2 июля в 14:17
  1. Общество

Дроны и тракторы-беспилотники: чем удивил День поля-2022 во Владимирской области

На самом «жарком» для аграриев событии года – Дне поля в Собинском районе Владимирской области сельхозпроизводители показали передовые технологии в «боевых» условиях, а землевладельцы традиционно обменялись опытом.

Найти место дислокации всех мероприятий оказалось не сложно: путь нам указали таблички со стрелками, а по приезде ориентиром послужили декорированные стогами сена «ворота». За ними – панорама из научпоп-книги. Представьте девушку в национальном костюме и кокошнике, за спиной которой пролетает громадный дрон-опрыскиватель. В центре поля - шатры с посадочными материалами, средствами защиты растений, разными вкусностями и даже с эксклюзивными проектами по растениеводству. По периметру - различные представители технической «фауны» – комбайны, тракторы, культиваторы, плуги и сеялки. Все с размахом!

Пока посетители знакомились с новшествами сельского хозяйства, на сцене выступали творческие коллективы. Кстати, многие из них привезли на выставку декоративно-прикладного искусства свои работы, например, поделки из джутовой нити или лозы, куклы-обереги, вышитые рушники. Праздник уже оброс своими «ритуалами». Традиционно проводятся соревнования механизаторов за звание лучшего пахаря. На этот раз жители районов болели за 16 конкурсантов. Наверняка обычаем Дня поля станет и турнир по силовому экстриму «Самый сильный на селе», открывший серию соревнований в 35 регионах. Сельские силачи проходили испытания из серии: «Перенос коромысла», «Подъём бревна», «Становая тяга» и «Метание кег». Победили лакинские фермеры, именно они поедут на финальные состязания в столицу.

Конкуренты механизаторов.

Фермеры-любители приезжают на форум за знаниями и зрелищами, предприниматели превращают праздник в площадку для переговоров. А для землевладельцев День поля – это, в первую очередь, про мощную технику. Например - агродрон. «Прокатить не можем, но покажем «зверя» в работе», – шутит представитель поставщика Андрей Калинин. 

Во Владимирской области такие дроны – пока диковинка, хотя в России беспилотники перестали быть уделом путешественников и гиков уже лет семь назад. В Китае (откуда и пришла технология) оборудование доказывает свою эффективность на полях уже в течение 14 лет.

Дрон опрыскивает сельскохозяйственные угодья препаратами в определенных условиях. Используется технология ультрамалообъемного опрыскивания (УМО). То есть раствор высокой концентрации, а нормы расхода – на один гектар от 4 до 10 литров, при этом ширина захвата – 7 метров за пролет. Стоимость такой машины – 2,5 млн за полный комплект вместе с обучением, аккумуляторами, генераторами и другим вспомогательным оборудованием. Но в дальнейшем, уверяют специалисты, агродрон экономит средства хозяйства, уменьшая норму использования СЗР на 10-30%. 

Этот дрон промышленный, 20-литровый, хотя есть и десяти, и пятилитровые, скоро появятся 50-литровые. Аппарат используется по ночам, когда высокая влажность воздуха, чтобы капли раствора не высыхали. За одну смену опрыскивает от 50 до 100 гектаров. Обычно в звене работают сразу два-три беспилотника, соответственно выработка - 200-300 гектаров. За ночь успеваем несколько полей обработать. Заряда батареи хватает на один полет, который длится около 15 минут. Мобилизация – 2 часа. Вот вы агроном, позвонили: «Нужно сегодня ночью обработать поле». Сделаем, – отметил Андрей и начал запуск дрона.

Скорость передвижения агрегата – 4 м/с на высоте 12 метров, а поле он опрыскивал на высоте трех метров со скоростью 7 м/с, на один гектар использовали 42 литра раствора. Контролировать траекторию можно через приложение на смартфоне. Дрон всегда сопровождает RTK-станция, которая позволяет производить обработку полей с максимальной точностью до одного сантиметра. Для сравнения: точность позиционирования по спутникам навигатора в автомобиле – около 10 метров.

Кстати, технология значительно экономит топливо, средства защиты растений, удобрения, максимально сохраняет урожай и минимизирует воздействие человеческого фактора на всех этапах работ. Методику применяют в связке и с более традиционной техникой, например, тракторами. Один из них тоже презентовали на выставке. 

Это станция РТК, которая позволяет в автоматическом режиме управлять трактором с точностью работы до 2,5 сантиметров. Механизатор должен находиться в кабине, надо учитывать человеческий фактор. На сиденье установлен датчик. Булыжником не отделаешься, надо каждые 15 минут подтверждать, что в кабине кто-то присутствует. Трактор управляется через подруливающий модуль (идентичный рулевому колесу). На нем механизатор может в моменте перехватить управление. За мной стоят универсальные пропашные тракторы от 60 до 260 л\с, произведенные в Китае. Тракторы мощностью от 60 до 120 л/с используют для работы на ферме, более мощные до 260 л/с – на поле. Это первая поставка из Китая, буквально вчера распаковали, – объяснил Алексей Григорьев, исполнительный директор компании. Российское законодательство запрещает вести управление сельхозтехникой «без человека внутри». Полностью беспилотное оборудование используется лишь в нескольких компаниях в мире с закрытым пространством. К примеру, аэропорты Финляндии, где с помощью таких тракторов чистят взлетные полосы.

