31 июля 2022 в 19:12

Во Владимире после двухлетнего перерыва прошёл татарский праздник Сабантуй

В прошлые выходные во Владимире на территории Загородного парка в 21-й раз прошёл масштабный татарский праздник - Сабантуй. Два года его не отмечали в связи с ковидными ограничениями, но теперь все запреты сняты. А значит, мы отправляемся на Сабантуй!

Сабантуй - праздник весеннего обновления природы. В переводе с тюркских языков сабан - плуг, туй - свадьба или праздник. Этот день знаменует собой окончание полевых работ.

Мы добираемся до «Деревни Дуралеевки» где и будет происходить всё главное действие. На входе нас уже встречают музыкой и танцами. Какие же татары красивые! Все искренне улыбаются, поздравляют друг друга и фотографируются со всеми желающими. Роскошные платья у девушек и изумрудные головные уборы у мужчин сразу привлекают внимание.

Концерт начнётся в 12 часов, но мы специально приехали немного пораньше для того, чтобы осмотреться. Людей собралось достаточно много, некоторые из них активно закупаются едой и сувенирной продукцией в палатках. На площадке звучит музыка, артисты репетируют у сцены, а прохожие оживлённо о чём-то говорят на татарском языке.

Нашим путеводителем в мир татарской культуры стала юная девушка Эвелина Хуснулина. В помощниках - её дядя Дамир. Эвелина по национальности татарка, все её родственники, впрочем, как и она сама, состоят во Владимирской региональной общественной организации «Автономия татар Владимирской области». Девушка занимается танцами в творческой студии «Мирас».

Находясь под приятным впечатлением от нарядов, мы решили, в первую очередь, изучить национальные костюмы. Вместе с Эвелиной отправляемся к продавцам. Перед нами огромный выбор головных уборов. Мужчины носят тюбетейки, а женщины калфаки.

На Сабантуе можно было приобрести женские татарские платья на любой вкус и цвет. «Девушка, бәйрәм белән(с праздником)! Кстати, есть платья и фартуки ваших размеров. Не хотите примерить? Ручная вышивка», - обращается ко мне продавец.

Сувенирная продукция у каждого продавца уникальная. “Здесь есть татарские матрёшки. Видишь на них калфаки, всё, значит, татарские” - с улыбкой говорит Эвелина.

Мастерицы с гордостью показывают свои работы. Кто-то занимается вышивкой по коже и продаёт сумки, кошельки, туфли сабо из натуральных материалов.

Другая рукодельница изготавливает украшения из бисера. Сегодня она решила сделать акцент на современности. Среди её работ модные чокеры, подвески и браслеты. Такие изделия пользуются спросом у молодых девушек. Старшее поколение засматривается на более элегантные украшения. Такие в наличии тоже есть. Продавец рассказывает, что татары не делали украшений из бисера, а лишь вышивали бисером на калфаках и тюбетейках. В основе их украшений всегда был металл. Среди всех представленных украшений особое внимание посетителей привлекали три комплекта. Мастер рассказывает: “В первом комплекте используется необычный камень серпентинит (из-за своеобразного окраса его называют просто камень змеевик). Также применяют жемчужины Сваровски и плюс ко всему идёт сутажная вышивка на коже. Изнаночная сторона изделия - замша, она всё и прикрывает. Во втором украшении в качестве основных материалов использовала натуральную кожу и камень симбирцит (чем-то напоминает янтарь). Ну и третье украшение - это комплект с малахитом”. Всё это делается вручную и в среднем изготовление одного украшения занимает неделю. Выглядит все красиво, впрочем, и стоит недёшево, в среднем от 10 тысяч рублей.

Всё будет чак-чак.

Некоторые лавочники приехали во Владимир из Татарстана. Сегодня у них в продаже: мучные изделия - чак-чак и баурсаки, казы (колбаса из конины). Особенно впечатлил вяленый гусь (каклаган каз). Это блюдо выглядит не очень привлекательно, но люди говорят, что такой гусь очень вкусный.

В другой палатке продают прополис, сбитень, мёд и фигурные свечи. Всё решили объединить в одном месте.

К третьей палатке образовалась длинная очередь. Там готовят национальную выпечку. Ну а кто же откажется от выпечки с пылу с жару? Пахнет очень вкусно. Спрашиваю у Эвелины, как называются эти булочки.

- По-моему баурсаки, - отвечает она.

На палатках вижу надпись “Аш булсын”.

- Эвелина, а что это значит ? - интересуюсь я.

- Приятного аппетита! - отвечает её дядя Дамир.

- А “татар ашлары” переводится как “татарская кухня” - присоединяется к нашему разговору знакомый Дамира.

Молодые люди с аппетитом уплетают свежую выпечку. А как правильно называется это блюдо ? - снова задаю я вопрос.

- Это ? Очпочмак.

- Нет! вак балиш.

- Точно, вак балиш!

