В своей речи Светлана Пантюхина обратила внимание на сложную эпизоотическую обстановку в Российской Федерации по таким заболеваниям как африканская чума свиней (АЧС) и высокопатогенный грипп птицы. У наших ближайших соседей – Костромской и Ивановской областей – с июля дела сейчас обстоят не лучшим образом. На крупном костромском предприятии, например, подлежат ликвидации шесть тысяч животных, уничтожается поголовье в личных подсобных хозяйствах, оказавшихся в эпизоотических очагах и угрожаемых зонах. В Ивановской области выявлено пять действующих очагов АЧС и два инфицированных объекта. В угрожаемую зону попали Ильинский и Ивановский районы, частично – Лежневский, Тейковский и Шуйский районы. Таким образом, Владимирская область должна быть начеку.
«Одной из основных версий распространения АЧС, например, на территории Костромской области, рассматривается занос вируса из дикой фауны, в том числе путем косвенного контакта граждан с дикими кабанами (сбор грибов и ягод в лесах, посещение водоемов, используемых дикими кабанами для водопоя, завоз дров на территорию хозяйства и т. д.). Данный вывод был сделан ввиду явного превышения плотности дикого кабана на территории Костромской области от рекомендованного Министерством природных ресурсов и экологии РФ, а также ввиду результатов лабораторных исследований биоматериала от диких кабанов», – рассказали в управлении Россельхознадзора.
На территории Владимирской области плотность популяции дикого кабана также превышает рекомендованную норму, что в свою очередь, образует угрозу возникновения очагов АЧС, прозвучало на заседании чрезвычайной противоэпизоотической комиссии. Также упомянуто было об отсутствии объективного учета поголовья свиней, содержащихся в биологически незащищенных хозяйствах всех форм собственности, который проводится органами местного самоуправления.
Чтобы предотвратить вспышку АЧС на территории Владимирской области, были озвучены следующие предложения:
- органам местного самоуправления провести объективный переучёт поголовья свиней, содержащихся в хозяйствах всех форм собственности на территориях поселений;
- главам сельских поселений совместно со старостами населенных пунктов провести выездные обследования территории на предмет выявления выгульного содержания свиней или других признаков нарушений по содержанию животных;
- активизировать муниципальный земельный контроль, в том числе в части выявления несанкционированных свалок ТБО, раскопок или снятия грунта;
- пресекать незаконную реализацию свиней и мяса свинины, живой птицы, других животных в несанкционированных местах торговли, стихийных рынках и ярмарках, в том числе по объявлению в населенных пунктах;
- органам местного самоуправления провести разъяснительную работу через средства массовой информации и на сходах граждан об опасности АЧС, недопустимости приобретения свиней и живой птицы, продукции свиноводства в местах несанкционированной торговли без ветеринарных сопроводительных документов, в том числе через интернет-сайты (АВИТО, Юла и др.), недопустимости кормления свиней пищевыми отходами, мерах и неотложных действиях граждан в случае возникновения заболевания, о необходимости постановки на учёт поголовья свиней;
- провести рейдовые мероприятия с целью выявления трупов свиней или птицы и в случае выявления незамедлительно проинформировать субъектовую ветеринарную службу;
- субъектовой ветеринарной службе при оказании договорных платных услуг, а также при проведении профилактических и иных мероприятий обращать внимание на условия содержания животных, а также на другие факты (кормление, состояние и др.), анализировать полученную информацию и в случае выявления признаков нарушений, особенно касаемо содержания свиней, незамедлительно информировать Управление Россельхознадзора;
- при выписке электронных ветеринарных сопроводительных документов на живых животных при перемещении в другие субъекты, а также при оказании услуг на ввозимых в регион животных запрашивать у владельца согласование Россельхознадзора на перемещение животных, выдаваемое в порядке ст. 13 Закона о ветеринарии;
- государственной инспекции по охране и использованию животного мира администрации Владимирской области принять меры по снижению численности дикого кабана до рекомендуемого показателя 0,25 голов на 1000 га охотугодий и провести дополнительные рейдовые мероприятия в охотхозяйствах области с целью выявления трупов павших животных.