Мы добирались до места проведения два с половиной часа. И первый вопрос, который задали президенту федерации велоспорта Владимирской области Андрею Цырулеву: почему именно здесь? Такой чемпионат проводится впервые на меленковской земле, отметил организатор. Однако во Владимирской области ежегодно проходит Кубок по маунтинбайку в 9-ти городах – в том числе, в Суздале, Коврове, Меленках, Муроме... Само значение слова «маунтинбайк» (горный велосипед) говорит очень многое: для состязаний нужна трасса с особенностями рельефа, а горного ландшафта в нашем регионе нет. Зато есть берег Оки с лесным массивом рядом.
Отдельного внимания заслуживает путь к базе, где проводился чемпионат. Проехать нужно через заброшенный пионерский лагерь – настоящий рай для сталкера. До наших дней там сохранились домики в березовой роще, правда, вход заколочен и перекрыт деревянными лавками. Кафе «Кузя» и вовсе придает какой-то мрачной красоты этой местности, кажется, вот-вот кто-то отдернет штору и посмотрит на тебя за окном…
Показать себя в Меленковский район приехали представители Нижегородской и Московской областей, Москвы, Санкт-Петербурга, Удмуртии и других. Погода шептала, как сказала бы бабушка, но никакой дождь (пусть и со снегом) не стал помехой для велоспортсменов, а их собралось не меньше 75 человек. Сразу после торжественного открытия объявили первый заезд. В первый день юниоры участвовали в гонке на выбывание. Сначала стартовали индивидуально - на 750 метров. По итогам первого тура разбивались на четверки и ехали тот же круг. Затем двое выбывали, а двое ехали дальше. Забегая наперед – быстрее всех такое расстояние проезжали за 1 минуту 26 секунд.
Маунтинбайк стал олимпийской дисциплиной 26 лет назад. Кстати, в 1990 году Международный союз велосипедистов официально признал маунтинбайк отдельным видом спорта, сразу после проведения первого чемпионата. В России такие состязания стали популярны с 2000 года. Помимо гонки с выбыванием в маунтинбайке есть девять направлений. Видели ролики в соцсетях, как эффектно люди спускаются на велосипеде с горы? Это экстремальная разновидность – даунхил. У нас в стране сами велосипедисты принимают участие в разработке и постройке специальных трасс для даунхила. Одна из таких появилась в 2017 году на Красной Поляне. Еще в маунтине представлены такие дисциплины как ол-маунтин (катание по склонам), дерт-джампин (езда не в горах, а на специально оборудованной трассе с земляными трамплинами), фрирайд (свободный спуск с горы вне трассы). Самый зрелищный слоупстайл объединяет три направления – триал, дерт-джампинг, норт-шор. В этом спорте ключевое значение имеют стиль и техника, а не время прохождения полосы препятствий.
Один день на чемпионате в Казнево был посвящен кросс-кантри – поездки на длинные дистанции по пересеченной местности. Маршрут сложный, в нем как раз задействовали лес.
– Владимир – бывший центр велосипедного спорта, но там больше развивали шоссе (гонки по дорогам с твёрдым покрытием на шоссейных велосипедах, ставшие олимпийскими в 1896 году). Областной центр давал очень хороших спортсменов - для сборных как СССР, так и РФ. Даунхил – спуск с горы на приличных скоростях с поворотами трассы, что не каждый выдержит. В строю остаются энтузиасты. Сейчас маунтинбайк ушел в горы, хотя раньше был более равнинным. Трассы сложные. Не каждый шоссейник может проехать такие специфические препятствия. Самый демократичный вид спорта среди велосипедного объединения – маунтинбайк. Шоссе в связи с урбанизацией очень тяжелым стало, много машин, которые вытесняют нас с дорог. BMX – больше трековый вид спорта под крышами на стадионах. А маунтинбайк – поля, огороды и леса, где мы можем проводить не только гонки, но и тренировки, – рассказал Анатолий Воробьев, заслуженный тренер РФ, старший тренер Московской области по маунтинбайку, воспитавший уже 11 чемпионов мира. С ним мы пообщались, пока спортсмены разогревались на специальных велостанках.