Мы с Эвелиной идём дальше. На нас смотрит милая женщина-продавец и улыбается. Ну как к ней не подойти ? Женщину зовут Гузель Смакаева. Она участвует в Сабантуе каждый год, бывает в разных городах, в том числе и в Казани. Во Владимире она второй раз, ранее была в доковидное время. У неё с мужем свой цех в Иванове, они готовят казы по старинным рецептам. Покупатели спрашивают о способах хранения этого продукта. Гузель в шутку отвечает: “Колбаса долго не будет стоять. Это очень вкусно, сразу всё съедите”. Кстати, казы тоже нужно уметь выбирать. Гузель рассказала об особенностях: “Девушки себе берут в основном без жира, а вот если в подарок мужчине, то нужно покупать колбасу с жирком. Жирок он под водочку подходит. Чтобы водка желудок не так сильно раздражала”.

Еду изучили, на костюмы посмотрели и на концерт тоже успеваем. Организатором сегодняшнего Сабантуя стала делегация изАлексеевского муниципального района Республики Татарстан. На праздник приехал лично глава района Сергей Демидов.

По-дружески татары приветствовали и председателя совета Владимирской региональной общественной организации «Автономия татар Владимирской области» Макатдеса Муртазина.

Со сцены звучали речи сразу на двух языках - на русском и татарском. Организаторы постарались и подготовили обширную программу. Каждый номер артистов был не похож на предыдущий. Кто в костюме самовара выйдет, кто на гармошке играет. Зрители тоже не сидели на месте, стали потихоньку приплясывать. Танцоры угощали всех присутствовавших свежей выпечкой. Настоящий праздник гостеприимства. На Сабантуе собрались люди разных национальностей и вероисповеданий, но атмосфера была очень доброжелательная.

Сабантуйские игры.

Концерт продолжался до самого конца праздника. Но кого-то больше заинтересовали активные виды отдыха.

В Загородном парке были организованы спортивные конкурсы. В поднятии гири участвовали лишь взрослые мужчины, а вот в перетягивании каната активное участие принимали все желающие, даже дети. Я тоже решила попробовать, но, как говорится, главное не победа, а участие. Победителям выдавались призы - салфетки ручной работы.

Была ещё одна интересная игра “бой подушками”. Наверняка многие в детстве закидывали младших братьев или сестёр подушками. Здесь примерно то же самое, только уровень посложнее. Участникам пришлось не просто сбивать противника ударами подушкой, но и одновременно удерживать себя на бревне. Эта игра вызвала восторг у маленьких детей и у подростков. Родители тоже присоединялись к забавам.

Самым долгожданным спортивным мероприятием был курэш - вид татарской борьбы. На Сабантуе курэш всегда собирает много зрителей. Правила не самые сложные: при помощи кушака опрокинуть противника лопатками на пол. Кушак - это полотенце, закидываемое на пояс соперника. Одна сторона кушака держится в кулаке, а другая наматывается на ладонь. Победителю достается главный символ Сабантуя - баран. К слову о баране. «Приз» находился недалеко от сцены. Он мне показался маленьким, чуть выше моего колена. Я почему-то была уверена, что привезут огромного барана.

- Девушка, ну вы что? Никогда баранов не видели? Они все такие! - с насмешкой отвечают мне посетители парка.

Желающих принять участие в борьбе было очень много. Ну а пока кто-то дрался, другие, как и я, устав от 30-градусной жары, просто разместились в тени на свободных матах, расположенных вдоль забора.

Поединки длились недолго, каждой паре отводилось не более 4 минут. Смотреть на то, как борцы перекидывают друг друга через голову было не совсем привычно. Я с таким видом спорта столкнулась впервые, и мне всё время казалось, что они повредят себе шею или спину. Хорошо, что всё благополучно закончилось.

Призёры получили в подарок шуруповёрт, телевизор, холодильники, сертификаты в спортивный магазин на сумму 1000, 3000 и 5000 рублей. Победителем среди юношей стал житель Владимира - Валитов Руслан, он получил сертификат номиналом 5000 рублей и живого петуха. Абсолютным Батыром на Сабантуе стал Закиров Ильнар - заслуженный мастер спорта из Татарстана, трёхкратный чемпион мира по борьбе. Ильнар получил в подарок холодильник и барана. После церемонии награждения я подошла к Закирову, с целью узнать, куда же делся баран.

- Да мы его продали, - отвечает чемпион.

- Кому? - спрашиваю я.

- Местным жителям. Ну не везти же нам барана из Владимира в Казань.

Праздник как-то незаметно для меня подошёл к концу. Это было здорово. Сабантуй, надеюсь мы ещё встретимся в следующем году!

Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 19:11 Владимирскому агробизнесу наметили точки роста
28 марта во Владимире прошла областная конференция сельхозпроизводителей и фермеров «Точки роста малого агробизнеса в регионе». Ее спикерами стали первый заместитель Губернатора Александр Ремига, заместитель министра сел…
сегодня в 18:34 Заксобрание Владимирской области приняло решения в поддержку аграриев
Два закона, которые приняло Законодательное Собрание области на заседании 28 марта, касаются сельского хозяйства. Одно из принятых депутатами решений позволит увеличить выплаты молодым специалистам, выбирающим труд в агр…