Без пилотов намереваются скоро оставить и комбайны. На Дне поля был представлен новейший кормоуборочный комбайн F-серии, оснащенный системами, частично заменяющими человека. Как рассказал топ-менеджер Михаил Гарелин, производительность машины возрастает за счет концентрации водителя только на рулении, все остальное берет на себя искусственный интеллект:

«Автоматика следит, как установлен силосопровод, определяет влажность и меняет резкость комбайна. Во Владимирской области уже работают с такой техникой. Завоевала популярность и зерноуборочная машина (ее выпускают уже четыре года). Очередь на эти машины, потому что они работают в любых погодных условиях, у них очень чистая система обмолота. Еще один плюс – минимальные потери зерна. В прошлом году были разработаны полностью беспилотные машины, которые показывали в Воронеже. В целом, все технические иностранные новинки, которых раньше не было у нас, теперь появились в этих машинах».

Догоним и перегоним? 

Импортозамещение сейчас - чуть ли не главная тема. Спрашиваем, как обстоят дела с адаптацией сельхозтехники. Если комбайны под санкции не попали, то ввоз тракторов «под запретом». По данным Гарелина, доля использования российских комбайнов во Владимирской области составляла больше 80%, а вот импортные тракторы были почти во всех хозяйствах. 

Никто не скрывает, что у представленных машин есть импортные составляющие. Особенно в начале весны столкнулись с трудностями, производство сократилось. Но решение нашли, не стоим на месте, к концу лета конвейер будет загружен на сто процентов, как уверяет руководство. Наши справятся всегда! – убежден аграрий. – В Ростове-на-Дону в этом году началось строительство тракторного завода. Планировалось выпускать большую линейку машин. 

По заверениям собеседников, комплектация тракторов в РФ сейчас довольно богатая. Причем, некоторые опции ранее не предлагали даже ведущие европейские производители - пневматические тормоза, навигационное оборудование, камера кругового обзора на 360 градусов. 

Мы адаптировались к рынку, смотрим в сторону востока. Тракторы китайского производства в диапазоне от 20 до 260 л/с во временных рамках от полутора до 2 лет могли бы полностью заменить европейские и американские аналоги. Сейчас не хватает таких опций, как навеска, передний вом и подрессоренный мост, которые ставились на европейских тракторах. Время на их изготовление и разработку – полгода. Сейчас разрабатывается конструкторская документация. Мы сможем прийти к богатым комплектациям, копирующим европейские и американские технологии. Китайские производители в нормальном виде пока не производят тракторы 300+ л/с, а также гусеничные, – подчеркнул Григорьев.

Особый гость Дня поля - врио губернатора Александр Авдеев предложил стимулировать рост качества продукции, повышая требования к отечественным производителям сельхозтехники: 

«Техника выросла в цене. За нашей спиной стоят тракторы, производителю пришлось заменять силовые узлы с импортных на отечественные. Безусловно, повлияла стоимость металла и так далее. Техника стала более энерговооруженной, есть широкозахватные плуги, бороны, дискаторы. Вместо двух-трех небольших МТЗ достаточно одного трактора мощностью 300 л/с, который убирает в три-четыре раза больше».

К слову, выставочный экземпляр Авдеев решил лично протестировать в работе. Вот его впечатления: «В такой современной машине отечественного производства, действительно, можно работать в белой рубашке. Сегодня зачастую вместо трёх тракторов предыдущих поколений достаточно одного «Кировца». Хорошая шумоизоляция, кондиционирование – вполне комфортные условия для интенсивной работы на земле».

Кстати, Александр Авдеев приехал на мероприятие с приятным известием: в регионе появятся теплицы для цветоводства. Проект поддержит Минсельхоз. Что касается площадки для реализации, то рассматривается Камешковский район. Кроме того, фермерам предложат различные меры поддержки: льготное долгосрочное кредитование предприятий АПК, выделено дополнительно 100 млн рублей на поддержку фермерских хозяйств и сельхозкооперативов. Также определены льготы производителям хлеба и молочных продуктов. Многодетным семьям, которые трудятся на земле, дадут субсидии на половину стоимости сельхозтехники, начинающие и семейные фермеры получат гранты на обучение.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 16:16 Отца русской авиации Николая Жуковского окрыляло родное имение Орехово
Старинная дворянская усадьба в деревне Орехово в Собинском районе Владимирской области продолжает дарить удивительные открытия всем, кто сюда приезжает. Это Дом-музей отца русской авиации, основоположника аэродинамики Ни…
сегодня в 14:40 Во Владимирской области разработали особенный маршрут с конями
Если задуматься, то существует не так много оригинальных туристических маршрутов. Классические достопримечательности и хороший шопинг, курортный комфорт и экскурсии по местам «киношной славы» - все это здорово, но есть ч…