В этом году у нас было сразу два календарных повода побывать в усадьбе Жуковского: 175 лет со дня рождения Николая Егоровича (а родился он здесь, в деревянном усадебном доме с великолепным парком и трехкаскадными прудами) и 85 лет с момента открытия его мемориального Дома-музея-усадьбы. И сама усадьба, и окружающий ее ландшафт дошли до нас практически в неизменном виде с дореволюционных времен. Крайне редкий случай для дворянских усадеб - даже в масштабах всей России.
Поэтому сегодня в Орехово едут как те, кому важно прикоснуться к истокам российской авиационной мысли, так и желающие побывать в отлично сохранившемся усадебном ансамбле мелкопоместных дворян Владимирской губернии.
Энергия вдохновения.
Директор Дома-музея Майя Ширканова несет эстафету памяти о Жуковском, которая идет от племянницы великого ученого Веры Жуковской. Именно Вера Александровна обращениями к властям добилась в 30-е годы прошлого века решения Совета Народных Комиссаров СССР об открытии мемориального Дома-музея в бывшей усадьбе дяди и стала его первым директором. Майя Константиновна представляет семейную династию ореховских музейщиков – ее отец был заместителем директора.
Здесь удалось сохранить дом и около тысячи личных вещей, принадлежавших Жуковскому. Это не считая книг.
Интересно постичь главную «тайну» Жуковского: передовой ученый, основатель практической, теоретической и экспериментальной аэродинамики, а еще и гидродинамики, всю жизнь возвращался в родное старинное имение для отдыха и вдохновения.
В бывшем Императорском Московском техническом училище (ныне МВТУ имени Баумана), где преподавал Жуковский, сохранились его прошения об отпуске: за 49 лет работы - 49 заявлений на имя ректора о том, что в отпуск профессор Жуковский уезжает в свое Орехово Владимирской губернии.
Дворянин, родившийся при крепостничестве, когда еще железных дорог не было, теоретически рассчитал самолет и увидел, как его теория воплотилась в реальных летательных аппаратах. А в итоге стал основателем важнейших интеллектуальных центров нашей авиации - Военно-воздушной инженерной академии и Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), которые носят его имя. И при этом обожал свое старинное тихое Орехово.
- Орехово было любимым местом Жуковского и для отдыха, и для труда. Самые яркие, гениальные идеи посещали Николая Егоровича именно здесь. Прогуливаясь по аллеям парка, он формулировал свою знаменитую теорему о подъемной силе крыла, - увлеченно рассказывает Майя Ширканова.
Интересно, что сам Жуковский летал всего один раз. В Париже, на выставке, поднялся в небо на воздушном шаре. Но ему сделалось так дурно, что он зарекся от полетов. Зато его разум взмывал высоко.
По аллеям парка в усадьбе он ездил на трехколесном французском велосипеде с приделанными за спиной крыльями, которые сконструировал сам. Так испытывал давление воздуха на крыло при быстром движении. На малой Родине изучал и особенности полета птиц.
Жуковские как помещики. Орехово до революции было сельцом - так в старину называли помещичий дом и несколько крестьянских изб вокруг него.
Усадебный комплекс Орехово начал складываться еще в конце XVII века, развился в следующие два столетия. Первыми владельцами имения и создателями ансамбля были представители именитого рода Всеволожских. В 1841 году имение, заложенное зятем Всеволожских Ляпуновым, приобрели Жуковские, Егор Иванович и Анна Николаевна, урожденная Стечкина, за 15 тысяч рублей серебром в рассрочку на 25 лет, с 9-ю десятинами земли и 57-ю душами крепостных (тогда указывали только мужчин-крепостных). Так они стали мелкопоместными дворянами.
При этом великолепный парк, созданный в форме Вифлеемской звезды, к моменту покупки имения Жуковскими считался уже вековым! Дом был при покупке таким же, деревянным, на каменном основании, на 24 комнаты. Из крупных элементов позже появился мезонин, его Николай Жуковский надстроил в 1912 году.
В этом доме родились все шесть детей Егора Ивановича и Анны Николаевны, третьим из которых стал будущий основоположник аэродинамики Николай Жуковский. Выдающийся сын явно пошел в отца в своем интересе к механике и технике: Егор Иванович был военным инженером.
Жуковские были хорошими людьми - заботливо относились к своим крестьянам: выручали семьи, оставшиеся без скотины, отдавая корову из барского хозяйства.
