Родился преподобный в селе Карачарове, ставшем микрорайоном в 1960 году. Но многие туристы приезжают на родину богатыря, чтобы выяснить подробности еще одной эпохи жизни знаменитого села – дворянской.
«При правлении Петра Великого за московское осадное сиденье один из бояр Сулешовых получил карачаровские земли. Кроме Уваровых, владельцами усадьбы были Черкасские, Шереметьевы, затем – Разумовские. По одной из версий Екатерина Алексеевна Разумовская выкупила у своих братьев карачаровское имение и передала в дар мужу – Сергею Семеновичу Уварову. К слову, для Сергея Семеновича это был выгодный брак, до этого периода он даже не имел дворянского титула, но был очень образованным, блестяще владел иностранными языками. Разумовские тогда пребывали в фаворе, а супруга Екатерина Алексеевна принесла Уварову большое состояние. Благодаря этой женитьбе он получил пост министра просвещения, который раннее занимал тесть – Алексей Кириллович. Сергей Семенович передал имение сыну – Алексею», – в хронологии событий поместья нам помогла разобраться главный научный сотрудник Муромского музея Елена Субботина.
В экспозиции здесь представлена одна из ценнейших уваровских коллекций, вывезенная из имения. Гостей встречает фамильный портрет Прасковьи Сергеевны – последней владелицы усадьбы. Графиня была меценатом, матерью семерых детей, придворной статс-дамой. Искушенных книголюбов подкупит вот это предположение: по легенде именно с Прасковьи Лев Толстой писал образ Кити Щербацкой в романе «Анна Каренина».
В российской истории супруги Уваровы закрепились как знаменитые археологи. Прасковья Сергеевна (урожденная княжна Щербатова) разделила эту страсть мужа Алексея вскоре после свадьбы (а замуж она вышла в 18 лет). В детстве Прасковья получила отличное домашнее образование: живописи и музыке ее обучали именитые мастера истории, культуры и искусства – художники, филологи и лингвисты. Французской литературой дворянка занималась с известной в Москве преподавательницей – m-me Реllan. Графиня делилась воспоминаниями, что педагог считала обязанностью развить в ученице «серьезный взгляд на жизнь, на обязанности девушки – будущей жены и матери, на ее обязанности пред воспитавшей ее семьей, пред обществом и родиной». Через время молодая Прасковья стала секретарем супруга, а вскоре семья начала ездить вместе на раскопки.
Граф Уваров проводил археологические исследования за свой счет. Историки называют его отцом русской археологии. Кстати, первые изыскания аристократ провел близ своего имения в Карачарове. Раскопки не были плановыми. В 1877 году крестьяне обнаружили после зимы в размыве оврага кости больших размеров. Оказалось - стоянка эпохи верхнего палеолита. Целую череду курганов Владимирской губернии открыл именно Алексей Сергеевич. Однако самым известным достижением Уваровых был, есть и остается Государственный исторический музей на Красной площади в Москве. В его открытии значительно помогла и Прасковья Сергеевна. Она также участвовала в основании одного из крупнейших музеев страны – Музея изящных искусств на Волхонке («Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете»).
Алексей Уваров прожил 59 лет, в 1884 году его не стало. Прасковью Сергеевну спустя три месяца избрали председателем Императорского Московского археологического Общества. Она продолжила дело покойного супруга, созывая археологические съезды в разных городах с целью объединения ученых сил. Именитая дама – автор 174 трудов по археологии. Более того - она одна из первых женщин вошла в состав Российской академии наук.
Впоследствии памятником архитектуры стало поместье, в котором жила графиня. После смерти мужа Уварова переехала в Карачарово с двумя незамужними дочерьми. Во времена революции они уехали за границу, осели в Югославии. Умерла аристократка в 1924 году. А на базе карачаровского имения образовалась коммуна «Альтруист».
– Сначала крестьяне желали открыть в усадьбе народный дом, модно было. Коммуна препятствовала работе комиссии в том, чтобы перевезти из имения коллекции, собранные Уваровыми. Предметы были отправлены в музей Мурома. Передавали не все, ведь часть мебели, посуды, убранства осталась там – в поместье. Например, от большого столового сервиза на несколько десятков персон в экспозицию каждого предмета передали по одной штуке, – отметила Елена Александровна. По ее словам, в 1910-м в Муроме открыли отделение московского археологического общества, а в 1918 году – Муромский историко-художественный музей.
Уваровы, любя, называли свое имение – «Красная гора». Красная – красивая, гора – высокий берег реки Оки, на котором расположено поместье. Основное здание построено на рубеже XVIII-XIX веков, еще при Разумовских. Двухэтажный дворец украшен портиками с балконами и увенчан мансардой, а от большого балкона спускались каскадом две лестницы. Приусадебная территория была немалой, с юга и севера ее окружали глубокие овраги с обрывистыми склонами. До сих пор сохранились липовая аллея, высаженная по принципу шпалерной посадки, и несколько сосен. В партере располагалась фигурная клумба, а перед входом – фонтан. Не удивительно, что в свое время в здании основали Дом отдыха «Карачарово», где проводили отпуск рабочие и крестьяне Горьковского края. В советские годы молодежь любила гулять по аллее, называя ее «аллеей любви».
