24 июля 2022 в 15:05

Владимирских журналистов пригласили на экскурсию в музей пожарной части №3 в Добром

Ведомственные музеи часто бывают скучными и интересными лишь небольшому кругу специалистов. Но есть приятные исключения — вроде музея владимирской пожарной части №3 в Добром. Мы в нем побывали накануне 95-летнего юбилея российской службы Госпожнадзора и решили, что это один из лучших музеев областного центра.

У входа – сруб и огромный чан для воды на случай пожара. Образно? Не то слово. А внутри - история пожарной охраны и владимирской земли, причем, подача экспонатов привлекательна даже для самой требовательной публики – детей. До пандемии и запрета на групповые экскурсии музей ежегодно посещали около 7,5 тысяч человек, из них 90% – дети.

- Еще в XV веке начали вводить требования: в каких местах в жилом секторе необходимо устанавливать бочки с водой, хранить наготове ведра и песок для тушения пожаров, - говорит заместитель начальника ГУ МЧС по Владимирской области Юрий Арбузов. – В начале XVI века учреждена пожарно-сторожевая охрана, а с середины этого же века обязанности пожарной и спасательной службы возложили на стрелецкое войско.

Экскурсию по музею для нас провела его создатель и заведующая - начальник центра противопожарной пропаганды и общественных связей Татьяна Бобкова.

История пожарного дела для нее – семейная. Ее дед служил начальником пожарной команды химзавода, а прадед был брандмейстером боголюбовской пожарной дружины.

Дома в Древней Руси были деревянными и горели часто в результате поджогов во время вражеских набегов и по бытовым причинам (для освещения, отопления и готовки использовали открытый огонь). Тушили всем миром, передавая ведра с водой по цепочке из рук в руки. Если потушить не удавалось, люди просто убегали из горящих домов. Иногда целые деревни сгорали полностью. Как уже сказано, первыми пожарными на службе государства стали стрельцы. Во Владимире они получили за службу наделы вдоль Лыбеди.

У суздальских стрельцов первая спасоперация была не на пожаре, а во время эпидемии чумы – они привозили заболевшим воду, метили ворота чумных дворов дегтем, сжигали зараженную одежду, - говорит Бобкова.

Для стрельцов все это было дополнительной нагрузкой в мирное время, а основы профессиональной пожарной охраны заложил царский «Наказ о градском благочинии», в котором были прописаны меры профилактики пожаров: сторожевые обходы, распределение огнегасительного инструментария по дворам. Но до начала XIX века тушением пожаров занимались сами обыватели. И не всегда справлялись.

Один из самых разрушительных пожаров во Владимире начался в ночь на 1 октября 1719 года с дома вдовы Тимофеевой. Причиной стал открытый огонь – уголек ли из печи, печь ли, лучина ли… В домах того времени пожароопасных вещей хватало, - говорит наш экскурсовод. - Установить точно сейчас невозможно. Но в результате сгорели все деревянные церкви, 392 торговые лавки в гостином дворе, 79 посадских домов, земская изба. Уцелели лишь каменные храмы и кабак.

Первые пожарные команды в губернских городах стали создавать с весны 1808 года. В конце XIX века началось формирование добровольных пожарных дружин в селах. «В городской пожарной команде было два пожарных служителя. Как правило, брали инвалидов, не пригодных к строевой. Поэтому население по-прежнему помогало тушить пожары. Существовала повинность – на воротах каждого двора можно было увидеть вот такие жестяные таблички, - демонстрирует экспонат Татьяна Николаевна. – Что на табличке (ведро, лестница, ручной насос, лошадь), с тем человек и должен прибыть по тревоге. Так из обывателей собирали дополнительный обоз пожарной команды. Со звоном колокола обоз вылетал со Спасской улицы. Впереди ехал верховой, дул в трубу, чтобы люди и повозки уступали дорогу. За ним - бочечные подводы и подводы с инструментом. Первая бочка всегда наполнялась наполовину, чтобы быстрее доехать.

В команде были водоснабжальщики, качальщики, топорники, раскидывающие горящее строение. Охранители стерегли вынесенное из пожара имущество. Лазальщики спасали из огня потерпевших. Кстати, начищенные каски были не для красоты: они отражали сполохи огня и были видны в дыму. Так огнеборцы видели своих в пожаре, ведь ни фонарей, ни переговорных устройств не было. Помогали и усы — они предохраняли органы дыхания, их мочили перед заходом на горящий объект.

Добровольные пожарные дружины – особый разговор. Среди добровольцев были выдающиеся люди. Крестьянин из села Фоминки Гороховецкого уезда Иван Чекунов создал самую крупную дружину на 400 человек и построил пожарное депо, организовал общественное опытное поле, для которого, заложив дом, закупил элитные семена. Он участвовал в международном конгрессе пожарных в Санкт-Петербурге, встречался со Столыпиным, Керенским, Лениным. Писал статьи для газет «Голос народа» и «Трудящаяся беднота».

Во многих странах одно из самых ожидаемых событий городских праздников - парад пожарных и добровольцев плюс реконструкторов в старинной экипировке, блестящих касках и с бочками, которые тянут лошади. Почему так – понять не сложно: борьба с пожарами объединяет людей. А профессиональные пожарные и их добровольные помощники – народные герои.

В зале, посвященном ВОВ, - инсталляция с девочкой. Оказывается, пожарные чаще, чем кто-либо, усыновляли детей, ставших из-за войны сиротами. Ведь пожарная часть на Спасской улице располагалась до революции рядом с детским приютом. Нерадивые мамаши подбрасывали на крыльцо приюта нежеланных детей. Их крестными становились воспитательницы и пожарные.

Несмотря на бронь, многие огнеборцы уходили на фронт добровольцами. Есть среди наших пожарных Герои Советского Союза. Добровольцем ушел на фронт и дед Татьяны Бобковой Сергей Швецов. В одной из витрин его документы. Но самый трогательный экспонат — три монетки. Их солдаты занимали у соседей, чтобы вернуться и отдать долг после войны. Бытовала примета - невозвращенный долг не даст умереть.

А еще я по силе воздействия выделила бы зал «До и после пожара». Это комната, две стороны которой сделаны как бы в зеркальном отражении. Одна половина — из нормальной жизни, а вторая — результат трагедии.

И все же есть у музея недостаток — расположение, далекое от туристического трафика. К тому же с улицы сюда не попасть — пропускная система, о посещении нужно договариваться заранее. Но вопрос с помещением без кооперации с городом и областью нерешаем. Может, пришла пора решить?

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 19:57 Во Владимире стартовали продажи в проекте GloraX Октябрьский
Это масштабный проект комфорт-класса общей площадью 521 тысяча квадратных метров, который реализует известный федеральный девелопер GloraX. На территории бывшего Владимирского тракторного завода, на улице Тракторной, 43,…
сегодня в 18:27 Новый животноводческий комплекс открыли в Юрьев-Польском районе
Открытие нового животноводческого комплекса состоялось 27 ноября в Юрьев-польском районе. Речь идет о предприятии «Красное Заречье». Его двор прирос сразу тремя корпусами, каждый из которых рассчитан на содержание 260 го…