- Туризм в России пока находится на начальном этапе развития. Раньше даже образование в сфере туризма в стране невозможно было получить, это стало новшеством всего несколько лет назад, когда такие специальности стали очень востребованы. Не только во Владимирской области, но и вообще в регионах РФ есть интересные инвестиционные программы, которые призваны увеличить количество посещаемых объектов курортных зон, строительство новой туристской инфраструктуры. Разработан большой проект для Северного Кавказа: к 2030 году там планируется увеличение на 40 тысяч рабочих мест в туристической отрасли. Что касается Владимирской области, регион не отстает от современных тенденций. Но на данный момент у нас нет полного экономически обоснованного понимания, как будет происходить туризм, какой будет ежегодный рост, сколько кадров понадобится. То есть стратегического плана не существует. Наши компании работают достаточно хаотично, по старинке: есть турпоток, который туроператорскими мощностями смогут «подтянуть» из других регионов и стран, участие в программе «Золотого кольца». Что касается самой стратегии, например, к 2030 году достигнуть определенного показателя, – такие разговоры вели и не раз, но конкретных предложений пока нет. Думаю, во Владимирской области к такому пониманию мы скоро придем.
- Есть возможность сейчас вдохнуть вторую жизнь во владимирский санаторно-курортный бизнес?
- В пандемию были тяжелые времена, но когда происходили передышки от ковида, без жестких локдаунов, туристический бизнес заполнял владимирские отели «от и до». Наши крупные отельеры больше пострадали от отсутствия массовых мероприятий: не было делового туризма, больших конференций и торжеств. В качестве индивидуальных туристов Суздаль, Владимир, Муром «напитывались» очень даже неплохо. Меньше всего пострадал малый бизнес – гостевые дома и маленькие гостиницы, с наполняемостью у них практически ничего не поменялось. Большим компаниям было сложнее: их чаще проверяли, у них было больше ограничений. Другой вопрос, что существовала единая платформа для бронирований, которая отлично работала, – Booking. Там можно было проанализировать ценовую политику в одном месте. Сейчас отельеры испытывают временные трудности, пока не определятся с отечественными аналогами. Такие ресурсы уже развиваются – «Суточно.ру» и «Островок». В этом году в туристской отрасли сложность даже не с тем, что к нам не приехали европейцы. Мы сами путешествуем между своими городами. Гости из восточных государств приезжают и будут дальше приезжать. Но сервисы, помогающие отельерам заполнять фонды, – это главная потеря года, на мой взгляд. Это не значит, что турист тоже потерян, просто он либо напрямую бронирует номер в тех местах, где ранее понравилось, либо ищет сторонние сервисы.
- Что нужно делать для развития туризма в нашем регионе?
- По моему мнению, во Владимирской области необходим ряд административных реформ. Нам нужен региональный оператор, чтобы урегулировать межрегиональную функцию. Надо понимать общую привлекательность региона на фоне соседних, использовать свои преимущества. Этим должен кто-то заниматься. Бизнес вроде бы может, но для бизнесмена туризм - это рисковый продукт. Если что-то случается, туристический рынок «отрывается» первым, а открывается последним. Поэтому предприниматели ведут себя очень аккуратно, для них важна стабильная ситуация. Тогда они будут делать более смелые шаги. Сейчас государство ведет программы по развитию туризма. Мы задумались о том, что ВВП можно делать не только на производстве определенных товаров, но и на выпуске услуг, с чем успешно справляются восточные страны.
- Спрос на национальный туризм наверняка сподвигнет увеличение финансирования реставрации памятников архитектуры, природных объектов и дорог. На что в первую очередь нужно обратить внимание?
- На первоначальном этапе – да, на это будут выделяться деньги. Однако, на все эти цели средства всегда направляли. Если говорить о малом, но важном, проблема, что у нас негде в областном центре припарковать машину. Это тоже первоочередная проблема: сделать памятники более доступными для посещения туристами.
- Изменились предпочтения туристов после пандемии? Возможно, сейчас есть запрос не только на историю, но и на современные градостроительные новшества? Набережные, аквапарки и т.п.?
- Запросы туристов изменились уже давно, еще до пандемии. То, чем располагает сейчас Владимирская область, – популярные направления. Исторические экскурсии, церкви и паломнический туризм сами по себе привлекают внимание. Но там уже побывали многие, все уже посмотрели. Это должно развиваться и сохраняться в первозданном виде, но и модернизироваться, особенно для тех туристов, которые приедут из зарубежья впервые. Но есть ряд факторов, которые должны привлекать в нашу область молодежь. Строительство набережной – больше интересно для самих жителей Владимира. У нас были проекты по строительству набережной и пляжей, но это сложно, потому что в этих местах в областном центре проходят железнодорожные пути. Это влечет большие финансовые затраты. Город Владимир не ассоциируется именно с пляжным отдыхом. Идея набережной без пляжа возможна, но она не будет точкой привлечения туристов. Во всей Владимирской области нужно создавать точки притяжения. У нас есть история и известные персонажи. Например, Илья Муромец, что уже можно развивать как бренд. Но саму идеологию бренда нужно приблизить к современных реалиям. У нас проходит мало качественных мероприятий в области культуры. Или они не на постоянной основе. Можно было бы сделать на базе нашего региона какое-то периодичное шоу. Оно должно быть масштабное, качественное, патриотическое. Подобное есть в турецкой Анталье и Париже. Аквапарк – хорошая идея, над реализацией такого проекта думают с 2010 года. Однако, создание аквапарка – огромная инвестиционная история, на реализацию которой точно понадобится 2-3 млрд рублей. Сейчас мы входим в новые реалии, бизнес в стадии ожидания. Предприниматель всегда занимается тремя видами планирования – краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное. Если регион будет давать определенные гарантии для создания и функционирования бизнеса, инвесторы найдутся даже для строительства аквапарка. Они, в первую очередь, спросят планы развития туризма, количество гостей, какой потенциал на рост - и так далее. Области не хватает создания точек притяжения. К примеру, стоит развивать кемпинговые площадки или пеший туризм. Здесь и денег много тратить не нужно. Еще для развития туризма предпринимателям нужны свободные экономические зоны. Это секторы, где будет либо сниженное налогообложение, либо вообще нулевое. Кроме того, у нас есть запрос на гастрономический туризм. И, конечно, мы должны активно заниматься пропагандой нашего региона на всех уровнях, на всех ресурсах и на всех площадках. Владимирская область — наш дом, она прекрасна, и стоит наших усилий, чтобы сделать ее процветающей во всех смыслах.