В Суздаль на мероприятие приехали зампред Совета Федерации Николай Журавлёв, первый заместитель Министра финансов РФ Леонид Горнин, первый заместитель Министра здравоохранения РФ Владимир Зеленский, заместитель Министра труда и социальной защиты Алексей Вовченко, заместитель руководителя Росавтодора Игорь Костюченко, представители администраций и законодательных органов Ивановской, Калужской, Костромской, Московской, Нижегородской, Рязанской, Тверской, Ярославской и, разумеется, Владимирской областей.
Хорошее дело «зоной» назовут. Причем, имеется ввиду не «рыба», а «удочки», то есть возможности для регионов быть более самостоятельными: с частичным перераспределением налоговой базы, с соответствующими законодательными инициативами. Высказать свои предложения наши депутаты Законодательного Собрания (и не только) тоже могли — и высказали. И все эти мнения, судя по реакции представителей федеральных властей, явно могут учесть при доработке концепции федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. Авдеев назвал формат встречи «диалогом практиков».
Кстати, о практиках. Высокие гости очень комплиментарно говорили о первом вице-губернаторе, директоре департамента финансов, бюджетной и налоговой политики Вячеславе Кузине. Во многом его заслуга, что наш регион годами входит в ТОП самых финансово аккуратных, а качество управления бюджетом - «высочайшее» (по оценке Леонида Горнина). Как прозвучало, «у кого-то вот такая ответственная политика, а у кого-то - госдолг 200%».
Кстати, после выступления главного финансиста региона о причинах сложностей с финансированием приобретения лекарств для льготников и необходимости для регионов понимать объем дотаций не в конце года, а летом - на старте формирования новых бюджетов, Артамонов предложил ему войти в состав экспертного совета при Комитете по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации.
По словам Александра Авдеева, расходная часть бюджета Владимирской области в этом году выросла на 20%, что объективно объясняется, в том числе, программами поддержки людей и бизнеса в условиях санкций. Кстати, как сказал врио губернатора, владимирские компании благодаря этой поддержке проходят ситуацию «достойно» - с ростом. Но спикер Законодательного Собрания Владимир Киселев попросил сенаторов «ускорить выделение дополнительных средств на поддержку отраслей экономики», и там речь идет о триллионах.
Николай Журавлев сказал, что бороться с санкционным давлением экономике помогают наработки по поддержке бизнеса с ковидных времен.
Но, что примечательно, нет расчета только на бюджет. Все, судя по выступлениям регионалов на Комитете, настроены на привлечение инвестиций. Именно для этого у нас, например, создана особая экономическая зона «Доброград-1». Есть планы запустить аналогичную зону на западе региона, где в части городов и поселков есть проблемы с экономической активностью после закрытия еще в прежние кризисы старых градообразующих предприятий. А просто благоприятным инвестиционным климатом сейчас никого не удивишь — в этом смысле все субъекты уже относительно равны. А вот ОЭЗ — совсем другое дело.
Что касается кадров, то у нас на 6 тысяч официальных безработных сейчас 18 тысяч вакансий.
Курортный сбор и акцизы. Но - про самодостаточность регионов. Леонид Горнин назвал финансовую устойчивость регионов хорошей — с демонстрацией «исторических максимумов» по темпам роста собственных доходов на 25-30%. Плюс идет увеличение целевой поддержки из Федерации. Но наличие финансовой подушки безопасности спикер назвал необходимым, чтобы при любых обстоятельствах (даже, например, негативном воздействии санкций) выполнялись все социальные обязательства.
Конечно, в высших эшелонах власти тему финансовой устойчивости регионов в связи с ситуацией обсуждают на самых разных площадках. Идея — не «чесать» всех под одну гребенку, а найти у каждого сильные стороны — и упор делать на них. То есть вкладываться именно в те отрасли, которые могут сыграть в конкретной территории. Наш регион Горнин хвалил за достижения в привлечении инвестиций и растущую самодостаточность, но сказал, что экономический потенциал пока «до конца не раскрыт», спрогнозировав на обозримое будущее корректировку результатов по бюджетной обеспеченности на 5-8 пунктов. Пока мы на 35 месте.
Новации — поддержка производителей, инфраструктурные кредиты. Артамонов особо заявил, что бюджетная политика должна носить стимулирующий характер.
Впрочем, не только она. Например, у владимирских властей большие планы на развитие туризма. Глава региона сказал так: «Подтягиваем туристическую инфраструктуру, отрасль может стать важной частью формирования бюджета». И один из участников встречи тут же сказал, что имеет смысл распространить курортный (то есть туристический) сбор и на такие регионы, как Владимирская область. Ведь в масштабе туриста те же 50 рублей — незначительная сумма, но если речь о сотнях тысяч туристов, то это уже миллионы рублей, которые города могут потратить на благоустройство. И тогда тем же туристам будет приятнее в них находиться. По словам спикера, в Кисловодске власти все построенное и отремонтированное на деньги с курортного сбора отмечают специальными табличками — и «люди видят, на что пошли их деньги».
Еще из рацпредложений — ввести фиксированный срок регистрации в кадастре объектов капитального строительства, чтобы особняки не стояли годами незарегистрированными без налогообложения.
Пересмотреть норматив по субвенциям на покупку лекарств для льготников, ведь реальные затраты регионов - в два с лишним раза выше.
Председатель бюджетного комитета Законодательного Собрания Владимирской области Михаил Максюков напомнил, что факт бюджетной обеспеченности москвича в 3,7 раза выше, чем жителя соседних со столицей регионов. Это очень влияет на жизнь особенно примосковских территорий, теряющих экономически активные кадры. Люди выбирают, где им и их семьям жить комфортнее. А бюджетная обеспеченность — это не только социальные выплаты, но и качество всей инфраструктуры. Как этот дисбаланс подкорректировать? Михаил Юрьевич предложил половину акцизов на табак передать регионам. Как пояснил народный избранник, объем этих акцизов по стране составляет 600-800 млрд рублей в год. Если Федерация пойдет на это, то субъекты получат порядка 300-400 млрд. Правда, пока Совет Федерации рассматривает вариант с передачей 15%, это в среднем 100 млрд. Из 100 миллиардов, если решение будет принято, доля Владимирской области тогда (по очень приблизительным подсчетам ) составит миллиард. С этим уже можно работать.
А еще Михаил Максюков предложил разрешить переход на упрощенную систему налогообложения бизнесу с оборотом до 350 млн рублей в год (сейчас - до 200 млн). Ярославские депутаты, кстати, предлагают до 500 млн. По мнению экспертов, это бы очень поддержало малый и средний бизнес в регионах.
Анатолий Артамонов, председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам: Владимирская область — великолепный регион. Возможности — позавидовать! Время раскрывать потенциал.
Александр Авдеев, врио губернатора Владимирской области: Наша встреча — диалог практиков, который поможет успешно перестроить, скорректировать совместную работу и сделать так, чтобы, несмотря на санкции, вместо проблем мы получили новые возможности.