Когда крепостное право в 1861 году отменили, Жуковские пошли максимально щадящим для крестьян путем: не потребовали с бывших крепостных выкупа за землю. Хотя были вовсе не богатыми. Даже когда крестьяне уже были вольнонаемными, достигший уже заметных высот в карьере Николай Жуковский продолжал их опекать: в неурожайный год купил и отправил ореховским крестьянам по железной дороге до станции Ундол вагон зерна — на прокорм семей и на семена. Жителям оставалось только перевезти зерно на подводах со станции в сельцо.
Основные средства семьи уходили на образование детей в Москве. Кстати, именно ради учебы детей Жуковские переехали в старую столицу, оставив Орехово любимой летней дачей.
После революции усадьбу национализировали — и она почти 20 лет была сельской школой. И только в мезонине, разделенном на маленькие комнатки, жили сами Жуковские и другие учителя. С недавних пор мезонин, по инициативе Майи Ширкановой и при поддержке фонда Президентских грантов, преобразился в новую гостиную, заметно расширившую возможности музея.
Суворовский мотив. Оказывается, усадьба связала роды Жуковских и Суворова. Большим другом семьи Жуковских был внук генералиссимуса Александра Суворова, сын его единственной дочери Натальи-«Суворочки», князь Валерьян Николаевич Зубов, - очень состоятельный помещик и конезаводчик, владевшим расположенными неподалеку от сельца имениями Фетинино и Жерехово.
Дружеское соседство Жуковских и Зубовых было таким тесным, что князь Валерьян стал крестным отцом Николая Жуковского. И, между прочим, даровал крестному сыну весомую сумму в 2000 рублей серебром. Когда отец семейства Жуковских Егор Иванович оставил инженерную службу на дорогах, князь Зубов пригласил его к себе в имение Жерехово управляющим.
Майя Ширканова подчеркивает удивительную духовную связь времен и героев Отечества: отец Александра Суворова Василий Иванович был крестником императора Петра Великого, а внук непобедимого полководца Валерьян Зубов стал крестным отцом Николая Жуковского, - основоположника непобедимой отечественной авиации.
А, кстати, в каком храме Жуковские крестили детей? В самом сельце Орехово церкви не было. Сельцо входило в приход храма Ильи Пророка близлежащего села Глухово. Поверьте - посетить этот на удивление красиво расположенный храм в живописной долине тоже стоит!
Удивительные инструменты. В барской гостиной дома Жуковских привлекает внимание старинный рояль работы фирмы «Stürzwage» («Штюрцваге»). Это подлинный инструмент семьи Жуковских, приобретенный в 1859 году. На этом рояле играли мать и сестры Николая Егоровича.
Играл на нем не так давно и один из именитых гостей дома-музея – космонавт Алексей Леонов, который приезжал в Орехово вместе с Валерием Кубасовым и американскими астронавтами из знаменитого проекта «Союз-Аполлон».
Алексей Архипович Леонов был замечательным художником, это хорошо известно. А в доме Жуковского открылось, что он прекрасно владеет и роялем. Сегодня, по уверениям настройщика, периодическая игра опытного пианиста продлевает жизнь старинному роялю. Он чудесно звучит, как и полтора века назад.
Вот только профессор Жуковский тягой к музыке не отличался. По пути из гостиной в кабинет ученого мы встречаем... токарный станок с ножным приводом. Вот этот «инструмент» был необходим великому ученому-механику в его разработках. Станок Жуковский купил во Владимире, в Мальцовском училище (ныне авиамеханический колледж).
Еще один удивительный инструмент - солнечные часы. Здесь их даже два экземпляра — старинный, со времен Всеволожских, и современный - подмосковного мастера Александра Бондарева. Причем, эти часы рассчитаны по меридианам сельца Орехово, как географической точки.
А еще Жуковский очень любил цветы. Не зря вырос в усадьбе, где флористика была не просто традицией, а самой жизнью барского дома и еще одним источником позитивной энергии. Сегодня усилиями сотрудников музея интерьер дома по-прежнему украшают великолепные цветочные композиции.
У парадного входа в усадьбу уже в XX веке «приземлился» истребитель МиГ-17. Контраст интересный, но именно он иллюстрирует воплощение открытий Жуковского.
Белая дама. При всех реальных открытиях в усадьбе Орехово некоторым туристам даже от дворянского гнезда хочется призраков и прочих чудес. Так появилась легенда, что будто бы, когда здесь жила племянница ученого Вера Александровна, по ночам на пруду появлялся призрак женщины. Пропадал силуэт в центре водоема, как будто дама на что-то указывала.
- Туристы - наши самые дорогие гости, но у них буйная фантазия. Каждый второй меня спрашивает, на каком пруду проявлялась женщина в белом и указывала место, где нашли сундук с золотом, а на деньги за этот клад якобы открыли музей! - улыбается Майя Константиновна.