Место условного пожара - областная филармония, где работала бригада из 60 пожарных и 15 единиц техники. К месту ЧС сразу направили силы и средства гарнизона по рангу пожара №2 (автоцистерны, автолестницу, штабной автомобиль, испытательную пожарную лабораторию, скорую помощь, полицию), оповестили все экстренные службы города.
Прохожие на все это засмотрелись. Хотя одна женщина подошла к представителям СМИ с вопросом: «Что, опять?», имея ввиду позапрошлогодний пожар в драмтеатре... Ей объяснили про учения.
По замыслу, при подготовке к концерту в результате проведения монтажа светового и звукового оборудования вспыхнула сценическая коробка. Затем сработала система водяной завесы сценического портала, и поток воды предотвратил распространение огня со сцены в зрительный зал. В этом случае огонь охватил бы декорации и горючее оборудование, всю сценическую коробку. Открытые дымовые люки могли привести к быстрому выгоранию пожарной нагрузки сцены и выходу газовых потоков, так снизилась опасность распространения пожара в зрительный зал. Однако пламенем в таком случае обвилась бы сценическая коробка и соседние помещения. Как раз при похожих обстоятельствах 29 июня 2020 года случился пожар в главном областном храме Мельпомены, в результате пострадали фойе, зал, костюмерные, главная сцена.
Когда мы подошли ко входу в филармонию, «тушение» уже шло в активной фазе. Перед нами пробежал один из спасателей с рацией. «…Подача стволов повышенного расхода… Организуем подразделения… Формируется старший, назначаем должностных лиц… Проверка связи, как слышно?» – все участники сценарного ЧП убедительно следовали инструкции. Мы будто попали на съемки фильма про храбрых укротителей огня. Понимаем, что все - бутафория, но действия огнеборцев, атмосфера тревоги и азарт – не поддельные. Здесь были даже спецэффекты, например, сценический дым от дыммашин.
По прибытии экипажей очаг возгорания составил более 95 квадратных метров, общая площадь пожара – 149 «квадратов». «Горела» сцена, в чем и заключалась главная опасность. Как объяснили специалисты, сцена и прилегающие к ней помещения характеризуются наличием большого количества горючих материалов. Легко воспламеняются ярусы и балконы в зрительных залах, конструкции которых выполнены из горючих материалов с пустотами. От едкого дыма человек может потерять сознание при первых трех вдохах. Возможность зайти в дым огнеборцу дает резерв кислорода в баллоне. Поэтому на место прибыли автомобиль дымоудаления и передвижная компрессорная станция. На улице установили вентиляторы для дополнительного подпора воздуха и специальные приборы дымоудаления. Они могут как подавать воздух внутрь здания, так и выкачивать его оттуда, например, из подвала.
В это время внутри здания сработала пожарная тревога. Объявили эвакуацию. К слову, в здании площадью 9390 м2 - 8 эвакуационных выходов. Все помещения оборудованы системой автоматической установкой пожарной сигнализации, установлены противопожарные стены и перегородки между помещениями. «При срабатывании АУПС автоматически включается система оповещения о пожаре и включается освещение указателей «ВЫХОД» у запасных выходов на каждом этаже. У дежурных вахтеров - прямой телефонной связи с ЦППС», – объяснили в пресс-службе МЧС.
После эвакуации персонала на третьем этаже остались двое отрезанных дымом горожан. Все силы бросили на поиск пострадавших. Два звена ГДЗС с обоих сторон здания подвели к окнам автолестницы. Одну девушку двое спасателей вынесли вынесли прямо через центральный вход.
Откуда берут воду для тушения? Идем вдоль пожарного рукава до его начала. Он привел нас к канализационному люку, куда работники установили гидрант. Ближайший водоём - в 1,5 км на улице Казарменной. Воды пришлось использовать много: от 20 литров в секунду на одном приборе.
– Использовали все ближайшее водоснабжение, прокладывали магистральные линии. Стволы подавали повышенного расхода в связи с тем, что типичность пожаров на подобных объектах примечательна интенсивностью горения, теплового воздействия и большим количеством дыма. Объект оборудован специальными домовыми люками, а также подпором воздуха, горение в основном будет распространяться в сценической части. И это похоже на горение печи, а скорость распространения - минимальная, – пояснил начальник пожарной части Дмитрий Сироткин. По его словам, пену в этот раз использовать не пришлось: ею исключают доступ кислорода либо при горении легко воспламеняющейся жидкости (бензин или дизель), либо в подвалах.
А вы знали, что пожарные носят на себе около 30 кг обмундирования? Куртка, брюки из термостойкой и водоотталкивающей ткани (более 5 кг), каска с фонарем (2 кг) и сапоги (около 3,5 кг). Они защищают от проникновения воды, механических проколов, ожогов из-за контакта с открытым огнем, сильно разогретыми поверхностями. Важный элемент экипировки – пояс для страховки при работе на высоте. На нем - кобура с топором, который помогает вскрыть деревянные конструкции и продвигаться по скатам кровель. Все вместе весит примерно 3,5 кг. Руки оберегают пожарные краги (0,5 кг). А лучший друг огнеборца – дыхательный аппарат (16 кг).
Условный пожар удалось локализовать за час. Начальник службы пожаротушения Владимирской области Роман Коркин так прокомментировал итоги: «Целью учений было изучить объект, отработать практические действия администрации объекта, пожарных подразделений и службы жизнеобеспечения. Все справились хорошо. Скоростью мы довольны».