохранить жизнь и технику. Когда потом анализируешь видеозаписи, оцениваешь действия, приходят моменты страха. Мандража, руки трясутся. Но труднее все-таки подготовка, тесты, испытания перед гонкой. Крайний раз с друзьями устанавливали не штатный двигатель в мою машину. Это отняло много сил. Даже руки опускались: «Так, все, доставайте бензин, и сожжем ее!». А потом спустя час-два-день делаешь все, как положено.
Участники гонки и классы делятся на несколько подклассов в зависимости от типа привода машины, от мощности двигателя и так далее. Иногда появляются отдельные классы: если машина сверхподготовленная, с дорогой подвеской с большими ходами, с турбодвигателями и полным приводом – их всех объединяют в абсолют. Я выступал на авто с задним приводом в ралли третьей категории, кроме того, в группе «1600Н» на машине с передним приводом с каркасом, ездил на полном приводе в ралли «Шелковый путь». Сейчас у меня остался автомобиль ВАЗ-2106 на заднем приводе. Он подготовленный для ралли-спринта, ралли третьей категории и автослалома. Чтобы подготовить авто к сезону, его надо разобрать до основания, прочистить, настроить и отрегулировать силовые агрегаты, кузов, усиленные элементы. Я сам этим занимаюсь.
- Санкции повлияли на автоспорт?
- Нас очень сильно подкосила пандемия из-за запрета на проведение массовых мероприятий. В последнее время появились проблемы со смазочными материалами, запасными частями, тюнингом. Если раньше запчасти можно было найти за адекватные деньги, сейчас цены космические. Затраты выросли практически в два раза, но и соревнований стало меньше. Скоро планируется мини-ралли в Ликино. Пока не знаю, буду ли участвовать. Все зависит от загруженности на работе.
- Как относитесь к покатушкам на городских улицах?
- Конечно, это нехорошо. Но где людям выплескивать энергию? Подготовленные треки в нашем регионе есть, но свободного доступа в них нет. С одной стороны, я ребят понимаю. Им по 18-20 лет, денег на выезд нет, автомобиль подготовить тоже чаще не на что, а поездить хочется, отточить навык...
- А как же картинги?
- Картинг по ощущениям и адреналину ничуть не проигрывает. Там можно освоить азы. Впрочем, если участвовать в соревнованиях, нужно тренироваться именно на той машине, на которой будешь ехать. Даже если у вас есть две одинаковые машины, есть тонкости управления. Сейчас трассы для соревнований и тренировок, в основном, оборудуют спонсоры. У нас в Загорье есть трасса для учебно-тренировочных сборов, но там предварительно нужно договариваться об открытии. Это кольцо, закрытые гонки. Под классическое ралли чаще используют дороги общего пользования. Специальные официальные треки есть Рязани, Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани.
- В чем секрет идеального гонщика?
- Эта формула очень сложная. Сплоченная и мотивированная команда обречена на победу. Много переменных в виде тех же механиков, которые едут на соревнование. Или неудачливые автомобили… Однажды у нас в области гонщик купил автомобиль, который собирали на одном из отечественных автозаводов в специальном цехе спортподготовки. Так он перевернулся на первом же повороте на тестовом выезде. Потом эту машину несколько раз перепродавали. Но ни на одном соревновании она до финиша не доезжала. Заколдованная прямо.