Во Владимирской области сейчас 290 фермеров и 24 сельскохозяйственных потребительских кооператива. В основном они специализируются на производстве молока и мяса, овцеводстве, рыбоводстве, выращивании плодоовощных культур.
Маневренность и ярмарки.
В прошлом году из-за погоды хуже всего дела обстояли с зерновыми, а проблемы с кормами привели к сокращению продукции животноводства: молока, мяса, яиц. Зато плюсануло овощеводство: овощей, в том числе выращенных в закрытом грунте, собрали более 18 тысяч тонн – на 71% больше, чем годом ранее. И, несмотря на все трудности, с которыми КФХ столкнулись в 2021 году, фермеры произвели продукции на 2,2 млрд рублей, рост за год - на 13,7%. А по сравнению с 2019-м — вообще двукратный.
Как уже сказано, местные фермерские хозяйства дают 5,5% от общего производства сельхозпродукции. В то время как в среднем по России их доля - выше 15%. Мы отстаем, хотя эксперты отмечают, что у региона - хороший потенциал роста этого сегмента экономики при поддержке государства.
Порой руководители крупных предприятий, сетуя на повышенное внимание к сектору малых форм хозяйствования, говорят, что только крупный агропром может накормить страну и обеспечить ее продовольственную безопасность. Первая часть утверждения — правда, а со второй не так однозначно. КФХ придают АПК необходимую устойчивость и маневренность, осваивая ниши, которые в какой-то момент времени не очень интересны крупному бизнесу, но могут в будущем стать точками роста экономики, отрабатывают технологии производства таких нишевых продуктов. Например, выращивание индеек и кролиководство (до того, как ими заинтересовался крупняк) были уделом фермеров. Продовольственный картофель, когда ретейл предпочитал импорт, тоже не сильно интересовал ведущих агропроизводителей. Его тогда в основном выращивали фермеры, реализуя урожай на сезонных ярмарках. Но даже этого было достаточно для сдерживания цен и недопущения абсолютной зависимости от зарубежных поставок. Сейчас же крупные картофелеводы жалуются на отсутствие в достаточном количестве сортового посадочного материала. А фермер Константин Мазуренко строит планы по созданию лаборатории для его клонирования и размножения.
«Доля КФХ должна быть хотя бы в районе 10% от общего объема сельхозпроизводства, - уверен врио губернатора Александр Авдеев. - Однако на эту ситуацию нельзя смотреть только с точки зрения вклада в экономику. КФХ – это самозанятость, создание рабочих мест, инфраструктура села. Кроме того, фермерские семьи часто многодетные. Поэтому меры поддержки этого сектора нужно удваивать и утраивать. Будем помогать приобретать им технику в лизинг, поддерживать грантами и субсидиями».
Поддержка в рост!
В 2021 выдано 4 гранта на развитие семейных животноводческих ферм на общую сумму 35 млн рублей. Создано 21 новое рабочее место. Всего же за три года этим видом грантов воспользовались 10 КФХ. В рамках регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» господдержку в прошлом году получили 13 КФХ — в целом на 42 млн. Еще 8 млн досталось в виде субсидий трем сельхозпотребкооперативам (плюс 17 рабочих мест).
По федеральной программе «Комплексное развитие сельских территорий» предоставляются выплаты на покупку или строительство жилья. В этом году планируют оказать такую помощь 26 сельским семьям. Фермеры и сотрудники КФХ могут претендовать и на этот вид поддержки. Как и на льготные кредиты. Также в прошлом году к грантам «Агростартап» и «Семейная ферма» прибавился «Агропрогресс». С этого года заработает программа «Агротуризм» - гранты под агротуристические проекты.
- В текущем году регион получит еще больше средств из федерального бюджета на поддержку КФХ - более 70 млн. Из них почти 49 млн - гранты, а 21 млн - субсидии, - сообщил директор департамента сельского хозяйства и продовольствия Константин Демидов.
Кстати, за пять лет рост производства в КФХ, получивших гранты, составил 138%. Посевные площади фермерских полей ежегодно вырастают примерно на 10%, объем производства в ценовом исчислении растет еще быстрее, число фермерских хозяйств с 2018 года увеличилось на 26% - с 230 до 290 КФХ. Работающие хозяйства активно модернизируют производственную базу, число фермерских хозяйств с 2018 года увеличилось на 26% - с 230 до 290 КФХ. Тем не менее, от среднероссийских темпов мы пока отстаем.
