Навыки десантирования в Специализированной пожарно-спасательной части (СПСЧ) Владимирской области есть у 45 сотрудников. Обычно огнеборцы совершенствуют умения дважды в год – весной и осенью. Однако в этом году учения запланировали и в августе — из-за пожароопасного периода. Такие специалисты необходимы на случай ликвидации природных пожаров в труднодоступной местности: в густом лесу, куда проезд затруднен, а ближайший водоем слишком далеко.
С начала пожароопасного сезона во Владимирской области произошло 93 лесных пожара на общей площади 46 га. Все очаги ликвидировали в день обнаружения специалисты лесных хозяйств, без привлечения МЧС. За аналогичный период прошлого года было зарегистрировано 98 очагов на площади 67 га. По состоянию на 21 августа ликвидировано загорание торфа у Панфилово в Гусь-Хрустальном районе. Пока у нас не приходилось проверять в «боевых условиях» методику с десантом огнеборцев с вертолета, но в других регионах ее задействовали. Например, в Ростовской области - для дотушивания отдельных тлеющих очагов. Авиация сбросила более 520 тонн воды на огонь. Или в Хакасии - 11 августа спасатели эвакуировали травмированного туриста с горного хребта Кузнецкий Алатау. В воздух поднялся Ми-8 с бригадой спасателей, также использовалось беспарашютное десантирование для подготовки раненого к транспортировке. В некоторых случаях методом беспарашютного десантирования при помощи бортовой лебедки на борт поднимают пострадавших.
На отработку алгоритмов работы с владимирскими пожарными приехали инструкторы из Жуковского авиационно-спасательного центра МЧС. Спасатели разбились на тройки. В том числе - два новичка. Кстати, перед занятиями непосредственно на вертолете ребята все вместе тренируются на специальном тренажере – вышке аэродрома «Семязино». В «Добрынском» перед полетом еще раз отрабатывают навыки правильной посадки и последовательности выхода из вертолета, спуска и работы со спускающим устройством. Кроме того, повторяют жесты и сигналы для взаимодействия в воздухе.
Инструктор Василий Киселев разъясняет один из необходимых приемов: «До подхода к вертолету не забываем о страховке. На борту будет специальный страховочный ус на тросе ПРП. Один карабин застегнут на борту, вторым карабином «встегиваетесь» в боковую на плетях. Работать будем по максимуму быстро и правильно. Но никто никто никуда спешить не должен».
Не больше двух минут на каждого из 20-ти человек во время тренировки в вертолете, но - еще на земле. Как десантируются огнеборцы — мы сначала наблюдаем с земли, пока две группы спускаются по тросам в огороженный конусами квадрат. Все как в кино про агента 007. Веревка до 50 метров (хотя высота в воздухе – не более 30 метров), внизу всегда страхует опытный человек. Скорость спуска – максимум 2 метра в секунду. И наконец – самое интересное. Во второй заход идем на борт вместе с пожарными. Первая группа заходит в вертолет, пока он не запущен, второй выпадает более экстремальный вариант – «под винтом». С собой у спасателей – пожаротехническое вооружение, ранцевые огнетушители (в реальных условиях), обвязка специальная спусковая, карабин и спусковое устройство стоп-десантер.
Я летала на вертолете впервые. Спойлер: на мотопараплане генерируется больше адреналина, ведь во время взлета и посадки вы прямо-таки разгоняетесь, а в полете – со всех сторон обдувает ветер. Вертолет же поднимается и опускается так, что особой «тряски» внутри вы даже не чувствуете. Но самым экстремальным для меня было достать смартфон для съемки. Вставать на борту сложно и страшно, лучше оставить это специалистам. Зато я смогла рассмотреть в деталях моделирование естественной ситуации. Выпускающий должен заметить малейшее нарушение крепления снаряжения и правил подгонки подвесной системы, состояние головного убора, одежды и обуви, даже чувства, переживаемые специалистом в эти минуты. По словам выпускающего, часто на тренировках люди зажаты и нервозны, а в работе все с первого раза получается. Цель экипажа во время десантирования – обеспечить нахождение вертолета в одной точке, чтобы не было колебаний по высоте и горизонту. «Зависнуть» над землей – не легкая задача.
– После спуска команда никуда не разбегается. Нужно отойти в зону видимости командира, показать, что вы не под вертолетом. После того, как веревка сброшена, ее убрали, место для посадки воздушного судна освободили. После того, как распустили веревку, мы должны ее правильно уложить. Укладывается веревка в сумку бесконечной (петлей), – рассказывает Киселев.
Одновинтовый вертолет Ми-8МТВ-1, используемый для подобных заданий, вмещает одновременно до 12 человек личного состава плюс вооружение – ранцевые огнетушители и мотопомпу.
«Мы готовы», – резюмировал итоги учений Дмитрий Гришанов, заместитель начальника специализированной пожарно-спасательной части ФПС ГУ МЧС России по Владимирской области.