У входа под звуки весенней капели нас встречает матушка Мария (Корзевич), которая определена отвечать за возрождение иконописной мастерской. У нее от владыки Владимиро-Суздальской Епархии Тихона есть ряд «послушаний» или, по-светски, «нагрузка». Ответственность как за восстановление храма Рождества пресвятой Богородицы в Ширманихе, так и работы по реставрации Успенского собора. А еще сероглазая монахиня - смотрительница дома-музея владимирских архиереев на улице Вишневой.
Сначала — цветы!
Матушка Мария более 20 лет провела в монахинях Свято-Боголюбовского женского монастыря. У нее есть своя мастерская в центре Владимира.
Уже много лет работает над иконой Собора всех русских Святых (около 500 ликов). Эту икону ей заказал при жизни владыка Евлогий.
- Я вместе с другими монахинями Боголюбовского монастыря в 90-е годы проходила стажировку в иконописной школе Троице-Сергиевой Лавры, - вспоминает матушка Мария. – Смотрела, как всё организовано, сейчас хочу что-то оттуда перенести.
Здесь детей сначала учат рисовать деревья, цветы, чтобы передавать элементы росписи и узоров из природы. И только потом переходят к созданию образов.
- Иконопись – это совсем другая живопись. Не просто портрет или натюрморт, это - богословие в красках, - говорит матушка Мария. - Для этого обязательно у ребенка должны быть задатки. Ведь это большая ответственность – написать образ, которому бы люди молились, как святыне. Для этого надо душу вложить. Да еще оформить икону эстетически и профессионально. Но это замечательное дело. У нас нет слова «хочу», у нас благословляют на дела. А написание иконы очень душу успокаивает. При этом ты не сможешь ничего написать, если не уравновешен со своей совестью.
В день нашего прихода Мария готовилась к экзамену по монашеству. Чтобы сдать его, нужно много всего знать: о первородном грехе и о святых, чтобы, если обратился человек, суметь ему объяснить основное. «Сейчас много людей будет приходить обездоленных, без крова, потерявших родных. И надо будет поддержать людей словом, укрепить. Если больная и скорбящая душа – надо помочь её вылечить. Господь дает чудеса», - говорит наша собеседница.
Отец Дмитрий и матушка Наталья Измаиловы – супруги, профессиональные художники-реставраторы. Они определены в школу основными учителями. Также к работе в мастерских привлекут иконописцев Боголюбовского монастыря во главе с монахиней Лукианой. Вопросы о том, кого будут учить в иконописной школе, еще предстоит решить Епархиальному совету.
- Всё в стадии поиска, - поясняет матушка Мария. - Потому что, наряду с детьми начиная с девяти лет, есть желающие заниматься этим и среди взрослых. Для иконописной школы планируем создать свой сайт.
В мастерских – особая атмосфера. В помещении с высокими потолками и живописными видами из окон очень светло. Разложенные полотна, эскизы и иконы, карандаши и кисточки всевозможного размера, расставленные старинные рамы, зеркала и настольные лампы – все рождает в воображении образы и — иногда - даже музыку. Здесь можно побыть наедине с собой и духовным искусством.
- Иконы пишут не красоты ради, - утверждает Наталья. - Либо на заказ, либо чтобы храму подарить. Меня часто спрашивают, где можно ваши работы посмотреть? А я могу только назвать церкви, где есть мои иконы.
Училась она вместе с будущим мужем Дмитрием в Суздальском художественно-реставрационном училище, в одной группе. На отделении станковой реставрации живописи. В 1992 году молодые люди поженились и повенчались. Вскоре Наталья проводила мужа в армию.
У Измаиловых трое детей. Старшему сыну Савелию 26 лет, средней дочке Василисе - 18, а младшей Серафиме - 9 лет. Все дети рисуют, у всех есть способности, но старшие, по словам родителей, «ушли в другие темы», не богословские. Савелий отличился на международном менеджменте – в графике орисует персонажей для компьютерных игр. А вот Серафима очень заинтересовалась иконописью и с удовольствием посещает занятия открывшейся школы.
Матушка Наталья знакомит учеников иконописной школы с праздниками, читает жития святых:
- Увидела, что, хотя все дети из семей воцерковленных, ни у кого из них нет связи с церковным искусством. Не знают, где на иконе Спаситель. Вместе с ними мы разглядываем каждую черточку, каждый знак. Чтобы они научились думать и читать иконы. Рассказываю им, какие бывают образы. Господь – вседержитель, Спас на троне, Спас в силах, Великий архиерей. Вначале было страшновато: поймут ли они что-нибудь, запомнят ли? Мы вместе ходили в разные храмы. И дети постепенно стали определять, что это за икона. Стали прорисовывать иконы по картинам-переводилкам. Воспринимать сразу образ с иконы сложно. Начинаем с цветочков и коры деревьев…
Святые лики и чудесные исцеления.
Иконописцы рублевской школы использовали для работы водку или белое вино, яйца и натертые натуральные краски. Эту технологию продолжают и художники-реставраторы Измаиловы. А вот переливы на иконе яркой позолотой оттого, что используется настоящее золото из Италии. Матушка Наталья показывает, как она берет его кисточкой с золотой картонки. И вот уже сверкает нимб!
Работа над иконой длится, в среднем, месяц или два. И у каждой - свои чудесные истории. Вот - икона святителя XX века Иоанна Шанхайского, который жил в Китае, а захоронен в Сан-Франциско. Вроде бы далеко от Владимирской земли, однако именно у нас его многие знают и почитают.