Еще одно увлечение графов – растения, особенно - диковинные. В галереях были устроены оранжереи с красивейшими субтропическими «находками» и цветами, а в нижней части склона – огороды. В музее нам показали парковую вазу, которая украшала территорию. В летнее время сюда насыпали грунт и высаживали, например, агавы. Зимой же влаголюбивый суккулент находился в оранжерее. Уваровы взращивали любовь к огородному делу у своих крестьян, даже отправляли их на «курсы» во Францию. По словам нашей собеседницы, обучение подопечных крестьян за границей было достаточно типичным для того времени.
Судя по всему, хорошее отношение к крестьянам передалось Прасковье от матери: «Нам не позволяли особой дружбы и даже игры с крестьянскими детьми или прислугой, но когда требовалось особое присутствие последних, как, например, при весенней уборке сада, огорода и усадьбы, уборке сена и бурелома, расчистке снега после сильной метели, то старшие из нас должны были принимать участие в работах не как распорядители (что, к несчастью детей, допускается даже и теперь во многих знакомых семьях), а как одноправные со всеми работающими. […] Важная помощь оказывалась крестьянам нашей матерью во время заболеваний и несчастных случаев. Близко не было ни доктора, ни другой какой помощи, как то существует ныне по деревням; тогда все бежали за помощью на усадьбу; раны и порезы промывались и перевязывались нашей матерью, а если больной не был в состоянии двигаться, то мы носили необходимое лекарство на деревню, объясняли, как его принимать. […] Немалую услугу оказала мать женской половине населения образованием большой мастерской для обучения девушек вышиванью, которое впоследствии дало им хороший заработок, не отрывая от дома и домашних работ». Так Прасковья Уварова писала в своих воспоминаниях «Былое. Давно прошедшие счастливые дни», изданных с одобрения правнука – князя С.С. Оболенского.
Книгу часто цитируют в музее, который провел уже одиннадцать научных конференций международного уровня Уваровские чтения, продолжая традиции организации археологических съездов, заложенные графом и графиней. На две конференции приезжали потомки Уваровой, живущие в Лондоне. Их сопровождали специалисты, чья миссия – следить за сохранением усадьбы Поречье (Московская область). Потомки стали почетными гостями Мурома, однако и им не удалось посетить карачаровское поместье.
Почему бывшее имение недоступно для туристов? В 1939 году там дислоцировался 497 гаубичный артиллерийский полк. С началом Великой отечественной войны воины ушли на фронт, а в бывшем дворце развернули госпиталь. Памятник архитектуры федерального значения находится во владении Министерства обороны РФ. По сей день в усадьбе расположена воинская часть, поэтому попасть туда нет возможности.
Узнать подробности про убранство дворца можно лишь по старинным фотографиям и предметам быта, которые хранятся в музее. В основе экспозиции – мебель XVIII-XIX веков в стиле немецкого барокко, рококо, русского жакоба, шинуазри; посуда из стекла и хрусталя, ампирная люстра, большие зеркала, вазы, коллекционные канделябры… У графини наверняка захотели бы взять пару уроков стиля современные дизайнеры интерьера! Елена Субботина обратила внимание на необычный мебельный гарнитур, декорированный карельской березой: «В отличие от древесины сосны или ольхи с прямыми волокнами, поверхность карельской березы нельзя отшлифовать до состояния «слоновой кости». Особенность материала в потрясающем рисунке на срезе из-за его повышенной плотности. Судя по маленьким изящным креслам, такая мебель могла находиться в женской половине или детской».
В одном из залов взор привлекает столовый гарнитур гостеприимных Уваровых. Мебель выполнена из мореного дуба, ее изысканность подчеркивает резьба утонченной авторской работы. В галерее также размещены картины, когда-то украшавшие стены усадьбы. В основном, это работы мастеров итальянской, испанской, французской, голландской, немецкой школ. Два небольших зала посвятили русскому искусству. Здесь можно увидеть карандашный эскиз Карла Брюллова к его картине «Последний день Помпеи», близкий к окончательному живописному варианту картины. Творчество Ивана Шишкина представлено двумя графическими работами «Лес» и «Стадо в лесу». В музейном собрании хранятся также работы Алексея Саврасова, который учил живописи Прасковью Сергеевну, – акварель «Швейцарское озеро» и небольшой живописный этюд «Лунная ночь».
В стране сохранились и другие имения Уваровых. Одно из них - на Смоленщине, где жил родной брат Сергея Семеновича – Федор, любивший заниматься садоводством. Братья захоронены в родовой усыпальнице села Холм Гжатского уезда Смоленской губернии. В Подмосковье дворяне владели ставшей знаменитой Порецкой усадьбой. Там же знаток античной культуры Сергей Семенович создал музей и библиотеку на 100 тысяч томов. Сейчас для посещения доступна только приусадебная церковь, а в поместье располагается подведомственный санаторий. Муромские музейщики мечтают о создании в Карачарове творческой дачи для археологов.