Проблемы системные и субъективные.
Кроме капризов погоды, против фермеров работают проблемы с поиском устойчивых и всесезонных рынков сбыта, что повышает экономические риски. Господдержка эти риски не всегда нивелирует.
«Не более 20% фермеров могут собрать весь необходимый пакет документов, - констатировал председатель Совета Ассоциации содействия КФХ и другим сельхозпроизводителям Владимирской области «Возрождение села» Константин Мазуренко. - Большинство не может этой возможностью воспользоваться. Мы предлагаем выделить КФХ отдельным списком, чтобы облегчить доступ к господдержке. Тарифы на электроэнергию для нас в два раза выше, чем для промышленности. Ну, и в условиях постоянно меняющихся требований работать сложно».
В качестве примера фермер привел историю с поддержкой за сданное мясо. В 2021 году условием для ее получения был вес бычка не менее 330 кг. Животноводы, сдавшие скот на бойню, заложили в расчеты субсидию. Но теперь субсидируют только сданных бычков от 400 кг. А новые правила задним числом распространились на бычков, забитых в прошлом году.
Похожая история с элитным семеноводством. Затраты на выращивание таких семян намного выше, а при субсидировании это не учитывается. Вот и получается, что у фермеров нет особой мотивации участвовать в селекционной работе. Хотя семена нужны. В этом-то году они есть — закупили заранее. А потом? За год, если вовремя взяться за увеличение площадей семенных плантаций, можно обеспечить себя хотя бы семенами кукурузы, люцерны, картофеля. Собственная селекция семян цветов и некоторых тепличных растений в стране просто отсутствует.
Но часть фермерских проблем, похоже, решат в ближайшее время. Как сказал врио первого вице-губернатора Александр Ремига, «Минсельхоз согласовал нормативный акт, по которому количество документов для заявки на получение господдержки будет снижено с 26 до одного». Пока департамент сельского хозяйства помогает консультациями для составления заявок всем желающим воспользоваться господдержкой.
А вот с энергетиками договориться не удается. Тарифы на электроэнергию для сельхозпроизводителей пока никто снижать не обещает.
Растут цены на зерно и жмых, хотя вроде бы - все свое, от мировой конъюнктуры не зависит. Еще проблема — трудности с подходящими участками для фермерских усадеб. Не все готовы терпеть соседство с животноводами. «Мы могли бы увеличить производство и в 10, и в 20 раз, но вынуждены молодняк продавать из-за жалоб односельчан», — поведала глава КФХ из Суздальского района Оксана Фадеева.
Закон разрешает органам местного самоуправления разрешать строительство фермерского жилья на обрабатываемых фермерами угодьях, но власти опасаются, что этим воспользуются мошенники-застройщики, фиктивно оформив КФХ. Вот и не разрешают и настоящим фермерам строиться. Это реально сдерживающий фактор. Жалобы на звуки и запах с ферм и подворий от дачников, не желающих понять, откуда в магазинах берется мясо и молоко, конфликты, вплоть до судов, остановили на взлете, наверное, не одно КФХ.
Зато фермеры могут взять на 6 лет в безвозмездное пользование свободные сельхозугодья. Если такие найдутся...
Будущее за кооперацией?
Но основная проблема — сложности с гарантированным постоянным сбытом продукции по адекватным ценам. Сезонные ярмарки — хорошо, но не долго. С сетевыми магазинами фермерам договориться сложно — объемы не те, закупочные цены не радуют. Есть интересный опыт кооперации через интернет-площадки. Но такой формат опять-таки не обеспечивает объемов, необходимых для серьезного расширения производства. Выход — в производственной и сбытовой кооперации.
С каждым годом государство увеличивает объемы поддержки на приобретение кооперативами производственного оборудования, техники, строительство хранилищ. Предусмотрены и компенсации платежей по лизингу. Выросли субсидии на закупку продукции у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Объединение в производственной или сбытовой кооператив помогает развиваться всем его участникам, - убежден Александр Авдеев. - К сожалению, не так активно используются мощности Роскоопсоюза Стоит ли государству подменять существующие структуры и создавать распредсети? Не уверен. Постараемся сначала поработать с существующей системой потребкооперации. Если не будет получаться, поищем другие возможности. Необходимо обеспечить хранение продукции, равномерность производственной нагрузки и сбыта в течение всего года. В одиночку каждое фермерское хозяйство с трудом может справиться с этими задачами.