Тренер велоспортивной секции из Собинки Борис Бобылев – один из выходцев советской школы шоссейного спорта. Чемпион России сейчас тренирует будущих призеров на общественных началах, как волонтер: «Сегодня у меня три человека едут – девочка и двое ребят. Ребята вернулись со сборов в Анапе. Первые соревнования здесь после возвращения, послезавтра уезжают в Орел на всероссийские соревнования по шоссе. У нас сейчас напряженный график. Потом – Воронеж и так далее. Весной мой подопечный был вторым на всероссийских соревнованиях. Среди 200 человек в групповой гонке занял второе место и стал КМС».
Важный момент в комплекте к навыкам райдера – качественный механический транспорт. Ведь на обычном велосипеде из папиного гаража никак не проехать вне трасс и тропинок или по диким склонам. В связи с этим даже случались комичные случаи на соревнованиях. В 2021 году во время чемпионата мира по велоспорту у сборной Италии прямо на треке похитили 20 велосипедов, из которых 15 – трековые. Стоимость одного такого - 25 тысяч евро. Это были велосипеды Pinarello, включая окрашенные в золотой цвет велосипеды Филиппо Ганны, Лиама Бертаццо, Джонатана Милана и Симоне Консонни, завоевавших золото в командном преследовании. Конечно, у начинающих спортсменов велосипеды стоят в разы дешевле, но профессиональный спорт требует немалых вложений.
– Каждый год – новый велосипед обязательно. Стоимость – порядка полумиллиона рублей. В велоспорте экипировка мелочь, это в мотокроссе – наоборот. Запчасти очень дорогие. Элементарные звездочки стоят в районе 30-40 тысяч. Плюс необходимо возить с собой запасные. В России их не производят вообще, из-за дефицита выросли цены, – рассказал отец одного из участников Александр Северов из Коврова. Однако, чего не сделаешь ради любимого ребенка? Мужчина уверен, в таком спорте находят себя ребята, которым некуда выплеснуть энергию.
«Моему сыну 17 лет, выступает за Московскую команду. Эта местность - замечательная. Смотрите, сколько приехало коллег из других областей. Расстояние – ерунда. А если гонка календарная – то никуда не деться, нужно ехать для набора очков», – поделился с журналистами Александр.
Для участников-любителей велосипедные гонки по пересеченной местности становятся главным увлечением. В год они проводят несколько гонок, и каждый раз - в самых живописных местах: в горах, на полях и в лесах.
– У меня участвует 13-летний сын. Рады тому, что соревнования проходят на нашей земле. Недавно ездили на сборы, а теперь к нам приехал чемпионат. Сын занимается уже два года. Наш тренер прямо зажег ребят, они живут этим. У всех статусы в интернете по типу: «Велосипед – это мое все, велоспорт – это жизнь». Травмы бывают… Часто сталкиваемся с поломками велосипеда. Недавно поменяли систему, вложились как следует. Но лишь бы не было разочарований душевных. Проколов бывает на трассе много. В этом и есть разочарование: настраиваешься на старт, а все срывается. Мой ребенок пробовал разные виды спорта, но велосипед – его все. Нас четверо в семье, раньше часто катались все вместе. Может оттуда и пошло, у него велосипед практически с трех лет, – рассказала Наталья Захарова из города Меленки.
Считается, что первый горный велосипед создал немецкий инженер Игнац Швинн в 30-е годы XX века. Энтузиаст усовершенствовал простой велосипед, установив на него переднюю подвеску, утолщенную раму и широкие покрышки. Затем в 70-х идею подхватили в штате Калифорния (США) и новый вид спорта начал бурно развиваться. В 1983 году там прошел первый национальный чемпионат. Наверняка такой спорт подкупил своей динамичностью, ведь на трассах могут быть совершенно разные рельефы. В 1865 году в Останкине местный кузнец изготовил самокат, похожий на современный велосипед. Тогда новинкой могли похвалиться графы Шереметьевы. В аристократической среде появились велосипеды в 1860-м - в Санкт-Петербурге. Из-за жесткости колес и отсутствия амортизации примитивный двухколесный транспорт из дерева и металла в народе называли «костотрясом». Езда по городу на таких аппаратах в то время была категорически запрещена, катались только в закрытых манежах. Число поклонников необычного способа передвижения в России стремительно увеличилось во второй половине ХIХ столетия. В те годы велосипед стоил около 300-400 рублей, поэтому купить его могли лишь состоятельные люди: аристократы, промышленники и купцы. Сейчас такой спорт «на минималках» доступен каждому. На многих горнолыжных курортах построены трассы для маунтина разного уровня сложности, до которых можно на подъемниках.