- Раньше привозили маслице с его гробницы, - рассказывает матушка Наталья. - Передавали друг другу. Тому, у кого с ногами проблемы, у кого еще с чем-то. Очень многие люди исцелялись! У одной семейной пары из Владимира появился ребенок. А муж обещал жене, что, если она родит, то он сделает ей большой подарок. Она захотела заказать огромную икону святого Иоанна Шанхайского и потом подарила её в храм новомучеников Российских, где, по совпадению, был придел именно этого святого.
- Насколько духовный образ. Не просто штрихи и линии, - уточняет матушка Мария. - Хочется молиться и просить у него! Потому что знаешь, что получишь! Он был добрейшим человеком, всех поил-кормил, и не стяжатель. На шее панагия - символ архиерейской власти. По Парижу ходил босиком. Святой, к которому многие из владимирцев обращались.
Рассказали художники и про мерные иконы: «Такие заказы часто делают, - отмечает Наталья. – Вот недавно родился мальчик Лука. Что значит «мерная икона»? Это когда размер иконы берется такой же, каким был рост младенца при рождении. Имя Луки во Владимире стало популярным в последнее время. А покровитель его – святитель Лука Крымский. Люди обращаются к нему, потому что он наш современник».
Матушка Мария рассказала о том, что в память о религиозном деятеле и известном талантливом хирурге Луке Крымском (Войно-Ясенецком) был снят фильм, а главную роль в нем сыграл человек, который умирал от рака.
- У него в операционной висел образ Божией Матери, а его очерки по гнойной хирургии изучаются до сих пор, - говорит она. - Уникальный человек! Без специальной аппаратуры делал операции на глаза и исцелял людей. Принимал людей даже в условиях вечной мерзлоты. В 20-е годы прошлого века богоборцы убрали икону из операционной, и тогда он перестал работать. Но вот промысел Божий определил: случилось так, что тяжело заболела жена одного партийного функционера, нужна была операция. И когда к нему пришли с просьбой помочь, то он согласился только с условием, что икону вернут. И это в 20-е годы прошлого века!
О нем также рассказывают, что выступать на научные конференции он приходил в своей рясе и панагии, несмотря на протесты и запреты. В конце жизни ослеп. Но продолжал четко ставить диагноз. Как-то к нему привезли срочника, и доктор сразу определил, что у пациента метастазы тазобедренного сустава. Снимок потом показал тот же результат.
- Интересно, что, ослепнув, он мог наощупь отрезать скальпелем ровно пять тончайших листов из стопки папиросной бумаги, - неожиданно добавляет к рассказу о Луке Крымском маленькая Серафима, которая прибежала с занятий по музыке.
Так мы знакомимся с младшей дочкой художников Измаиловый. Заметно, что девочка очень увлечена иконописью: «Я пока пытаюсь переводить иконы, а потом срисовывать. Знаю, например, что крест в нимбе и расположение на троне – это отличает облик Спасителя. А вот это - икона Великого Архиерея. У него архиерейская одежда и головной убор».
Наталья рассказывает, как расписывала мерную икону батюшке Аркадию из села Борисовское, у которого родился внук. И Серафима тут же вставляет: «Для меня мама тоже мерную икону писала. На ней изображен Серафим Саровский! А саму меня привезли из Сарова».
Историю о чудесном появлении на свет младшей дочки рассказала ее мама, Наталья: «У нас уже было двое взрослых детей. Муж очень хотел еще детей, но после болезни врачи поставили мне диагноз «бесплодие». Мы уже вроде успокоились. Однажды получили приглашение от тети на юбилей. А жила она в закрытом городе Сарове, разрешения на въезд пришлось ждать полгода. И мы рванули в феврале посмотреть храм Серафима Саровского. Тетя у меня преподаватель, деятельная, активная. Она приставила к нам хорошего экскурсовода, знавшего город. Вместе с ней мы попали в узорный храм, а рядом с ним - подземный вход в монастырь. Нам разрешили войти в узкие подземные пещеры, где тремя ярусами расположены монашеские кельи. А внизу – огромное карстовое озеро. Побывали и в избушке Серафима Саровского. Там монахини режут хлеб, кладут в чугунки святого и всех угощают. А еще экскурсовод показала удивительную сосну. Мы не смогли впятером ее обхватить. По преданию, это единственное дерево, которое сохранилось со времен Серафима Саровского. По традиции возле этой гигантской сосны люди ходят и вымаливают рождения детей. И чудесных историй много! Я походила вокруг сосны и потерлась о ее ствол. Вернулась домой. Наступил Великий пост. Думаю: наверное, супу из чечевицы переела, так стало нехорошо. Потом сделала 10 тестов – и все положительные! Три месяца привыкала к мысли, что я беременна. Муж посмеивался: ты что, пока не родишь, не поверишь чуду?! Даже врач-гинеколог, которая меня наблюдала и лечила много лет, была в изумлении.
Отец Дмитрий занимается реставрацией икон, осенью его рукоположили и сейчас он служит дьяконом в храме Михаила Архангела в Добром селе. Он - потомственный художник. В прошлом году вместе с супругой по настоянию матушки Марии восстанавливал иконы женского монастыря села Санино Суздальского района. Говорит, что эти умения невозможно получить ни в одном учебном заведении».